Антропологическая структура культуры
Для того чтобы понять, как именно культура выполняет свои функции, надо рассмотреть ее структуру, т. е. выяснить, из каких элементов она состоит и как они связаны между собой.
В связи с тем, что культура — сверхсложная система, ее структура может быть проанализирована с разных точек зрения. В зависимости от того, какой принцип положен в основу структурирования культуры, можно говорить о разных плоскостях структуры культуры. Это не должно восприниматься как излишнее нагромождение подробностей.
В качестве примера, демонстрирующего необходимость и полезность анализа структуры любого сложного объекта с разных точек зрения, можно привести человеческий организм. Анализируя его структуру с одних позиций, можно указать, что он состоит из головы, рук, ног и туловища, с других позиций в качестве его элементов будут названы органы кровообращения, пищеварения, дыхания и т. п., с третьих — вода, белки, жиры, углеводы. Перечисление подходов, с точки зрения которых анализируется структура человеческого организма, может быть очень длинным, и каждый из них дает возможность узнать о человеческом организме нечто такое, что не просматривается с точки зрения другого подхода и что знать очень важно и полезно. Чем сложнее объект, тем сложнее его структура и тем больше критериев различения ее срезов, плоскостей, аспектов и т. п.
Это полностью относится к культуре. Каждый из срезов ее структуры позволяет нам узнать о ней нечто важное и существенное.
Исходя из того, что творение человека — главная функция культуры, видимо, будет правильно прежде всего рассмотреть антропологический срез структуры культуры, определить, какие именно черты и свойства человека творит культура.
Отвечая на этот вопрос, в первую очередь нужно сказать о том, что культура совершенствует (культивирует) способности человека, дает возможности удовлетворения его потребностей и создает такие потребности, которых нет у его братьев меньших — животных, стимулирует его интерес к достижению разных целей и занятиям разными видами деятельности, дает ему знания и умения. Все это — способности, потребности, интересы, знания, умения есть не что иное, как силы человека, то, чем он силен (а не только физической силой, как думают некоторые). Более того, это не просто силы, а сущностные силы человека, то, что составляет его сущность, то, без чего его нет как человека.
Однако здесь возможны сомнения и возражения. Так, например, известно, что у животных тоже есть способности, причем отдельные особи высших животных резко отличаются между собой по этому признаку, некоторые даже имеют способность к обучению. Бесспорно, что у них есть потребности — в пище, воздухе, особи другого пола и т. п. Если есть потребности, значит, можно говорить и об интересе к тем предметам, с помощью которых можно удовлетворить эту потребность. Есть основания утверждать, что у животных есть определенные знания. Например, известно, что они находят нужные им для лечения травы и вещества. Наконец, у животных есть такие умения, которым может позавидовать человек, — умение пчелы строить соты, умение крота рыть подземные ходы и т. п.
Все это говорит о том, что сущностными силами человека являются не просто способности, потребности, интересы, умения, знания, а такие способности, потребности и т. д., которые свойственны только человеку и в отсутствие которых он остается животным или становится животным.
Как их определить? Для этого можно встать на путь перечисления. Например, человек способен читать (правда, некоторые обезьяны умеют складывать несколько слов), писать, сочинять и исполнять музыку (но птицы тоже поют) и т. п. У человека есть потребности: такие же, как у животных (в пище, защите от холода и жары, в особи другого пола), но есть и другие, их много, особенно у некоторых людей. Совершенно ясно, что, идя по этому пути, мы увязнем в перечислениях и мало что поймем и в человеке, и в культуре.
Очевидно, что нужна некоторая система понятий, категорий, которая могла бы задать угол зрения для анализа того необъятного содержания, которое скрывается за понятием «сущностные силы человека». Эту систему понятий можно образно назвать «категориальной сеткой», или «категориальным каркасом».
Как сплести эту «сетку», из каких конструкций выстроить этот «каркас»?
Один из путей — оттолкнуться от идеи принципиальной двойственности человека. Слово «принципиальная» здесь имеет тот смысл, что двойственность — это принцип устройства человеческого существа, вне этой двойственности нет человека.