Тема 16. Публицистический стиль

Цель:сформировать знания о публицистическом стиле речи, о его языковых особенностях.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание о публицистическом стиле речи и его характеристиках; знание о подстилях и жанрах публицистического стиля речи; формирование умения выступать на публику, используя языковые средства, присущие данному стилю речи.

Актуальность темы заключается в том, что публичная речь играет в современном мире все более активную роль в жизни общества. Язык СМИ – мощное средство воздействия на общественное сознание. Поэтому знать о языковых особенностях и приемах воздействия публицистики студентам-нефилологам необходимо.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в СМИ – журналах, газетах, на радио и телевидении. Его главная функция– сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов, а также воздействие на массы, призыв их к действию. Первоначально данный стиль выступал как книжный стиль и использовался в газетах и журналах, т.е. публицистике, однако сегодня активно развита и устная форма публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи.

Публицистические тексты имеют ряд особенностей:

· они носят воздействующий характер, формируя у читателей (слушателей или зрителей) определенное отношение к передаваемой информации;

· пишутся в соответствии с определенной идеологической системой и опираются на систему определенных идеологических ценностей;

· отличаются тенденциозностью, т.е. журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

· обладают ярко выраженным субъективным началом;

· воспринимаются читателями (зрителями) как определенный эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

События, о которых сообщают публицистические тексты, обладают социальной значимостью, т.е. имеют общественный интерес: это встречи глав государств, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Нередко они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при освещении ее употребляются стереотипные выражения (гибкая система скидок, состоялась встреча глав государств, театральный сезон открылся). Воздействующая сила публицистики реализуется через эмоционально окрашенные, оценочные средства языка, важным из которых является политическая метафора. С ее помощью формируется положительное или отрицательное отношение к тому или иному общественному явлению. Таким образом, публицистический стиль характеризуют страстность, чередование экспрессии и стандарта, призывность.

В публицистическом стиле выделяют три подстиля (Рисунок 16.1):

Подстили публицистического стиля
ораторский ораторский
радио-тележурналистский
газетно-публицистический

Рисунок 16.1.Подстили публицистического стиля

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические особенности: общественно-публицистическая лексика, употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской, использование экспрессивно окрашенной лексики и речевых стандартов; публицистическая фразеология, речевые стандарты.  
Морфологические особенности: частотность употребления форм родительного падежа, служебных слов, форм настоящего и прошедшего времени глаголов, употребление единственного числа в значении множественного и др.  
Синтаксические особенности: Распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, частотность конструкций с обособленными членами, парцелляция, сегментация, риторические вопросы, повторы, инверсия и др.  
Цели и задачи публицистического стиля речи определяют его языковые особенности (Рисунок 16.2):

Рисунок 16.2. Языковые особенности публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля традиционно делятся на информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет), аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор) и художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Во-первых, дается конкретная информация, во-вторых – анализ происходящих событий, в третьих – образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме.

Для информационных жанров характерна объективность в изложении информации. Информационная заметка сообщает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить (см., например, рубрики газет «Аргументы и факты», «Новости, сенсации» и др.). В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно что-то произошло.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является информационно-аналитическим, где описываются активные действия журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами) и анализ проблемы.

Современное интервью– полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событии), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

В аналитических жанрах журналистом анализируется социально значимая актуальная проблема, ситуация, события с точки зрения автора. Распространенный аналитический жанр – проблемная статья. Ее характеризует логичность изложения, в основе лежит рассуждение (дедуктивное или индуктивной), которое построено на доказательстве главного тезиса. В отличие от рассуждения в научной статье здесь рассуждение носит эмоциональный характер. В качестве доказательств могут использоваться разные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает
свое мнение, дает оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры характеризуют проблему в образной, чувственной форме. Более всего образность проявляется в очерке. Он, как и интервью, может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. Главное действующее лицо в очерке – повествователь, который рассказывает о событии от первого и от третьего лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя
события, повествователь также может выступать как наблюдатель или закадровый комментатор. Повествование и рассуждение в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли изменения: практически исчезла передовая статья, пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук». В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение публицистического стиля и его основных функций.

2.Назовите подстили публицистического стиля.

3.Какими языковыми особенностями обладает публицистический стиль?

4.С помощью каких речевых средств реализуется воздействующая функция публицистических текстов?

5.На каком основании выделяются три группы публицистических жанров? Дайте им характеристику.

6.Исходя из собственных наблюдений и опыта, скажите, какие тенденции наметились в публичном речевом поведении в настоящее время?

Задание 2.Какие языковые особенности характерны для данных текстов? Как реализуется воздействующая функция публицистического стиля речи?

Текст 1

Наши рекомендации