Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи: логичность, точность, понятность и доступность
Цель:сформировать представление о коммуникативном аспекте культуры речи и его составляющих.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание о понятии «коммуникативный аспект культуры речи» и о его составляющих – коммуникативных качествах речи; формирование умения из предоставляемых языковой системой возможностей находить адекватную языковую форму для выражения конкретного содержания в реальных ситуациях речевого общения.
Актуальность темы заключается в том, что традиционно культура речи сводится в сознании студентов к определениям «правильно/неправильно», т.е. к знанию норм русского литературного языка в устной и письменной формах. Однако культура речи – это еще и умение выбирать и организовывать языковые средства, которые в конкретной коммуникативной ситуации способствовали бы достижению поставленных задач общения. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с данной темой необходимо.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В современной лингвистике выделяют три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи связана не только со знанием норм русского литературного языка, но и с его функционированием, с речевой деятельностью. Она способствует выработке навыков отбора и употребления средств языка в речевой коммуникации, помогает сформировать сознательное отношение к их употреблению в речи в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор тех или иных языковых средств для достижения целей общения составляют основу коммуникативного аспекта культуры речи. Поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, способствующие эффективному общению, и учитывать их в процессе речевого взаимодействия (Рисунок 6.1).
Коммуникативные качества речи |
Точность речи |
Логичность речи |
Понятность и доступность речи |
Чистота речи |
Уместность речи |
Богатство и выразительностьречи |
Рисунок 6.1.Коммуникативные качества речи
Точность речи связана с умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и системы русского языка, его возможностей и законов. Она проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, искажать события, путать факты, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это плохое и недостаточное знание русского языка, особенностей употребления его средств. Самыми распространенными причинами, делающими речь неточной, являются: употребление слов в несвойственном им значении; смешение паронимов, омонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность и др. Например: «В этих словах ярко выражается уверенность Любы в светлое будущее народа» (вместо вера); «В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы снести ему кое-какие продовольствия» (вместо продукты – смешение синонимов); «Наташа в сцене отъезда проявила практицизм» (вместо практичность – смешение паронимов); «Для Наташи характерна любовь к ближним людям» (вместо близким – употребление слова в несвойственном ему значении); «Скотинин поехал в деревню и развел там свинство» (неумение уловить отвлеченный характер значения слова).
Логичность речи тесно связана с точностью. Точность является предварительным условием логичности. Логичность речи заключается в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Прежде чем научиться логично говорить и писать, необходимо уметь логично мыслить. Значит, логичность – это отражение структуры логичной мысли и логичного, последовательного ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Чтобы речь была логичной, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте, нужно также знать языковые средства, которые способствуют организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речи.
Логика – наука о законах мышления, а мысль и язык связаны неразрывно. Нарушение основных законов мышления: закона тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и т.д. – находит отражение в речи учащихся. Примерами логических ошибок могут служить следующие: «Книги, которые читал Онегин, оказались сходными с его мыслями» (отождествляются понятия, отличные друг от друга, что связано с законом противоречия); «Через два года родился Шура, Зоин братишка. Но Зоя понравилась мне с первых ее шагов, с первых слов» (противопоставляются суждения, не находящиеся в противоречии); «Однажды его вытащили из воды с разорванной губой вместо щуки» (повествование о печальных событиях вызывает смех из-за резкого искажения смысла высказывания); «Около здания не прекращалось движение: подъезжали машины, мотоциклы, автомобили» (нарушение правил деления: понятие «машины» включает в себя частное понятие – «автомобили»).
Понятность речи заключается в ее действенности, эффективности и зависит от характера используемых слов. Доступность речи – это такое коммуникативное качество, когда говорящий отбирает факты, аргументы, речевые средства, максимально учитывая возможности восприятия речи в конкретной аудитории.
Чтобы речь была максимально правильно воспринята слушателем, нужно ограничить использование узкоспециальных терминов, иноязычных слов, не имеющих широкого распространения, профессионализмов. Уровень понятности и доступности должен определяется оратором в каждом конкретном случае в зависимости от аудитории, на которую направлена речь. Следует учитывать возраст, уровень образованности, социальное положение, психологическое и эмоциональное состояние аудитории и т. д. Например, одна и та же речь не может быть одинаково хорошо воспринята в школе и на пленарном заседании, или же речь, изобилующая профессиональными словами, не будет до конца понята рядовым слушателем и т. п. Если оратор употребляет какой-либо термин, иноязычное слово, диалектизм, он должен быть уверен, что они известны слушателям. В противном случае нужно дать пояснения значений употребляемых слов. Английский просветитель и философ Джон Локк считал, «что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания».[7]
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Какие три компонента культуры речи выделяют в современной лингвистике?
2.Что представляет собой коммуникативный аспект культуры речи?
3.Какие коммуникативные качества речи Вы знаете?
4.Что такое точность речи? Каковы причины неточной речи?
5.В чем заключается логичность речи? Приведите примеры логических ошибок.
6.В чем заключается понятность и доступность речи?
Задание 2.Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней использование слов-паразитов? Как, по-вашему мнению, можно объяснить такое словоупотребление?
Задание 3. Прочитайте предложения. Скажите, какие коммуникативные качества речи в них нарушены? Определите ошибки, объясните, чем они обусловлены. Исправьте предложения.
1. Каждый инженер должен иметь собственное мнение, совпадающее с мнением начальника. 2. За допущенный прогул инженеру Королеву объявляется выговор с последующим отгулом. 3. Я всегда говорю искренне, даже если иногда немного обманываю. 4. Очень опасный игрок! Вот он стоит в центре поля и ждет, пока к нему придет мяч, чтобы можно было по нему ударить. 5. Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин! 6. Бесшумный будильник «Ракета» – можно поставить в любой уголок вашего дома. 7. Предусмотрено провести порядка 250 творческих встреч. Мы уверены, что они будут полезны и познавательны не только зрителям, получающим редкую возможность увидеться и поговорить со своими любимыми режиссерами и актерами, поделиться своими мыслями и заботами. 8. На замечания о своих неправильных действиях и поведении Савчик реагирует болезненно, несамокритично, не желая воспринимать их к сведению и устранению. 9. Приступая к изучению грамматики, мы старательно подбираем материалы для объяснения и закрепления кругозора учащихся.
Задание 4. Укажите лексические ошибки, погрешности стиля, смысловые неточности. Внесите необходимые исправления.
В самом молодом ресторане «Лесная быль», открытом в фешенебельном отеле «Россиянин», три зала. Каждый спланирован по-своему, а объединяет их модная отделка в оформлении: мягкого бело-молочного цвета мраморные стены, кованные из чёрного металла узорные решётки, художественные гобелены и панно, выполненные по специализированному заказу. Гигантские ковры, каждый «тиражом» в один экземпляр, воспроизводят картины древней России. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно, на высоком художественном уровне.
Свой колорит имеет и четвёртый, банкетный зал, подготовленный для семейных праздников и торжеств банкетов и товарищеских встреч. Стены зала облицованы розовым туфом, добытым в Армении. Оригинальный светильник выполнен в виде плывущей ладьи, на которой зафиксированы цепи свечей из цветного фарфора. Ни одна не похожа на другую, каждая уникальна, единственна в своем роде.
«Лесная быль» гостеприимно приглашает гостей отведать фирменных блюд российской кухни и весело провести время под весёлую музыку оркестра.
Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в словах.
Донельзя, задолго, запломбированный, цепочка, кладовая, фетиш, пасквиль, феномен, догмат, коклюш, благовест, взапуски, еретик, издревле, иначе, искони, исстари, наискось, наотмашь, некролог, отрочество, госпитальный, духовник, памятуя, вечеря, мальчиковый, послушник, подростковый.
2.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки.
Пастуш...нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ...м, ломт...ки ч...рного хлеба и оливки наблюд…чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч...к. Вот лещ...к, потроха, вот стерляди кусоч...к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пер...шка, коротенький карандаш...к и тоненькую книж…чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, – придёт в смятень...це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень…це уважаемого товарища заведующего (Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз...н...ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван...ч…кой» и «душ...ч…кой» (Чехов). 8.Уж я врем...ч...ко проведу, проведу… Уж я тем...ч...ко почешу, почешу… Уж я сем…ч...ки полущу, полущу (Блок).
Список рекомендуемой литературы:
1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону, 2004.
2.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. - М., 2010.
3.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М., 2001.
4.Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М., 2008.
5.Казарина С.Г., Милюк А. В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / С.Г. Казарина, А. В. Милюк, М.П. Усачева. – М., 2004.
6.Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: учебное пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. ¾ М., 2001.
7.Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2013.
8.Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.