В человеке все должно быть прекрасно». Школа хороших манер и Dress code

Переговоры, т.е. непосредственное общение с людьми, как ничто другое выявляют и подчеркивают Ваши достоинства и недостатки. Вспомните, с каким чувством Вы шли на переговоры? Если у Вас пока нет такого опыта, постарайтесь представить, что Вам завтра предстоит участвовать в важной встрече. Каковы будут Ваши чувства? Во‑первых, волнение, некоторая нервозность, готовность к бою, зарождающаяся агрессивность. Сразу надо сказать, что это – вполне нормальная человеческая реакция на поставленную задачу выиграть. Теперь вообразите, что и Ваши партнеры приходят с такими же чувствами, что тоже нормально: люди везде люди. Как Вы думаете, может ли выработать соглашение компания агрессивных неврастеников? Конечно, нет! Агрессия рождает агрессию, а нервозность вызывает неуважение к человеку, не имеющему сил справиться со своими эмоциями, и беспокойство за судьбу переговоров, т.е. ответную нервозность. Что делать в такой ситуации? Во‑первых, подготовиться к встрече, во‑вторых, проникнуться уважением к партнерам (этот контракт/сделка/продажа выгодны Вашей компании), в‑третьих, начать уважать себя. Добросовестная подготовка, уважение к себе, приличный внешний вид дадут Вам чувство уверенности в себе, чувство собственного достоинства. Вспомните, каких успехов Вы уже достигли, за что Вас можно уважать, поддержите себя морально. Человек, держащийся с достоинством, не станет вести себя агрессивно или надменно‑вызывающе по отношению к партнерам. Более того, можно сказать, что агрессивность – это попытка прикрыть страх и трусость, неуверенность в себе, защитная реакция личности на опасность, которую могут нести в себе и партнеры, и сами переговоры. Человек, уважающий себя, уважает окружающих. Он неизменно вежлив и тактичен. Его поведение отличается простотой, а манеры свидетельствуют о хорошем воспитании. Воспитанный человек вначале предложит кофе своему партнеру, а потом возьмет себе. Тактичный человек не станет приставать с вопросами о зарплате к полузнакомому человеку или критиковать страну, куда его пригласили. Избежать ошибок в поведении поможет очень простое правило: никогда не делайте другому того, что было бы неприятно Вам!

Вы приехали за границу. Помните, что Вы здесь представляете свою страну, свою компанию. И от того, как Вы себя будете вести, зависит отношение к тем Вашим соотечественникам, которые приедут после Вас. Если Вы встретитесь с негативным отношением к себе, не спешите ругать хозяев. Может быть, Вам не повезло, и перед Вами им пришлось иметь дело с Вашим дурно воспитанным соотечественником. При неформальном общении Вам обязательно будут заданы вопросы и о внутреннем положении, и о культуре, и о последних событиях в Вашей стране и мире. Прежде чем отвечать на такие вопросы, спросите себя: «Стали бы Вы иметь дело с компанией, работающей в нестабильной обстановке?». Конечно, нет! Это же выброшенные деньги! Вывод: Ваши оценки должны быть взвешенными, умеренно‑позитивными. Не стоит приукрашать действительность, но тон Ваших высказываний должен быть оптимистичным, если Вы хотите подписать контракт с зарубежными партнерами. Иначе с Вами никто не будет иметь дела. При поездке в другую страну следует всегда помнить, что Вы там в гостях. Избегайте критиковать культуру, религию, народ. Да, культурные различия существуют, но кто сказал, что Ваша культура, религия, жизненная позиция являются самыми правильными? Самыми безобидными темами для разговоров будут общечеловеческие проблемы, проблемы семьи, детей, образования, дома, все то, что роднит все народы. Если Вы любите хорошую шутку, подумайте вначале, как она будет воспринята слушателями. Многие темы шуток и анекдотов, от которых смеется все взрослое население одной страны, вызывают в лучшем случае недоумение, а иногда и открытое неприятие представителей другой страны. Проявите чувство такта, да и самосохранения, не шутите в незнакомой обстановке, если Вы не уверены, что это шутка хорошего тона и будет понята правильно всеми присутствующими.

Следует подчеркнуть, что деловой мир менее всего подвержен влияниям моды и при любых переговорах будет очень уместен темно‑серый или темно‑синий костюм современного покроя. Светлые костюмы, несмотря на летнюю жару, надевать не следует. В конференц‑зале обычно предусмотрены кондиционеры. Запрещены различного рода клубные или капитанские пиджаки с блестящими металлическими пуговицами. Для официальных мероприятий не рекомендуется надевать пиджак и брюки разного цвета. Рубашка должна быть обязательно с длинным рукавом, манжеты на пару сантиметров выступать из‑под рукава пиджака. Рубашка по цвету должна, прежде всего, подходить к костюму. Белые рубашки будут уместны всегда, также как и однотонные светло‑голубые, светло‑бежевые, других светлых тонов. Допускается мелкая неброская полоска или едва заметная клетка, ткань со слабой выработкой. Категорически запрещены рубашки черного и всех насыщенных цветов красного, желтого, зеленого, фиолетового и пр. Ткань должна быть тонкой, а рубашка не производить вида спортивной или одежды для свободного времени. Все виды джинсовой одежды, включая дизайнерскую, для бизнеса не пригодны! Проверьте, все ли пуговицы на месте? Эти вредные мелочи проявляются в самый последний момент! Галстук должен подходить по цвету к рубашке и не нарушать ансамбля рубашка‑костюм, не допускаются резкие цвета, нетрадиционные формы, яркие рисунки на галстуке. Галстук‑бабочку надевают на вечерние мероприятия, на концерт, в оперу, обычно под специальную фрачную рубашку с воротником специальной формы. После того как Вы выбрали свой костюм, позаботьтесь о том, чтобы Ваша одежда не издавала запаха. Воспользуйтесь услугами химчистки или, на худой конец, проветрите и просушите Вашу одежду на солнце. Если это не поможет, меняйте костюм, запахов быть не должно.

Обувь лучше всего выбрать черную, она идеально подойдет ко всем костюмам. Носки в этом случае тоже должны быть черного цвета, тонкими, достаточно длинными, плотно облегающими ногу, на резинке. Вся одежда должна быть идеально чистой и выглаженной, а обувь – начищенной.

Заранее освежите прическу, голова должна выглядеть ухоженной. Удалите волосы на шее, они явно указывают на то, что Вы давно не были в парикмахерской. Если ежедневный душ еще не вошел у Вас в привычку, сделайте исключение на день переговоров, примите освежающий душ, он взбодрит Вас и наполнит силами перед ответственной встречей. Воспользуйтесь дезодорантом и хорошим одеколоном в очень умеренных количествах. Не забудьте бросить взгляд на руки. Вы будете здороваться за руку, брать документы, чашку кофе, и все изъяны рук мгновенно будут видны всем присутствующим. Позаботьтесь о Ваших руках. Вы должны произвести впечатление солидного, уверенного в себе человека.

Для женщин требования к форме одежды в бизнесе тоже довольно строгие. Рекомендуются костюмы темного цвета из тонкой, желательно немнущейся (Вам предстоит чередовать заседания с перерывами) ткани, блузка – тоже с длинным рукавом спокойных, неброских тонов. Костюм может быть как с юбкой, так и брючный. Выбирая юбку, руководствуйтесь тем, что она не должна мяться и чтобы в ней было удобно сидеть, не вызывая недоумения соседей. Допускаются украшения и бижутерия хорошего вкуса, но в минимальных размерах. Для женщин в бизнесе тонкие колготки телесного цвета независимо от времени года обязательны всегда! Обувь выбрать лучше всего нейтрального черного цвета или подходящую под цвет Вашего костюма. Для таких случаев лучше всего подойдут стандартные лодочки на невысоком устойчивом каблуке. Помните, вам придется много сидеть и стоять, т.е. нагружать ноги. Категорически запрещаются черные колготки, обувь на платформе, яркие цвета, дешевая вульгарная бижутерия или обилие массивных золотых украшений. Особо следует сказать о декоративной косметике. Она должна, безусловно, присутствовать и украшать Вас, но никто об этом не должен догадываться. Это большое искусство – выглядеть красивой женщиной, лучше его освоить заранее. Прическа пусть останется на Ваше усмотрение, и пусть она Вам идет. Духами пользоваться не рекомендуется, лучше воспользуйтесь несколькими каплями туалетной воды. Не забудьте про маникюр, руки должны выглядеть тоже ухоженными, но не пользуйтесь красным или другим ярким лаком для ногтей. Вы просто обязаны потратить некоторое время на то, чтобы хорошо выглядеть. Зато Ваши усилия окупятся сторицей: хороший внешний вид дает человеку ощущение уверенности в себе, что Вам очень понадобится при переговорах.

5. Анализ подготовки, процесса и результатов переговоров. Контрольный тест Ключи победы.

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок».

Конфуций

Анализ – самая, пожалуй, приятная часть переговоров, если Вы их выиграли, и самая неприятная в обратном случае. Анализ переговоров состоит из анализа всех составляющих переговоров: анализа подготовки, проведения, организации и, конечно, результатов переговоров. Анализ переговоров проводится всеми членами команды, и в это время «воздается всем сестрам по серьгам», поскольку цель анализа – найти причины и определить личный вклад каждого участника в успех/неуспех переговоров. Если Вы – руководитель команды, прежде всего, безотносительно к результату, поблагодарите своих коллег за работу на переговорах. Переговоры – это действительно тяжелый труд, и Ваши коллеги заслуживают добрых слов. Если переговоры прошли успешно, т.е. Вы подписали соглашение или пришли к новому раунду, обязательно поздравьте своих сотрудников с хорошей работой, выразите свое одобрение, найдите слова поощрения для каждого. Помните, с этой командой Вам работать дальше! Сравните все Ваши прогнозы целей, стратегий, психологических портретов команды партнеров. Обдумайте, почему Вы пришли к такому выводу, какими мотивами руководствовались. Что оказалось в действительности? Детально разберите Ваши стратегии, что Вам помогло, какие соображения оказались неверными и почему? Если Вы приглашали консалтинговую компанию, определите ее вклад в успех/неуспех переговоров, оцените, насколько эффективной и экономически оправданной была эта помощь. Основной вопрос, который Вы должны задавать по каждому из вышеуказанных пунктов, это вопрос «почему?». Обсудите поведение и вклад каждого участника Вашей команды в открытой беседе. Поскольку игра была командной, то и анализ должен быть открытым и объективным. Не допускайте никаких недомолвок, закулисных разговоров! Только честный анализ будет полезен для успеха следующих переговоров.

Наши рекомендации