Русский язык и культура речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки
гражданско-правовой
Форма обучения: заочная
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Челябинск
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: Рабочая программа дисциплины / О.В. Конфедерат. – Челябинск: АНО ВПО «Российская академия предпринимательства» Челябинский филиал, – 2014. –34с.
Русский язык и культура речи: Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», квалификация (степень) «БАКАЛАВР», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 463 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г.
Является единой для всех сроков обучения.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» (протокол № 1 от 29. 08. 2014 года)
Зав. кафедрой разработчика – Горяйнова Н.М., к.п.н., доцент
Разработчик программы – Конфедерат О.В., к.культ., доцент
Рецензент:
Липская Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Социально-гуманитарные науки» ФГБО УВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
© Издательство АНО ВПО «РАП»
Челябинский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………………………………… 4 |
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4 |
3. Содержание дисциплины …………………………………………………… 13 |
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………………… 14 |
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………… 14 |
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины, модуля………………………………………………… 20 |
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………………… 21 |
8. Методические указания по освоению дисциплины (модуля) …………… 22 |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля), необходимое для её освоения……………………………………………………………..34 |
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Название дисциплины (модуля) и общая информация о ней
Рабочая учебная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»и является единой для всех сроков обучения.
1.2 Цели и задачи дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», таким образом, направлено на приобретение навыков адекватной самореализации в процессе обучения и адекватного самопредставления в профессиональной сфере.
В задачи дисциплины входит:
ознакомление студентов с необходимым набором теоретических сведений о языке и речи, связанных с формированием умений и навыков в области научного и официально-делового стилей;
подготовка студентов к созданию устных и письменных научных произведений нового для них жанра: научный доклад, защита научной работы, реферат, аннотация, рецензия, курсовая работа и др.
подготовка студентов к новым для них ситуациям делового общения как внутри учебного заведения, так и вне его.
1.3 Входные требования и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к вариативной части учебного цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Она обеспечивает расширение общей коммуникативной компетенции обучающегося, необходимое для освоения специальных дисциплин высшего учебного заведения.
Таблица 1 -Междисциплинарные связи
№ п/п | Наименование последующих дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин | ||||
1. | Юридическая риторика | Х | Х | |||
2. | Профессиональная этика | Х |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Таблица 2 - Структура компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины (модуля)
ФГОС | Профессиональный стандарт | Характеристика трудовых функций | |
Код компетенции | Наименование компетенции | ||
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать: основные этические понятия и категории; содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности; основные положения этических и других социальных норм, связанных с деятельностью по обеспечению прав и законных интересов граждан. Уметь:применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; анализировать профессиональные обязанности юриста, содержание, цели и функции профессиональной деятельности юриста. Владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения юриста, соответствующими требованиям профессиональной этики юриста. | осуществление профессиональной деятельности в соответствие с действующим законодательством, честное и добросовестное исполнение профессиональных обязанностей; понимание особенностей профессиональной этики в юридической деятельности; соблюдение принципов этики юриста; применение профессиональных и этических норм поведения юриста; анализ профессиональных обязанностей юриста, содержания, цели и функций профессиональной деятельности юриста; конструктивное общение с пользователями юридических услуг, с общественностью, с представителями органов государственной власти и местного самоуправления |
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Знать: закономерности и особенности профессиональной речи юриста; взаимосвязь культуры речи и культуры мышления юриста. Уметь: стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; Владеть:навыкамилогически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками доказывания и аргументирования своей точки зрения, опровержения точки зрения оппонента. | стилистически правильное использование в процессе профессиональной деятельности речевых средств общения; выявление и исправление речевых ошибок в устной и письменной речи; применение на практике знаний о закономерностях и особенностях профессиональной речи юриста; оперирование юридическими понятиями и категориями; логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной речи; доказывание и аргументирование своей точки зрения; опровержение точки зрения оппонента; общение, ведение гармоничного диалога в процессе коммуникации в профессиональной сфере. |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Знать: принципы употребления средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения; речь как инструмент эффективного общения; нормы официально-деловой письменной речи, международные и стандартные виды и разновидности служебных документов. Уметь: вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации; эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников; соблюдать правила речевого этикета; соблюдать правила и нормы культурного поведения, работая в коллективе. Владеть:навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи; навыками подготовки текстовых документов в юридической деятельности; способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, культурой поведения. | употребление средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения; применение речи как инструмента эффективного общения; применение на практике норм официально-деловой письменной речи; обмен информацией, оценка полученной информации; эффективное использование невербальных компонентов общения; соблюдение правил речевого этикета; соблюдение правил и норм культурного поведения, работая в коллективе; подготовка публичных выступлений, с учетом полученных знаний; подготовка текстовых документов в юридической деятельности; формулирование возможных путей (способов) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Знать:о значении и необходимости саморазвития, способах повышения своей квалификации и мастерства; содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство»; способы создания устных и письменных текстов разных стилей и жанров. Уметь:работать с оригинальной литературой по специальности; стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения; подбирать материал для сообщений на заданную тему и выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме. Владеть:навыками саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства; навыками реферирования и аннотирования литературы по специальности. | осуществление оценки уровня своего интеллектуального и общекультурного уровня, использование путей и способов его совершенствования; саморазвитие и повышение своей квалификации и мастерства; работа с оригинальной литературой по специальности; стилистически правильное использование речевых средств в процессе общения; подбор материала для сообщений на заданную тему и выступление перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме; аннотирование литературы по специальности; применение новейших достижений науки и техники, целесообразных для решения правовых задач; заимствование и применение достижений других наук. |
ПК-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Знать:понятие и требования юридической техники; правила разработки нормативных правовых актов. Уметь: применять знания о правилах, приёмах и средствах юридической техники; разрабатывать нормативные правовые акты. Владеть: навыками составления проектов нормативных правовых актов. | осуществление правовой экспертизы нормативно-правовых актов; участие в разработке нормативных правовых актов; применение на практике знаний о правилах, приёмах и средствах юридической техники; оперирование юридическими понятиями и категориями |
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Знать: требования к правильному и полному отражению результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Уметь: правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Владеть: навыками подготовки юридической и иной документации. | применение на практике знаний о сущности и значении юридической документации, требованиях к составлению и оформлению юридической документации; правильное и полное отражение результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации; оперирование юридическими понятиями и категориями |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знать:основные принципы консультирования в конкретных видах юридической деятельности; способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Уметь:осуществлять квалифицированную юридическую помощь; давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Владеть: навыками консультирования в конкретных видах юридической деятельности; навыками принятия необходимых юридических мер защиты прав и свобод человека и гражданина. | применение на практике знаний о юридическом консультировании; особенности юридического консультирования по материальным и процессуальным правоотношениям; осуществление квалифицированной юридической помощи; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; оперирование юридическими понятиями и категориями в юридическом консультировании |
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Знать: на высоком теоретическом уровне правовые дисциплины; общенаучные понятия и категории. Уметь: осуществлять процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося; оперировать общенаучными понятиями и категориями. Владеть: навыками педагогической деятельности; навыками преподавания правовых дисциплин на высоком теоретическом и методологическом уровне. | владение глубокими познаниями в области правовых дисциплин, дающие возможность осуществления педагогической деятельности по данным дисциплинам; преподавание правовых дисциплин на высоком теоретическом и методологическом уровне; осуществление процесса обучения и воспитания, направленного на всестороннее развитие обучающегося; оперирование общенаучными понятиями и категориями |
ПК-18 | способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство». Уметь: управлять самостоятельной работой обучающихся; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; подбирать материал на заданную тему и выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме. Владеть: навыками управления самостоятельной работой обучающихся; навыками педагогической деятельности; навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере профессиональной коммуникации. | управление самостоятельной работой обучающихся; выявление и исправление речевых ошибок в устной и письменной речи; преподавание правовых дисциплин на высоком теоретическом и методологическом уровне; осуществление процесса обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося; подбор материала на заданную тему и выступления перед аудиторией |
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
– содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство»;
– принципы употребления средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения;
– речь как инструмент эффективного общения;- нормы официально-деловой письменной речи, международные и стандартные виды и разновидности служебных документов;
– способы создания устных и письменных текстов разных стилей и жанров;
владеть:
– навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
– навыками подготовки текстовых документов в юридической деятельности;
– навыками реферирования и аннотирования литературы по специальности;
уметь:
– работать с оригинальной литературой по специальности;
–стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения;
– выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
– вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации;
– подбирать материал для сообщений на заданную тему и выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме;
– эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников;
– соблюдать правила речевого этикета.
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 3 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности
Вид учебной работы | Всего час./зач.ед., форма контроля | Количество семестров |
Контактная работа обучающихся с преподавателем: | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Переаттестация | - | |
Самостоятельная работа | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет/4 | |
Общая трудоемкость | 72/2 |
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 4 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности
Вид учебной работы | Всего час./зач.ед., форма контроля | Количество семестров |
Контактная работа обучающихся с преподавателем: | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет/4 | |
Общая трудоемкость | 72/2 |
2.2 Разделы и темы дисциплины (модуля) и виды занятий
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 5 - Перечень видов занятий по разделам дисциплины (модуля)
Наименование разделов и тем дисциплины | Лекции, час. | Практические Занятия, час. | Самостоятельная работа, час. | Промежуточная аттестаци, час | Всего, час. |
Тема 1 Речевое общение и речевая деятельность. | |||||
Тема 2 Язык и речь. | |||||
Тема 3 Культура речевого общения. | |||||
Тема 4 Функциональные разновидности русского языка. | |||||
Тема 5 Основы ораторского искусства. | |||||
ВСЕГО |
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 6 - Перечень видов занятий по разделам дисциплины (модуля)
Наименование разделов и тем дисциплины | Лекции, час. | Практические Занятия, час. | Самостоятельная работа, час. | Промежуточная аттестаци, час | Всего, час. |
Тема 1 Речевое общение и речевая деятельность. | |||||
Тема 2 Язык и речь. | |||||
Тема 3 Культура речевого общения. | |||||
Тема 4 Функциональные разновидности русского языка. | |||||
Тема 5 Основы ораторского искусства. | |||||
ВСЕГО |
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 7 - Перечень заданий для практических занятий (семинаров)
Раздел дисциплины | Наименование практических работ |
Тема 1 Речевое общение и речевая деятельность. | 1.1.Понятие общения. Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты. Учёт различных компонентов ситуации как необходимое условие успешной коммуникации. Правила речевого общения. 1.2.Речевая деятельность и её виды. 1.3.Невербальные средства общения. |
Тема 2 Язык и речь. | 2.1.Язык как универсальная знаковая система, служащая основным средством общения. Функции языка. 2.2.Форма существования речи (письменная, устная, кодифицированная речь). 2.3.Разновидности речи (монолог, диалог, полилог). 2.4.Понятие о литературном языке как высшей формы существования национального языка. Нелитературные разновидности языка. |
Тема 3 Культура речевого общения. | 3.1.Характеристика понятия «культура речи». Аспекты культуры речи. 3.2. Правильность речи (нормы современного русского литературного языка). 3.3.Коммуникативные качества речи. 3.4.Этические нормы речевой культуры. |
Тема 4 Функциональные разновидности русского языка. | 4.1.Понятие функционального стиля. Книжная и разговорная лексика. 4.2.Разговорный стиль. Основные черты. Сфера использования. 4.3.Научный стиль. Основная функция. 4.4.Газетно-публицистический стиль. Основные черты. 4.5.Официально-деловой стиль. Особенности стиля. |
Тема 5 Основы ораторского искусства. | 5.1.Понятие об ораторском искусстве (риторика, красноречие). Виды ораторской речи. 5.2.Публичная речь и условия её эффективности. 5.3.Этапы и виды подготовки публичной речи. 5.4.Композиционно-логическая структура публичного выступления. |
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 8 - Перечень технологий активного обучения, применяемых в разделах дисциплины (модуля)
№п/п | Раздел (тема) дисциплины (модуля) | Применяемые технологии активного и интерактивного обучения | Кол-во часов |
Тема 3 Культура речевого общения. | Дискуcсия на тему «Культура речевого общения» | ||
Тема 5 Основы ораторского искусства. | Работы в малых группах |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 2 Язык и речь
Язык как универсальная знаковая система, служащая основным средством общения. Функции языка. Речь как продукт речевой, мыслительной деятельности человека. Различие понятий «язык» и «речь». Форма существования речи (письменная, устная, кодифицированная речь). Разновидности речи (монолог, диалог, полилог). Понятие о литературном языке как высшей формы существования национального языка. Нелитературные разновидности языка.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы
1 Выполнение по конкретным темам и вопросам практического занятия.
2 Оформление образцов деловой документации
3 Выполнение контрольной работы
4 Подготовка к тестированию по всем темам
5 Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 9 - Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Речевое общение и речевая деятельность. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Культура речевого общения. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Основы ораторского искусства. | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Речевое общение и речевая деятельность | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-1 | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Культура речевого общения. | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Язык и речь. | Создание и представление презентации | Оценивание качества работы |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Основы ораторского искусства. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Функциональные разновидности русского языка. | Составление схемы «Функциональные разновидности русского языка». | Оценивание качества работы |
ПК-18 | способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Язык и речь. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
5.2.1 Задания и вопросы для контрольной работы
Задание к контрольной работе
Вариант 1
1. Социальные, психологические и речевые нормы общения.
2. Деловое общение: кодекс, национальные особенности.
Вариант 2
1. Нелитературные формы существования русского языка (подробная характеристика одной из форм).
2. Особенности русского произношения.
Вариант 3
1. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.
2. Заимствование в русском языке.
Вариант 4
1. Языковые штампы и клише.
2. Использование выразительных средств языка в текстах научного (публицистического) стиля.
Вариант 5
1. Проявление русского менталитета в пословицах и поговорках.
2. Понятие «речевой агрессии» и «речевой манипуляции» в СМИ.
Вариант 6
1. Способы выражения оценки в русском языке.
2. Книжная и разговорная лексика: опыт сопоставительного анализа.
Тематика эссе, рефератов
1 Правила речевого общения.
2 Речевая деятельность и её виды.
3 Невербальные средства общения.
4 Язык как универсальная знаковая система, служащая основным средством общения.
5 Понятие о литературном языке как высшей формы существования национального языка.
6 Нелитературные разновидности языка.
7 Коммуникативные качества речи.
8 Этические нормы речевой культуры.
9 Понятие функционального стиля.
10 Разговорный стиль.
11 Научный стиль.
12 Газетно-публицистический стиль.
13 Официально-деловой стиль.
14 Язык и стиль документов.
15 Речевой этикет в деловой переписке.
16 Понятие об ораторском искусстве (риторика, красноречие).
17 Виды ораторской речи.
18 Публичная речь и условия её эффективности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендуемый список литературы
Основная литература
1. Горовая, И. Г. Русский язык и культура речи.- Оренбург: «Оренбургский государственный университет», 2015.- 146c.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364822&sr=1
2. Невежина, М.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие.- М.: "Юнити-Дана, 2015.- 351с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=117759&sr=1
3. Рябушкина, С. В. Русский язык : практикум по правописанию: учебное пособие.- М.: «Директ-Медиа», 2015.- 172с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=426423&sr=1
Дополнительная литература
1. Антонова, Ю. А. Тестовые задания по стилистике и культуре русской речи.- Екатеринбург: УрГПУ, 2011.-267с.- [Электронный ресурс].-http://biblioclub.ru/index.php
2. Суспицына, И.Н. Русский язык. Культура речи. Риторика. – Екб.: «УрГПУ»,2012. 223с. - [Электронный ресурс].-http://biblioclub.ru/index.php.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. ЭБС “Университетская библиотека онлайн»: http:// biblioclub.ru
2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1358
3. Список журналов ВАК.- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/
4. Общий перечень периодики ЭБС.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1380
5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru
6. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» // http://www.akdi.ru.
7. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.
8. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" // http://www.rbc.ru/.
9. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru/;
10. Культура письменной речи http://www.gramma.ru/;
11. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru;
12. Интернет-тестирование в сфере образования http://www.i-exam.ru/, ключ: 46364tt741.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1 Методические рекомендации преподавательскому составу
Методические рекомендации по проведению учебных занятий
Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.
Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи», раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность студентов и способствуют развитию их творческого мышления.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.
Основные функции лекций:
· познавательно-обучающая;
· развивающая;
· ориентирующе-направляющая;
· активизирующая;
· воспитательная;
· организующая;
· информационная.
Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.
При подготовке специалиста важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ дисциплины «Русский язык и культура речи», но и умение ориентироваться в разнообразных практических ситуациях, ежедневно возникающих в его деятельности. Этому способствует форма обучения в виде практических занятий. Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, формирование у обучающихся умений и навыков работы с исходными данными, научной литературой и специальными документами. Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий.
Самостоятельная работа может быть успешной при определенных условиях, которые необходимо организовать. Ее правильная организация, включающая технологии отбора целей, содержания, конструирования заданий и организацию контроля, систематичность самостоятельных учебных занятий, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.
Текущий контроль уровня знаний и умений студентов необходимо осуществлять путем тестирования, как во время практических занятий, так и в ходе индивидуальной работы.
Достижение воспитательных целей на занятиях необходимо осуществлять личным примером, высокой требовательностью и строгим выполнением задач дисциплины, с одной стороны, и максимально - возможной помощью в усвоении наиболее сложных разделов и тем, - с другой.
Методические рекомендации по организации деятельности студентов в период подготовки к проведению практических занятий методом деловых (ролевых) игр:
Деловая (ролевая) игра является одной из наиболее эффективных форм проведения практических занятий и позволяет не только углубить, расширить и закрепить знания учебного материала, но и сформировать необходимые навыки последующего применения этих знаний в практической деятельности по должностному предназначению. Как правило, сущность деловой игры заключается в моделировании той или иной управленческой ситуации, которая может возникнуть в реальной деятельности менеджера и вовлечение обучаемых в её решение. Примером управленческих ситуаций может служить: проведение служебного совещания с сотрудниками; ведение переговоров с клиентами и контрагентами; проведение презентации и т.д. Значимость использования деловых (ролевых) игр в учебном процессе объясняется также и тем, что в период подготовки к их проведению студентам требуется провести большую работу по самостоятельному изучению материала, его осмыслению и подготовке к разрешению проблемных ситуаций, которые могут возникнуть непосредственно в ходе занятия.
В период подготовки к проведению деловой (ролевой) игры преподавателю целесообразно придерживаться следующего алгоритма деятельности:
В ходе предшествующего деловой игре аудиторного занятия, необходимо объяснить обучаемым место и роль деловой игры в системе изучения данной дисциплины, довести до них общий замысел и конкретный план проведения занятия;
· В соответствии с планом поставить задачи отдельным студентам по моделированию управленческих ситуаций и последующей их реализации в ходе проведения занятия;
· Студентов, которые не привлекаются в роли <