Федеральное агентство по физической культуре и спорту

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ

ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

ХОККЕЙ

ПРОГРАММА

Допущено Федеральным агентством
по физической культуре и спорту

УДК 796/799

ББК 75.579

x68

Программа подготовлена авторским коллективом в составе:

В.П. Савин, докторпед. наук, профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК, заслуженный работник физической культуры РФ;

Г.Г. Удилов,кандидат пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории методики хоккея РГУФК, заслуженный тренер России;

Ю.В. Королев,доцент, руководитель научно-методического центра Федерации хоккея России;

В. С. Львов, кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и методики хоккея РГУФК;

А.П.Давыдов,старший преподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК;

В.В. Крутских, кандидат пед. наук, старший преподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК;

ЕЛ. Щербаковупреподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК.

Рецензенты:

В.С. Давыдов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, вице-президент хоккейного клуба «Динамо»;

Н.Н. Урюпин, кандидат пед. наук, директор Профессиональной хоккейной лиги.

Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, Х68 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / М.: Советский спорт, 2009. - 101 с.

ISBN 978-5-9718-0356-0

В программе определяется структура многолетней подготовки детей в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею, основные требования, предъявляемые к ней, а также раскрывается содержание подготовки (организационные формы, средства и методы) юных хоккеистов на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном и по годам обучения. Авторы делают акцент на вопросах планирования, особенностях методики построения учебно-тренировочного процесса с юными хоккеистами разного возраста, педагогического и медико-биологического контроля и воспитательной работы.
Программа отвечает требованиям подготовки квалифицированного резерва хоккеистов и предназначена для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, атакже преподавателей спортивных вузов.

УДК 796/799
ББК 75.579

© Коллектив авторов, 2009

ISBN 978-5-9718-0356-0 © Оформление. ОАО «Издательство

"Советский спорт"», 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (СДЮШОР) разработана на основе нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ. Среди ряда методических принципов целесообразно выделить следующие:

• Принцип комплектностипредполагает тесную взаимосвязь
всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.

• Принцип преемственностиопределяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.

• Принцип вариативностипредусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.

Программа является основным регламентирующим документом
обеспечивающим эффективное построение многолетней подготовки резервов и содействует успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Структурно программа состоит из двух основных частей (нормативной и методической) и следующих разделов:

• пояснительная записка;

• организационно-методические указания;

• учебный план и план-схема годичного цикла;

• контрольно-нормативные требования;

• программный материал для практических занятий;

• воспитательная работа;

• психологическая подготовка;

• теоретическая подготовка;

• восстановительные мероприятия;

• комплексный контроль;

• инструкторская и судейская практика.

Материал по физической и технико-тактической подготовке представлен в программе по годам обучения. Приводятся примеры объединения упражнений в тренировочные задания. А также тренировочные занятия и микроциклы по принципу их преимущественной направленности, на развитие физических качеств, на обучение техники и тактики, на совершенствование технико-тактического мастерства.

Целью многолетней подготовки юных хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах является подготовка хоккеиста высокой квалификации.

Основными задачами многолетней подготовки являются:

• привлечение большого количества детей и подростков к занятиям по хоккею;

• обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;

• формирование высокого уровня технико-тактического мастерства;

• воспитание волевых, морально-стойких личностей;

• подготовка резерва в сборные команды России.

Основные показатели работы спортивных школ по хоккею – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей по выполнению программных требований по уровню подготовленности занимающихся физической, технической, тактической, игровой и теоретической подготовки), вклад в подготовку и выступление сборных команд страны; результаты выступления в соревнованиях.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Нормативная часть программы определяет основные требования по ее структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки (физической, технико-тактической, игровой) и нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовки юных хоккеистов. Многолетняя подготовка юных хоккеистов включает в себя следующие этапы: спортивно-оздоровительный (предварительный); начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования (табл. 1-3).

Спортивно-оздоровительный (предварительный этап). К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная
работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники хоккея.

Этап начальной подготовки. На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься хоккеем и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики хоккея, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года

и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке (табл. 4).

Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы
и требования по видам подготовленности
(ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)

Этапы подготовки Год обучения Примерный возраст для зачисления Кол-во часов в педелю Требования ПО спортивной подготовке
Спортивно- оздоровительный весь этап 5-7 лет Выполнение нормативов по ОФП
Начальной подготовки до 1 года   8 лет 6 Выполнение нормативов по ОФП и СФП
свыше 1 года 9-10 лет Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике
Учебно-тренировочный Начальной специализации до 2-х лет 11-12 лет Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике
Углубленной специализации до 2-х лет 13-14 лет Выполнение нормативов по ОФП, технической подготовке
3-й и 4-й год 15-16 лет 14-15 Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТЛ и игровой
Спортивное совершенствование 1-й год 2-й год 17-18 лет 16-18 Выполнение первого спортивного разряда и КМС

Таблица 2
Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)

Этапы многолетней подготовки Общая физическая Специальная физическая Техническая Тактическая Игровая Соревновательная   Всего
Спортивно- оздоровительный (5-7 лет) -
Этап начальной подготовки (8-9-10 лет)
Учебно-тренировочный этап Начальная специализация (11-12 лет)
Углубленная специализация (13-14 лет)
Углубленная специализация (15-16 лет)

Таблица 3
Показатели соревновательной нагрузки
(количество встреч-игр)

Виды соревнований Организационно- оздоровительный этап Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап
Начальная специализация Углубленная специализация
1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Учебно-тренировочные - - -
Контрольные - - - -
Основные - - -
ВСЕГО - -

Таблица 4
Приемные нормативы для зачисления в группу
учебно-тренировочного этапа

№п/п Контрольные упражнения Нормативные показатели
  Общая физическая подготовка (на земле)
1. Бег 30 м (с) 5,2
2. Тройной прыжок (м) 5,20
3. Отжимание (кол-во)
4. Бег 20 м спиной вперед (с) 6,5
5. Челночный бег 6x9 (с) 14,8
  Специальная физическая подготовка (на льду)
1. Бег 30 м (с) 5,20
2. Бег спиной вперед 30 м (с) 7,1
3. Челночный бег 6x9 (с) 16,8
4. Бег по кругу (с) 19,2
  Техническая подготовка (на льду)
1. Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с) 22,0
2. Бег с шайбой спиной вперед 30 м (с) 8,2
3. Броски шайбы в ворота (балл)
4. Обводка 5-ти стоек с последующим броском шайбы и ворота (с) 7,6

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным видам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в годичном цикле, включает рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения, а также организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ

Основной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является подготовка высококвалифицированных хоккеистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня.

В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «хоккей», основных концепции теории и методике хоккея, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и
возрастных особенностей юных хоккеистов.

Специализированные занятия по хоккею начинаются с 11-12 лет. После окончания курса обучения в ДЮСШ и СДЮШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее хоккеисты достигают в возрасте 18—20 лет, а наивысших результатов достигают в возрасте 25—28 лет.

Многолетняя подготовка юных хоккеистов - это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:

• спортивно-оздоровительный (предварительной подготовки);

• начальной подготовки;

•учебно-тренировочный, подразделяется на 2 раздела: начальной специализации и углубленной специализации.

Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.
На предварительном этапе это:

• формирование у детей интереса к спорту и хоккею;

• Всестороннее гармоничное развитие физических способностей укрепление здоровья, закаливание организма;

• овладение основами техники и тактики хоккея.

На этапе начальной подготовки, решаются следующие задачи:

• выявление детей способных к занятиям похоккею;

• формирование стойкого интереса к занятиям по хоккею;

• всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма:

• воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;

• разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;

• овладение основамисоревновательной деятельности по хоккею.

На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.

Наши рекомендации