Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость
Исследования
Понятие «новизна» шире, оно включает и теоретическую значимость и количественные данные, характеризующие личность ученика и воспитателя в новых условиях деятельности. В разделе научная новизна должно говориться о том, какой научный «кирпичик» создан исследователем, а в разделе «теоретическая значимость» – в какую часть, в какое место «здания» педагогической или методической теории он положен. Критерий новизны характеризует содержательную сторону результата, новые теоретические положения, не известные ранее в педагогической науке и практике. Выделяют теоретическую новизну (концепция, гипотеза, терминология и т. д.) и практическую новизну (правило, рекомендации, требования, средство и т. д.). Уровень новизны характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.
Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области воспитания и обучения, определяет вклад автора в развитие педагогической науки.
По мнению А. И. Кочетова, теоретическая новизна исследования включает формулировку концепции исследования, моделирование процесса или явления, структуры личности или коллектива, выявление особенностей и тенденций развития процесса или явления, определение показателей (обучаемости, воспитуемости, мотивов поведения), по которым определяется результативность работы, и условий, которые содействуют развитию личности. В теоретическую новизну входит формулировка особенностей и тенденций развития процесса или явления в результате поиска.
Критерий практической значимости характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методике преподавания, которые произошли посредством внедрения результатов исследования в практику. Практическая значимость указывает, что должно быть изменено в практике обучения и воспитания: какие новые методы, приемы, новые средства использовать, что изменить в руководстве школой, в подготовке кадров [4].
Теоретическая и практическая значимость являются одним из основных критериев качества педагогического исследования.
Вопросы и задания
1. Раскройте логику научно-педагогического исследования.
2. Как обосновать актуальность темы исследования?
3. В чем состоит сущность научной проблемы?
4. В чем заключается различие между объектом и предметом исследования?
5. Как соотносятся в педагогическом исследовании цель и задачи?
6. Что такое гипотеза?
7. Чем гипотеза отличается от концепции?
8. Какие требования предъявляются к гипотезе?
9. Какого варианта формулировки задач Вы придерживаетесь? Почему?
10. В чем заключается различие между научной новизной и теоретической значимостью?
11. Что характеризует критерий практической значимости научно-педагогического исследования?
12. Раскройте методологический аппарат в выбранной Вами теме курсовой работы.
13. Какие критерии, по вашему мнению, характеризуют качество научно-педагогического исследования?
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании (Дидактический аспект) [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М., 1982.
2. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003. – 207 с.
4. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования [Текст] / А. И. Кочетов. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996 .– 312 с.
5. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф 02 – Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
6. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст]: пособие для начинающего педагога-исследователя /А. М. Новиков. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. – 112 с.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С. 26 – 36.
8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования [Текст] / Я. Скалкова. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
9. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст]: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 93 – 110.