Теоретические методы исследования
К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование. Обычно они применяются в определенных взаимосвязях друг с другом, порой входят один в другой. Они позволяют обеспечить теоретическую новизну каждого исследования, создание теоретических обобщений, установление закономерностей изучаемых явлений. Теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования.
Обычно методы теоретического характера применяют для анализа литературных источников. Исследователь призван повысить теоретические знания об изучаемом объекте и предмете, опираясь на достигнутое. Теоретические методы включают анализ реальных педагогических процессов, направлены на выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих эффективность функционирования.
Анализ педагогической литературы в научном исследовании выполняет такие функции как:
– выявление ценностей науки, ее достижений и недостатков, ошибок и пробелов;
– определение опорных позиций по проблеме с учетом того, что сделано в науке;
– установление актуальности, степени неразработанности проблемы;
– теоретические построения, позволяющие сравнить результаты нескольких однородных исследований, осуществить их анализ, определить методологию исследования.
Первое требование к анализу – выполнение комплексной функции. Критически оценивая ранее проведенные исследования, устанавливать ценности и ошибки, служить основанием исходных позиций, целей, задач, гипотезы, помогать сравнивать концепцию автора с выводами других ученых.
При первоначальном изучении литературы исследователи знакомятся с состоянием науки вообще и конкретного направления особенно, выписывают идеи, которые могут стать опорными, обобщающие точки зрения по проблеме (в чем сходны и различны подходы ученых), дают точное определение понятий.
Особое внимание уделяется терминологии исследования. В целях научного обоснования понятийного аппарата анализируются педагогические явления, процессы, которые даны разными авторами, и сопоставляются с теми, которые сформулированы в БСЭ, педагогической энциклопедии, философском словаре, психологическом словаре, толковом словаре русского языка. Это важно, потому что термины, употребляемые в разговорной речи педагогами-практиками, часто не соответствуют их научному толкованию.
Анализ литературы во введении к работе дается с целью определения актуальности проблемы и формулировки опорных позиций автора. Если по данной проблеме отсутствуют исследования за длительный период времени, возможен научный анализ в объеме самостоятельного раздела. Если были исследования по аналогичной теме, то в начале главы или параграфа делаются ссылки на других исследователей, чтобы не повторять известные позиции.
Анализ литературы на заключительной стадии исследования углубляется, объясняются причины ошибок тех или иных исследователей, выявляется новое научное направление, нуждающееся в дальнейшем исследовании. Исследователь сравнивает свою точку зрения с позициями других ученых, устанавливает общие тенденции в науке, дополнительные сведения о достоверности своей фактологии и теории.
Анализ научной литературы требует определенной культуры исследователя. Все фамилии авторов, имеющих взгляды по данной проблеме, указываются в алфавитном порядке. Таким образом, устанавливается равенство отношения исследователя к концепциям ученых. При этом можно упомянуть, кто первым поднял данный вопрос, кто внес наибольший вклад.
Самое сложное в анализе – это систематизация научных взглядов на основе изложения собственной позиции автора. Анализ не должен сводиться к констатации, что такой-то ученый в такой-то работе изложил такую-то позицию, а другой сказал следующее. Хронологическое перечисление того, кто что сказал по данному поводу, не является научным анализом литературы. Это произвольная аннотация работ по теме. Для избегания этой ошибки после внимательного изучение литературы возможен такой порядок систематизации взглядов ученых:
– что в науке говорится о сущности данного педагогического явления (позиция нескольких авторов совпадает в таком-то плане);
– что входит в содержание данного процесса, явления (его компоненты, звенья, стадии, этапы развития – кто из ученых какие выделяет);
– что говорят ученые о направлениях решения проблемы (кто и какое разрабатывал);
– какие трудности, отмеченные в предшествующих исследованиях, встречаются при практическом решении задачи;
– какие условия эффективного учебно-воспитательного процесса в данной области выделены учеными [3, с. 44].
Особенность методов анализа и синтеза заключается в их универсальных возможностях рассматривать педагогически явления и процессы в самых сложных сочетаниях, связях и отношениях. Посредством анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников педагогического процесса (детей, взрослых, педагогов, родителей); выявить несоответствия, реальные противоречия, прогнозировать развитие.
Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Многочисленные связи и отношения мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Изоляция от других предметов и других свойств позволяет глубже изучить предмет. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия о реально не существующих объектах: «идеальный воспитанник», «Идеальный педагог», «идеальная школа».
Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация направлена на воспроизведение развития предмета как целостной системы. Конкретным называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета. Метод восхождения от абстрактного к конкретному необходим для познания сложных процессов. Например, определение исходных отношений «учитель – ученик» в педагогике сотрудничества предельно абстрактно. Оно может и должно наполняться конкретным содержанием при раскрытии смысла этих отношений высокогуманных, основанных на уважении, нравственной и предметной взаимопомощи. Еще более конкретны реально существующие педагогические системы, например, коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
Моделирование – это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных систем (моделей), которые имитируют существенные свойства оригинала и получают получить о нем новые знания. Моделирование позволяет охарактеризовать изучаемый процесс наглядно-образно, в виде схем, чертежей, словесных характеристик, описаний, делает его более глубоким. В. В. Краевский так описывает данный метод: « … Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью» [1, с. 120]. Моделирование позволяет более глубоко проникнуть в сущность изучаемого предмета. С помощью моделирования, например, описываются различные виды обучения, виды уроков и т. д.