Роль методологии в современной науке (психологии) (Павлюк)
Методология — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Не следует путать методологию с методикой.
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности.Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности (например, в области правоведения) учёный должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления. Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов.
Методология является прежде всего совокупностью реально функционирующих в данной научной отрасли принципов исследования объектов. Таким образом, роль методологии можно выразить через ее принципы:
1. Принцип рациональности - ученый должен стремиться к непротиворечивому описанию изучаемых явлений. Этот принцип принимается потому, что из противоречия вытекает все, что угодно. Отказ от этого принципа равносилен отказу от логики. Сознание, как отмечают многие исследователи, также старается избавиться от противоречия. Когда иррациональность объявляется как нечто в человеке, принципиально не сводимое к непротиворечивому описанию, то такую иррациональность наука не признает, ибо принятие такой позиции ведет к отказу от построения науки психологии. Правда, ученые (как и сознание), даже столкнувшись с противоречием, не торопятся отбрасывать наличное знание до тех пор, пока ему нет ясной альтернативы, а стараются скорректировать это знание таким образом, чтобы устранить найденные противоречия. (Поэтому же, кстати, наука не признает чудес: чудо должно быть объяснено, а тогда оно перестает быть чудом.) Деятельность является научной не потому, что ее результаты не содержат противоречий, а потому, что в случае обнаружения противоречий эта деятельность направлена на их устранение.
2. Принцип идеализации - научное исследование имеет своим предметом не явления, а их модели, которые выражают схематически, в не замутненном случайном обстоятельствами «чистом виде» их наиболее общие и существенные черты. При идеализации модель изучаемого объекта освобождается от свойств, которые в реальности, тем не менее, необходимо присущи этому объекту. (Примеры: в физике - материальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины; в астрономии - абсолютно черное тело, в социологии - идеальные типы М. Вебера; в экономике - взгляд на человека как на рационального максимизатора полезности и т. д.)
3. Принцип простоты - В общем виде принцип простоты обычно формулируют так: из нескольких теорий, обладающих примерно равной объяснительной силой, предпочтительнее та, которая проще (использует меньше допущений). По сути, этот же принцип используется в гуманитарных науках, где объявляется, что из нескольких интерпретаций текста предпочтительнее та, которая единообразно объясняет больше элементов текста (ибо единообразие всегда проще). Человек тоже стремится воспринимать мир, сводя все к простому и знакомому. Законы гештальта, в частности, свидетельствуют о стремлении восприятия к достижению наиболее простой конфигурации (к «хорошей форме»). Как справедливо говорят психологи, мы воспринимаем только то, что понимаем, а окружающий нас мир искажаем до узнаваемости.
4. Принцип независимой проверяемости - Результат познания зависит не только от самого объекта познания, но и от способов познания этого объекта. Основная идея: использовать принципиально разные способы познания. Если результаты, полученные разными способами, согласуются друг с другом, то есть высокая вероятность, что они определены самим объектом познания. Отсюда и появляется требование: научные утверждения должны проверяться иным способом, отличным от того, каким он был получен. Это высказывание справедливо для всех наук.
5. Принцип преемственности – преемственность позволяет понять, как старые теории вписываются в новые системы знаний. Новая теория должна давать объяснение эффективности старой и сделать это так, чтобы факты, на которые опиралась старая теория, в новой теории не игнорировались, а соответствующим образом интерпретировались, да к тому же еще предсказывались бы неизвестные факты. Например, теория относительности опровергает теорию Ньютона, но последняя при этом не отбрасывается, а трактуется как частный случай теории относительности (т. е. как верная для скоростей, существенно меньших скорости света).
Психология пошла в практику значительно раньше, не преодолев, а попросту обойдя свои главные методологические трудности, не став полноценной наукой в том смысле этих слов, который вкладывают в них считающие естественнонаучную модель научного познания единственно возможной.
Здесь коренится одна из главных причин снижения интереса к теоретико-методологическим проблемам в современной психологии. Зачем ломать голову над такими “проклятыми”, а, возможно, и неразрешимыми проблемами, как психофизический или психосоциальный параллелизм, ждать, когда психология станет такой же наукой, как физика или биология (если ей и суждено таковой стать), начнет производить общеразделяемое и надежное знание, если и то знание, которое она производит сейчас, охотно покупают, и современное общество оно, похоже, вполне устраивает? В конце концов, и здесь действует логика рынка: если товар покупают, значит он того заслуживает. В этих условиях психолог, озабоченный ненадежностью психологического знания и, как следствие, методологическими проблемами своей науки, выглядел бы противоестественно - как продавец, который вместо того, чтобы продавать свой товар, растолковывает покупателю, что товар - несовершенный, а, значит, покупать его пока не следует.
В результате психология, в том числе и отечественная, переключилась на новую траекторию развития, предопределенную не столько внутренними потребностями этой науки, как было раньше, сколько социальным заказом и логикой рынка.
(Аллахвердов В.М. Зачем психологии нужны правила игры в науку // Серия «Психология» 2013. Т. 2, № 2.
Юревич А. В. Психология и методология. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 312 с.)
Вопрос № 5.
Проблемы внедрения психологических знаний в практику (Садова)
Наука и практическая деятельность - две тесно взаимосвязанные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга сферы общественной практики. Поэтому использование результатов научного познания в практической деятельности любого специалиста далеко не простой процесс.
Сегодня психология остается одной из немногих наук, которая «ищет» свое лицо, т. е. свой объект и предмет. Современное понимание психологии связано с ее определением как науки о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики.
Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин. Отрасли психологии выделяются по множеству оснований: по цели деятельности (получение или применение нового знания):
- фундаментальные и прикладные науки;
- по предмету исследования: психология развития, творчества, личности, воли и т. д.;
- по виду связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропсихология, математическая психология;
- по связям с различными сферами практики: организационная психология, инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других;
- по объекту и специфике его развития - психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе детская и возрастная психология, патопсихология.
Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:
1) научно-исследовательская (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания);
2) педагогическая (преподавание и пропаганда психологии);
3) практическая, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).
Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться психотехническая теория.
В академической психологии психическая реальность поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, а особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воздействует на внутренний мир человека исходя из этических соображений и признания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психолог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает, с одной стороны, осознать человеку свою уникальность, с другой стороны — типичность основных проявлений своей психической активности и тех проблем, с которыми он сталкивается. Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений — сама психическая реальность данного человека.
Таким образом, логика работы практика - это логика возврата системы к выявленной в науке норме. При этом практик своим применением нормы как бы постоянно «испытывает ее на прочность». В итоге, накопленный им банк данных может послужить основой для уточнения нормы. Тем самым практик реализует некоторые функции исследователя, но настоящим исследователем он не может себя считать до тех пор, пока не поставит под сомнение исходные теоретические положения, которые описывают норму и все, что с ней связано. Тогда практик становится теоретиком и начинает совмещать практическую работу с научно-исследовательской.
Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Различные препятствия, в частности отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. В первую очередь это касается практики психотерапии: огромное множество психических расстройств существуют уже многие тысячелетия, а теория по ним только-только начала формироваться. Белые пятна теории практические психологи часто заполняют с помощью гипотез и слабо обоснованных теорий. Для практических целей используются рабочие метафоры, никак теоретически не обоснованные, но удобные в применении. Эти построения и являются наиболее специфичной частью практической психологии как области знаний.
Формирующееся в связи с появлением психологической практики новое положение психологии в общественной жизни создает новую ситуацию внутри самой психологии. Главный параметр оценки этой ситуации - отношения между психологической наукой и практикой.
Психологической практике теория нужна как воздух. Обращаясь к существующим психологическим концепциям личности, деятельности, коллектива и т.д., психолог-практик не находит в них ответа на главные свои вопросы: зачем? - в чем смысл, предельные цели и ценности психологического консультирования, тренинга и пр.?; что именно он может и должен делать, какова зона его профессиональной компетенции?; как достигать нужных результатов?; почему те или иные действия приводят именно к такому результату, каковы внутренние механизмы, срабатывающие при этом?
Словом психолог-практик ждет от теории не объяснения каких-то внешних для практики сущностей, а руководства к действию и средств научного понимания своих действий. Но кроме того, и это самое важное, психологическая практика нуждается в такой теории, у которой можно не только что-то взять, но которой можно отдать.
Кроме того, теория, созревшая в академической исследовательской плоскости, в отрыве от психологической практики, не способна удовлетворить эти требования. Таким образом, психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории.
Следует отметить, что по мнению ряда ученых-психологов, назревает разрыв между теоретической и прикладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психическими процессами и состояниями, но не в силах объяснить механизмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и методологических основ психологии.
Вопрос № 6.