Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи
Публичные речи – удел не только политиков, дипломатов, руководителей и преподавателей. Время от времени перед каж-дым может встать необходимость произнести речь – на родитель-ском собрании, на митинге, на собрании служащих, на разного рода церемониях и т. д. Тем, кому выступать перед публикой при-ходится нечасто, нужно приложить немало усилий. Ведь поми-мо свойственного новичкам (да и некоторым профессиональным ораторам и артистам) страха перед многочисленной аудиторией, им, возможно, неизвестны:
• требования, предъявляемые к оратору этикетом;
• ораторские приемы, обеспечивающие интерес и симпатию публики к содержанию речи и к самому оратору.
Глава 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации
На мероприятиях, где произносятся речи, обычно есть предсе-дательствующий или ведущий. Прежде чем предоставить кому-либо слово, он, стоя на сцене, за кафедрой или на трибуне, произ-носит вступительное слово. Это, как правило, имя и фамилия ора-тора, а также несколько фраз, характеризующих его. После этого председательствующий (ведущий) возвращается на свое место. По-сле того, как оратор закончил свою речь, председательствующий подходит к нему, пожимает руку и благодарит за выступление.
Подготовка к публичному выступлению
Произнести длинную, содержательную, убедительную и вы-разительную речь экспромтом способен, разве что, один оратор из тысячи. Хорошее выступление – результат тщательной подго-товки. Прежде всего, речь нужно написать. Мысли, изложенные в письменном виде, отличаются от устной речи сложностью пред-ложений, обилием причастных и деепричастных оборотов и дру-гих грамматических конструкций. Поэтому, сочиняя текст буду-щего выступления, не стоит подражать авторам глубокомыслен-ных статей в солидных газетах и журналах. Составив фразу, нуж-но представить себе, как она будет звучать в устном выступлении. И не только представить.
Публичные выступления настоятельно рекомендуется не-сколько раз прорепетировать дома, стоя перед зеркалом. Кто-то может подумать: каким же идиотом я буду выглядеть, провоз-глашая речь в пустой комнате и обращаясь к своему отражению! Но разве лучше выглядеть идиотом перед полным залом, невнят-но блея и спотыкаясь на каждом слове? Мастерство оратора – ак-терское мастерство. Репетиции помогают и усовершенствовать текст, и подыскать интонацию, и отработать жесты.
Рекомендации по содержанию публичного выступления
• Главную мысль, идею выступления не следует провозгла-шать сразу, «с места в карьер». В первую минуту и оратор, и ау-дитория недостаточно собраны, чтобы глубоко вникнуть в суть
Деловая этика
дела. Кроме того, у слушателей может пропасть интерес слушать дальше. «Для разминки» лучше всего начать с какого-нибудь ку-рьезного факта, остроумного афоризма, яркой цитаты.
• Привлечь внимание аудитории оратор может, обратившись
к присутствующим с неожиданным, каверзным вопросом, на ко-торый невозможно дать ответ.
• В тексте выступления следует избегать специальных терми-нов и вообще слов, которые могут быть непонятны.
• Изложение какой-либо теории необходимо проиллюстриро-вать примерами.
• Окончание выступления должно быть эффектным, запоми-нающимся, потому что невыразительная концовка испортит даже самое блестящее выступление. Заканчивать речь, как и начинать, лучше всего шуткой, коротким анекдотом или цитатой. Прекрас-ный вариант, – когда финал как-то связан с историей или цитатой, приведенной в начале выступления. В этом случае выступление превращается в цельное, совершенное произведение. Окончанием может также служить, как логическое завершение речи, призыв аудитории к действию.
Произнесение речи
Произнести длинную речь, не заглядывая в бумажку, мало кому под силу. Среди счастливчиков, обладающих таким даром, можно назвать, к примеру, кубинского лидера Фиделя Кастро – он, даже несмотря на весьма солидный возраст, произносил мно-гочасовые речи, приводя немало цифр, без бумажки. Большин-ство же ораторов пользуется написанным текстом.
Но торопливое, сбивчивое или, наоборот, монотонное чтение расценивается как неуважение к аудитории. Небрежно произне-сенная речь не только вредит делу, которое отстаивает оратор, но и свидетельствует о дурных манерах этого оратора.
Поэтому важно не только то, что говорит человек, но и то, как он говорит. Очень важен тембр голоса. Аудитория с большим
Глава 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации
вниманием слушает того, кто говорит в низкой тональности, но громко. Одновременно высокий и громкий голос раздражает ау-диторию.
Оптимальной скоростью публичного выступления принято считать примерно 110–120 слов в минуту (около половины маши-нописной страницы, напечатанной через два интервала).
По ходу выступления желательно время от времени варьиро-вать темп. Меняйте также высоту и громкость голоса. Во-первых, это не позволит слушателям заснуть, а во-вторых, усилит воздей-ствие на них ваших слов.
В письменном тексте выступления лучше заранее пометить, как следует произнести ту или иную часть текста. Один и тот же текст, в зависимости от интонации, темпа и т. д., может вызвать
у публики самые различные реакции. Об одном знаменитом по-литике рассказывали, что в текстах своих выступлений он иногда помечал: «Аргумент слаб. Повысить голос».
Стоит помнить, что примерно 80 % информации человек вос-принимает посредством органов зрения. Поэтому сильнейшими аргументами могут стать слайды, фильмы, таблицы, различные предметы. И, конечно, жестикуляция. Выступление без жестов кажется скучным. Но беспрерывная жестикуляция быстро утом-ляет аудиторию и отвлекает от содержания речи. И уж совсем не-хорошо размахивать руками, выступая непосредственно вблизи слушателей.
Ораторам-новичкам и вообще всем застенчивым людям обыч-но мешают руки. У тех, кто произносит речь во время трапезы, возникает искушение взять в руки какой-либо предмет со сто-ла, например, вилку. Преодолейте его. Можно опереться рука-ми о кромку стола, но если стол слишком низкий, и придется на-клоняться – то делать это не следует. Если руки нечем занять, их обычно свободно опускают вдоль туловища (они не должны быть вытянутыми слишком прямо) или складывают за спиной либо спереди.
Деловая этика
Оратор должен быть бодр, весел и элегантен. Выступление редко может понравиться, если неприятен вид самого оратора. Вышли на сцену или трибуну – улыбайтесь. Или, во всяком слу-чае, всем своим видом подчеркивайте уважение к собравшимся.
А для этого накануне ответственного выступления нужно как следует отдохнуть.
Международный этикет предъявляет строгие требования к одежде выступающего. От женщин требуется прежде всего про-стота, строгость костюма, умеренность в украшениях. Особенно важно, чтобы украшения не издавали звона при движении. Муж-чина должен быть одет в деловой костюм. Наличие галстука обя-зательно.
И женщинам, и мужчинам Э. Поуст настоятельно рекоменду-ет заранее выяснить, как будут одеты на предстоящем мероприя-тии штатные присутствующие. Помните правило: выступающий должен быть одет как минимум не менее официально, чем слу-шатели.
В начале публичного выступления требуется выразить благо-дарность председательствующему за его рекомендацию, отдель-но поприветствовать известных лиц. Затем нужно обратиться к присутствующим: «Господин президент, почтенные гости, дамы
и господа». Или, например: «Господин председательствующий, уважаемые коллеги, добрый вечер».
В конце выступления нелишне поблагодарить слушателей за внимание. Произнести это следует громко и уверенно. Идеаль-ный оратор заканчивает свою речь до того, как слушатели ощу-тят скуку и усталость.