Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту
Технология воспитательной деятельности— это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.
Составляющими элементами воспитательной технологии являются прием, звено, цепочка. Воспитательный приемпреподавателя (тренера) определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено— это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочкаесть совокупность взаимосвязанных, последовательно задействуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.
Основной элемент технологии — это методы воспитания.
Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.
Средства воспитания— это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино-и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.
Приемы воспитания— это частные случаи действийпо использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
Наиболее действенными методами воспитания являются:
— традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
— инновационно-деятельностные - проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
— неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких);
— тренингово-игровые— социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
— рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).
Нравственное воспитание в процессе физического воспитания -целенаправленное формированиеморальных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе.
Методы нравственного воспитания включают в себя:
— убеждение в форме разъяснения установленных норм пове-дения, сложившихся традиций;
— беседы при совершении занимающимися какого-либо про-ступка;
— диспуты на этические темы;
— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);
— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп-ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по-ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);
— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;
— оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под-ведении итогов соревнований и др.;
— наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), вре-менное исключение из состава команды и др.
Умственное воспитание в процессе физического воспитания.
Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.
С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.
Средствами умственного воспитания являются физкультурные занятия.
К методам умственного воспитания относят:
— опрос по преподаваемому материалу;
— наблюдение и сравнение;
— анализ и обобщение изучаемого материала;
— критическую оценку и анализ двигательных действий.