Понятие о профессиональной этике.
Понятие о профессиональной этике.
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.
В задачи профессиональной этики входит
- выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников.
Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.
Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.
Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей.
Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Основа профессиональной этики в педагогической сфере – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
В круг вопросов профессиональной этики относится также проблема трудовой мотивации.
Труд — это деятельность, которая требует высокой дисциплины, внимания и т.д. Постоянное напряжение воли работника обусловлено не только материальными стимулами, но и нравственными ценностями. Определить их, выбрать оптимальную модель мотивации становится актуальной задачей профессиональной этики.
Профессия и специальность.
Профессия (лат. professio, от profiteоr – объявляю своим делом) – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы и являющийся обычно источником существования.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемых орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения новых орудий труда, технологии производства, новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. Приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования. Человек может выбрать себе профессию в соответствии с его наклонностями, культурными и духовными запросами.
Многие профессии подразделяются на специальности: врач-окулист, врач-кардиолог и т.д. Созданной производительной структурой надо уметь управлять. Появляется настоятельная потребность в менеджере, который может на профессиональном уровне осуществлять управленческую функцию.
Для обслуживания процедуры реализации деловой функции в ее наиболее экономичной, эффективной и комфортной форме нужны бухгалтеры, юристы, секретари, технические, инженерные, научные работники. Человек нуждается в услугах и т.д. От того, насколько общество эффективно осуществляет деловую функцию, зависит уровень национального богатства и уровень благополучия граждан, уровень комфортности их жизни.
Специальность (от лат. species – род, вид) – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Например, специальность «Социально- культурный сервис и туризм» имеет специализации «Гостиничный сервис», «Ресторанный сервис», «Туризм», «Имиджмейкерские услуги» и др. По специальности с учетом специализации планируется и осуществляется подготовка кадров, разрабатываются учебные программы и планы, организуется учебный процесс.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с участниками образовательных отношений.
1.2. Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников образовательного учреждения регулирует организацию единого педагогического подхода к процессу образования, предусматривает единые требования к педагогическим работникам, создает комфортные условия для учащихся, педагогов и родителей (законных представителей), формирует микроклимат доверия и сотрудничества.
2.Выработанные нормы профессионального поведения обязательны для всех педагогических работников, независимо от занимаемой должности, преподаваемого предмета, наличия наград и поощрений, стажа педагогической работы.
3.1. Источники и принципы педагогической этики.
Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.
3.2. Принципы этики педагога.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед учащимися, родителями учащихся, обществом. При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами:
§ гуманизм;
§ толерантность;
§ профессионализм;
§ законность;
§ справедливость;
§ ответственность;
§ демократичность;
§ взаимное уважение.
4.За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего расследования.
Раздел 2. Личность педагога
2.1. Педагог должен быть положительным примером для учащихся.
2.2. Педагог является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией.
2.3. Поступки, совершаемые педагогом, не должны наносить ущерб престижу профессии.
2.4. Педагог требователен к себе, занимается самосовершенствованием.
2.5. Педагогу присущи самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог не должен терять чувства меры и самообладания.
2.6. Педагог соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.7. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие и воспитание учащихся.
Раздел 3. Взаимоотношения педагога с участниками образовательных отношений.
Понятие о профессиональной этике.
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.
В задачи профессиональной этики входит
- выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников.
Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.
Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.
Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей.
Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Основа профессиональной этики в педагогической сфере – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
В круг вопросов профессиональной этики относится также проблема трудовой мотивации.
Труд — это деятельность, которая требует высокой дисциплины, внимания и т.д. Постоянное напряжение воли работника обусловлено не только материальными стимулами, но и нравственными ценностями. Определить их, выбрать оптимальную модель мотивации становится актуальной задачей профессиональной этики.