Принципы универсальной этики
Принципы универсальной этики могут быть названы моралью, поскольку они отражают общие ожидания каждого человека в лю-бом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям, и ожидаем подобного поведения от других.
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
Принципы универсальной этики включают:
• беспокойство за благополучие других;
• уважение права других быть самостоятельными;
• надежность и честность;
• добровольное подчинение закону (за исключением граждан-ского неподчинения); справедливость;
• отказ от несправедливого преимущества над другими;
• благотворительность, возможность приносить пользу;
• предупреждение вредных последствий.
Принципы деловой этики
В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, дей-ствуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной эти-ческой ответственности. Например, профессиональные ассоциа-ции имеют своды этических правил, которые задают необходи-мое поведение в пределах контекста профессиональной практи-ки, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или про-ектирование.
Эти зафиксированные письменно установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на прин-ципах деловой этики, а именно:
• беспристрастность, объективность;
• прямота, полное разоблачение;
• конфиденциальность;
• должное старание / обязанность заботы;
• точное исполнение профессиональных обязанностей;
• избежание потенциальных или явных конфликтов.
Сосуществование принципов
Важно иметь в виду, что принципы универсальной этики яв-ляются первой контрольной точкой в любой ситуации, включая уровни деловой ответственности. Например, когда мы судим о том, была ли корпорация социально ответственной на междуна-
Деловая этика
родном уровне, нам все же необходимо учитывать принципы лич-ной ответственности как необходимое условие.
Благотворительные вклады (возможность приносить пользу) ничего не значат, если корпорация не взяла на себя ответствен-ность по сведению к минимуму ущерба, причиненного ее деловы-ми операциями (предотвращение вредных последствий).
Литература
1. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н. Ка-менская. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 155.
2. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебник / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Про-
спект, 2008. – С. 57–61, 70–78.
Структура деловой этики (макроэтика
и микроэтика). Социальные функции
и принципы деловой этики
Структура деловой этики
Деловая этика – это научная дисциплина, изучающая приме-нение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее раз-рабатываемыми вопросами в деловой этике являются следую-щие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуа-циям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
Традиционно деловую этику принято разделять на макроэти-ку и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть деловой этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структу-ры общества: корпорациями, государством и обществом, как в це-лом, так и его организованными частями. Под микроэтикой – ис-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
следование специфики моральных отношений внутри корпора-ции, между корпорацией как моральным субъектом и ее работни-ками, а также держателями акций.
В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикаль-ный. На горизонтальном уровне присутствуют моральные отно-шения среди субъектов, обладающих одинаковыми характери-стиками, – между различными корпорациями. На вертикальном уровне – моральные отношения субъектов, обладающих разными характеристиками и свойствами. К этому уровню можно причис-лить отношения: корпорации – государство, корпорации – обще-ство в целом (или его локальная часть) и корпорации – окружаю-щая среда.
Большинство людей принимают этические решения на микро-уровне. Например, когда человек отвечает за свое собственное по-ведение. Каждый человек также принимает решения, которые ка-саются других людей: например, в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но не-которые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например непосредственно участвовать в формиро-вании государственной национальной политики.
Деловая этика имеет отношение и к формированию эконо-мических институтов, и к функционированию профессионалов. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в об-ласть морали, и с этой точки зрения значение деловой макроэтики трудно переоценить. И совершенно очевидна возможность огра-ничения микроуровневым подходом: нелепо убеждать члена Ка-бинета министров в необходимости быть честным и ответствен-ным.
Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для эко-номики переходного периода. Например, в России происходит трансформация основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспосо-
Деловая этика
блены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведе-нию на микроуровне. Однако, если эти институты ложно сфор-мированы и не учитывают конкретные социальные условия, бес-полезно тратить усилия на частные этические проблемы трудо-вого коллектива, так как людям придется постоянно бороться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным поли-тическим курсом.
На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончает-ся деловая этика и начинается экономическая теория. В конце концов раз деловая этика на макроуровне связана с применени-ем этической теории к экономическим институтам и их полити-ке, то нельзя рассуждать о деловых этических проблемах, забы-вая об экономике.
Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух ли-ний, не учитывать это взаимодействие нельзя. С одной стороны, деловой этике нужно знание экономической теории, если она хо-чет дать полезные реалистические указания для тех, кто опреде-ляет политику. С другой стороны, экономический анализ не мо-жет быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а эко-номист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия этих двух дисциплин при решении проблем, которые cтоят перед де-ловыми людьми.