Психологические методы воздействия в СМИ.

Гипноз. Если вспомнить массовые шоу М. Кашпировского и А. Чумака, то используемый ими гипноз оказался весьма эффективным, учитывая тот факт, что рекламируемым товаром в этом случае выступали сами гипнологи, то есть они фактически использовали гипнотические технологии для саморекламы, и следует признать, это оказалось весьма эффективным.

Внушение. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации. В качестве стимульного материала используют рекламу с высокой динамикой (смена кадров, темп речи диктора и пр.), многократного предъявления рекламы

Подражание. В рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную личность. Подражание — это воспроизведение индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения.

Заражение.Метод заражения определяют как бессознательную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния. На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках «для отдыха», где в качестве особого стимулирующего эмоционального фона используется специфическая музыка и световые эффекты. Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемых напитков. Молодой человек в этом случае часто делает покупку потому, что чувствует жажду, которую также испытывают окружающие.

Убеждение. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении достоинств рекламируемого объекта (товара) с недостатками других (конкурирующих), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии и др.

Стереотип- упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны, и шаблонность мышления, неприятие нового — с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты.

Имидж - является средством психологического воздействия и даже манипулирования сознанием человека. В понятие имиджа входят психофизиологические характеристики (ощущения цвета, звука, восприятие формы и пр.), но все-таки основу его воздействия составляют социально-психологические переменные, в частности, понятие престижности.

Механизм «ореола».Эффект «ореола» может возникать в результате использования юмористического образа. Однако юмор часто превращается в психологическую проблему, так как реакция на него у различных групп населения бывает неоднозначной. Юмор с элементами эротики, особенно если он используется в наружной или телевизионной рекламе. Сама эротика также широко используется в рекламе для создания эффекта «ореола». Опасность для общества представляют собой «воинствующая эротизированная пошлость», желание рекламистов эпатировать публику слишком откровенными сюжетами или сюжетами, которые унижают достоинство женщины. В качестве «ореола» в рекламе используются детские образы, животные, исторические памятники и др.

Также среди методов существует идентификация-явление, когда потребитель мысленно ставит себя на место изображенного в рекламе персонажа и при этом хочет быть на него похожим. Рекламные шоу -часто используются в телевизионном варианте, представляет собой целый комплекс психологических приемов, объединенных единым хорошо продуманным сценарием, НЛП-главным образом воздействует через систему, кодирующую в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Социально-психологическая установка. 1)устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориенти­рованному на социально значимый объект; 2)психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, орга­низованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение

Пропаганда.

Основной механизм эффективного психологического воздействия в пропаганде состоит в игнорировании очевидных фактов и аргументов противника, в замалчивании и неточном истолковании событий, искажении противоположных мнений, фальсификации. Очень часто используются невыгодные для противника сравнения, которые подкрепляются «объективными фактами» или «достоверными секретными материалами», полученными из неких «компетентных» источников.

Специалистами в области пропаганды даются конкретные рекомендации по ведению политических дискуссий, например, в полемике называть противников опасными, играть на таких чувствах, как доброта и чувствительность. Все эти методы лучше всего воздействуют на человека, лишенного критического и аналитического мышления, ограниченного, реагирующего в своих реакциях лишь на простейшие стимулы. Иногда используется термин «пропагандистская дрессировка», предполагающая управление человеком на основе простейших рефлексов.

Анализируя психологические механизмы воздействия пропаганды на психику, Г. С. Мельник пишет, что «современная журналистика, осуществляя мероприятия в области пропаганды, предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам; предлагает различные виды оценок, таких, как "хорошо", "плохо", "полезно", "вредно", "положительно", или, когда оценка содержит не только одобрение, осуждение, но и элементы рационального знания. Оценка является "принуждающим" средством аргументации» "полезно, но опасно», "достижимо, но при определенных условиях", "выгодно, но требует затрат".

Р. Р. Гарифуллин подробно анализирует некоторые наиболее распространенные приемы искусственного введения в заблуждение в современных средствах массовой информации. Это прежде всего: 1) скрытая реклама; 2) одностороннее и избирательное освещение информации (вырывание из контекста и т. п.); 3) распространение слухов и «уток» с последующим их опровержением (опровержение после такого приема обычно бывает бессильным); 4) специальные формы изложения материалов, основанные на психологии чтения и зрительского восприятия, с помощью которых удается оклеветать, осудить, вызвать недовольство и т. п. по отношению к кому или чему-либо (это достигается умелой компоновкой не связанных друг с другом материалов); 5) специально организованные письма и жалобы и т. п.; 6) представление догадок в форме фактов; 7) представление догадок в такой форме, что читатель (или зритель) в итоге понимает их как факты (в этом случае СМИ наказать за распространение лживой информации невозможно); 8) опубликование заказных материалов, отражающих борьбу между политическими или экономическими конкурентами; 9) организация искусственных скандалов. (Как способ политической борьбы, эффективной рекламы и т. п.); 10) заказные социологические исследования, направленные на формирование общественного мнения (социологические данные в этом случае бывают некорректными и недостоверными)

Вопрос № 27.

Проблемы политической психологии в многополярном обществе (Шелестова)

Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокус–группы, тесты, экспертные оценки).

Прикладное значение политической психологии связано с возмож­ностями ее воздействия на основные объекты этой науки: личность, ма­лую группу, большие группы и массы в политике. Воздействие на эти объекты наиболее важно в четырех сферах: во внутренней политике, внешней политике, в военно-политической сфере и сфере массовых ин­формационных процессов. Во внутренней политике политическая пси­хология имеет прикладное значение практически во всех ее измерениях: от борьбы лидеров за власть и психологии власти, до состояния массово­го сознания, обеспечивающего поддержку или, напротив, не при­нимающего власть. Во внешней политике политическая психология ис­пользуется для изучения и воздействия на власть в иностранных госу­дарствах, а также на население этих стран. Здесь есть и специфические сферы: психология дипломатии, переговоров, всего механизма междуна­родного взаимодействия, включая деятельность международных органи­заций, урегулирование конфликтов и налаживание международного со­трудничества, и т. д. В военно-политической сфере политическая психо­логия используется в целях психологической войны с противником, для поддержания боевого духа своих войск, для пропагандистского обеспе­чения разных аспектов военных действий и т. п. В сфере массовых ин­формационных процессов роль политической психологии особенно ве­лика: через эту сферу идет большая часть самого психологического воз­действия. Соответственно, прикладная психология играет важную роль и внутри самой этой сферы. Это касается оптимизации действий средств массовой информации для эффективного воздействия на аудиторию, ор­ганизации и проведении информационной части избирательных кампа­ний, PR-воздействия на аудиторию.

Прикладная роль политической психологии складывается из трех основных компонентов. Во-первых, это прикладные политико-психо­логические исследования – их задачи ставятся практикой, а результаты требуют внедрения. Здесь большую роль играет арсенал методов при­кладного политико-психологического исследования, дающего конкрет­ное знание и практический результат. Во-вторых, это методы на грани между прикладным исследованием и реальным вмешательством психо­лога в политические процессы. Соответственно, здесь речь идет о психо­логическом обеспечении близких к политике или реальных политиче­ских процессов. В-третьих, это психологические методы и приемы, ис­пользуемые самими политиками в политической практике.

Проблемы политической психологии:

Наши рекомендации