Математические и статистические методы
Эта группа методов применяется для обработки данных, полученных в результате эксперимента. Они повышают достоверность выводов. Наиболее распространенными являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация – это метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета тех, у кого оно имеется или отсутствует [6, с. 29].
Ранжирование – это расположение полученных данных в определенной последовательности, обычно в порядке нарастания или убывания величин о определение в этом ряд у каждого из исследуемых.
Шкалирование – количественный метод, дающий возможность ввести цифровые показатели в оценку педагогических явлений. Испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке. Соотнесение полученных результатов с нормой предполагает определение отклонений от нее с допустимыми интервалами [6, с. 30]. Наиболее распространенной в педагогике является шкала оценки знаний и умений учащихся в баллах.
А. М. Новиков, приводит наиболее распространенную типологию деления шкал измерений; 1) шкала отношений, позволяющая оценивать, во сколько раз один измеряемый объект больше (меньше) другого, принимаемого за эталон; 2) шкала интервалов, применяемая в педагогике как дихотомическая шкала, содержащая два значения: да – нет, лучше – хуже; 3) шкала порядков или рангов, упорядочивающая расположение объектов;4) шкала наименований, используемая для различения одного объекта от другого [5, с. 64].
Для проведения математических расчетов применяются соответствующие формулы, справочные таблицы. Количественные показатели, полученные при использовании этих методов, представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, циклограмм, таблиц.
М. Б. Челышкова [10] предлагает для математико-статистической обработки результатов тестирования использовать матрицу, в которой количественные результаты представляются в систематизированной форме. Формирование матрицы начинается с выбора для оценки ответов учеников. Обычно результаты оцениваются дихотомически: верно – 1 балл, неверно – 0 баллов. После подсчета индивидуальных баллов испытуемых и количеством правильных ответов за каждое задание производится графическая интерпретация эмпирических данных, которые представляют в виде полигона, гистограммы, сглаженной кривой или машинописного графика.
Вопросы и задания
1. Что включает в себя методика исследования?
2. Какие группы методов входят в систему методов научно- педагогического исследования?
3. В чем сущность теоретических методов исследования?
4. Раскройте особенности метода анализа педагогической литературы.
5. Каковы отличительные особенности методов абстрагирования и конкретизации?
6. В чем сущность моделирования? Приведите примеры его использования.
7. Какие методы относятся к эмпирическим?
8. В чем сущность наблюдения? Какие недостатки и преимущества оно имеет? Какие виды наблюдения применяются в педагогическом исследовании?
9. Дайте понятие эксперимента. Раскройте его особенности.
10. Что общего и отличительного между беседой, интервьюированием и анкетированием?
11. Дайте характеристику тестирования.
12. Для чего применяется метод изучения продуктов деятельности объектов исследования?
13.Что объединяет методы экспертного оценивания, обобщения независимых характеристик и педагогического консилиума?
14. Дайте характеристику методов математической и статистической обработки результатов исследования.
Библиографический список
1. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003. – 207 с.
3. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования [Текст] / А. И. Кочетов. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996 .– 312 с.
4. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст]; учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф 02 –Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
5. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст] (Пособие для начинающего педагога-исследователя /А. М. Новиков. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. – 112 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С. 26 – 36.
7. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования [Текст] / Я. Скалкова. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
8. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст] (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
9. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 93 – 110.
10. Челышкова , М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]: Учебное пособие / М. Б. Челышкова. – М.: Логос,
2002. – 432 с.