Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР
Признаки | Массовый просмотр детей | Отбор в учебно-тренировочные группы |
Физическое развитие: | ||
длина тела | + | + |
весоростовой индекс | + | + |
жизненная емкостьлегких | + | + |
окружность грудной клетки | -- | + |
сила мышц-сгибателей кисти | + | + |
длина стопы | — | + |
Общая физическая подготовленность: | ||
бег на 30 м со старта | + | + |
непрерывный бег 5 мин | + | + |
скоростной бег на месте 10 с | + | + |
челночный бег 3х10 м | + | + |
прыжок в длину с места | — | + |
подтягивание в висе | — | + |
бросок мяча 2 кг | — | + |
прыжок в высоту с места | — | + |
Функциональные возможности: | ||
PWS '——по | — | + |
темпы прироста спортивных показателей | — | + |
специальная физическая подготовленность | — | + |
параметры тренировочной деятельности | -- | + |
координационные способности | + | + |
В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.
В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физических качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы работались определенные представления о морфотипах спортсме нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще ственного значения и т.п.
Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.
Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. Ких числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями- Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Таблица43
Ориентировочные нормативы оценки физического развития спортсменов (мальчики и подростки)
(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели | Оценка, | Возраст, лет | |||||
уровень | |||||||
Рост, см | 154 и выше | 160 и выше | 168 и выше | 177 и выше | 185 и выше | 188 и выше | |
146-153 | 153-159 | 160-167 | 168-176 | 178-184 | 180-187 | ||
138-145 | 146-152 | 152-159 | 159-167 | 170-177 | 172-179 | ||
130-137 | 139-145 | 144-151 | 150-158 | 162-169 | 164-171 | ||
129 и ниже | 138 и ниже | 143 и ниже | 149 и ниже | 161 и ниже | 163 и ниже | ||
Вес, кг | 48 и выше | 54 и выше | 58 и выше | 65 и выше | 75 и выше | 78 и выше | |
. | 41-47 | 46-53 | 50-57 | 56-64 | 64-74 | 69-77 | |
34-40 | 37-45 | 42-49 | 47-55 | 53-63 | 60-68 | ||
27-33 | 28-36 | 34-41 | 38-46 | 42-52 | 51-59 | ||
26 и ниже | 27 и ниже . | 33 и ниже | 37 и ниже | 41 и ниже | 50 и ниже | ||
ЖЕЛ,см3 | 3101 и выше | 3501 Ильине | 3801 и выше | 4601 и выше | 5201 и выше | 5801 и выше | |
2601-3100 | 3001-3500 | 3301-3800 | 4101-4600 | 4601-5200 | 5201-5800 | ||
2101-2600 | 2501-3000 | 2801-3300 | 3601-4100 | 4001-4600 | 4601-5200 | ||
1501-2100 | 2001-2500 | 2301-2800 | 3101-3600 | 3401-4000 | 4001-4600 | ||
1500 и ниже | 2000 и ниже | 2300 и ниже | 3100 и ниже | 3400 и ниже | 4000 и ниже | ||
Сила кисти | 28 и выше | 35 и выше | 40 и выше | 46 и выше | 52 и выше | 55 и выше | |
руки (силь | 23-27 | 29-34 | 33-39 | 39-45 | 45-51 | 48-54 | |
нейшей), кг | 18-22 | 23-28 | 26-32 | 32-31 | 38-44 | 41-47 | |
13-17 | 17-22 | 19-25 | 25-31 | 31-37 | 34-40 | ||
12 и ниже | 16 и ниже | 18 и ниже | 24 и ниже | 30 и ниже | 33 и ниже | ||
Длина руки, | 45,6 и выше | 45,6 и выше | 45,3 и выше | 45,6 и выше | 45,8 и выше | 45,8 и выше | |
в % от длины | 44.8-45,5 | 44,8-45.5 | 44,6-45,2 | 44,5-45,5 | 45,0-45,7 | 45,0-45,7 | |
тела | 44.0-44,7 | 44,0-44,7 | 43,9-44,5 | 43,4-44,4 | 44,2-44,9 | 44,2-44,9 | |
43,2-43,9 | 43,2-43,9 | 43,2-43,8 | 42,3-43,3 | 43,4-44,1 | 43,4-44.1 | ||
43,1 и ниже | 43,1 и ниже | 43,1 и ниже | 42,2 и ниже | 43,3 и ниже | 43,3 и ниже | ||
Длина стопы, в | 16,6 и выше | 16,6 и выше | 16,6 и выше | 16,6 и выше | 16,5 и выше | 16.5 и выше | |
% от длины | 15,8-16.5 | 15,9-16,5 | 15,9-16,5 | 15,9-16,5 | 15,8-16,4 | 15,8-16,4 | |
тела | 15,0-15.7 | 15,2-15,8 | 15,2-15,8 | 15,2-15,8 | 15,1-15,7 | 15,1-15,7 | |
14,2-14,9 | 14,5-15,1 | 14,5-15,1 | 14,5-15,1 | 14,4-15,0 | 14,4-15,0 | ||
I | 14,1 и ниже | 14,4 и ниже | 14,4 и ниже | 14,4 и ниже | 14,3 и ниже | 14,3 и ниже |
Таблица 44