Русский язык и культура реЧИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Цикловая комиссия гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Микитюк А.В.

Русский язык и культура реЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации

к выполнению контрольных работ

для студентов (курсантов) специальностей

26.02.02 Судостроение

26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

профиля технического

заочной формы обучения

Керчь, 2015 г.

Составитель: Микитюк А.В., преподаватель высшей категории цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

Рецензент: Бондарева И.И., преподаватель высшей категории цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» __________

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № ____ от «____»__________ 2015г.

Председатель ЦК ________________ Р.В. Попова

Методическая разработка утверждена на заседании методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол № ____ от «____»__________ 2015г.

СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ», 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по работе С ЛИТЕРАТУРОЙ 3 РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по выполнению контрольной работы 4 ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 5.1 Вариант – 1 5.2 Вариант – 2 5.3 Вариант – 3 5.4 Вариант – 4 5.5 Вариант – 5 5.6 Вариант – 6 5.7 Вариант –7 5.8 Вариант – 8 5.9 Вариант – 9 5.10 Вариант – 10 6 ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫЙ ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ 6.1 Основные требования к зачету 6.2 Развернутый ответ на зачете 6.3 Как готовиться к зачету 6.4 Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи» 6.5 Нормы оценки знаний, умений и навыков студентов 7 ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 7.1 Тестовые задания 7.2 Ключ к тестовым заданиям Список использованной литературы        
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Перед учреждениями среднего профессионального образования поставлено задание подготовить высококвалифицированных, грамотных, с надлежащим интеллектуальным потенциалом специалистов. К будущим специалистам предъявляются высокие требования, которые заключаются не только в знаниях профессии, но и в высоком уровне владения русским языком, свободном пользовании языком во всех сферах и особенно в профессиональной и официально-деловой.

Умение владеть языком профессии способствует быстрому усвоению специальных дисциплин, повышает эффективность труда, помогает ориентироваться в профессиональной деятельности и деловых контактах.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в разделах «Профессиональная подготовка» и «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Русский язык и литература».

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Изучение дисциплины предполагает достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- закрепление и углубление знаний по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;

- дальнейшее развитиеи совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также расширение знаний по культуре речи;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общений;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- закрепление и расширение знаний студентов о тексте, функциональных стилях;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры орфографической и пунктуационной грамотности;

- способствование развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- различие между языком и речью; качества нормированной речи;

- особенности функциональных стилей речи (письменной и устной);

- функции языка как средства формирования и трансляции мыслей;

- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной формы речи;

- нормы лексической сочетаемости;

- основные принципы русской орфографии, морфологии, синтаксиса;

- основные правила орфоэпии, звукового состава русской речи, основные способы словообразования и грамматической правильности речи

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными, этическими нормами и эстетическим звучанием;

- различать типы речи, текстовые особенности типовых текстов;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности, целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- выявлять лексические, стилистические ошибки в текстах разных стилей и типов речи;

- владеть синтаксическими приемами и нормами современного русского языка;

- пользоваться словарями русского языка.

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ для студентов специальностей 26.02.02 Судостроение, 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов» заочной формы обучения по предмету «Русский язык и культура речи» содержат десять вариантов контрольных работ и пример выполнения контрольной работы, даются рекомендации по выполнению контрольной работы, рекомендации по работе с литературой, тесты для самоконтроля.

Цель данных методических рекомендаций - обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка.

Выполняя контрольную работу по русскому языку, студенты овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные, стилистические и иные ошибки и недочеты в специально подобранных заданиях и в своей речи.

Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 Введение

Тема 2. 1Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексические нормы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов и паронимов. Их исправление.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Студент должен знать:

- лексические единицы языка;

Студент должен уметь:

- владеть нормами словоупотребления, лексической сочетаемости;

- различать и использовать в речи многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы;

- определять лексическое значение слова;

- устранять лексические ошибки(плеоназм, тавтологию);

- пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка и другими видами словарей;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

- определять функционально-стилевую принадлежность слова;

- определять слова, относимые к авторским новообразованием.

Тема 5.5 Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями

Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

Студент должен знать:

- нормы и правила грамматической правильности речи;

- грамматические категории форм глагола.

Студент должен уметь:

-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

-выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

Тема 6.4 Способы передачи чужой речи. Оформление диалога. Цитата

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Студент должен знать:

- способы передачи чужой речи;

- синтаксический строй предложений;

- основные синтаксические способы построения текстов разной стилистической направленности;

- синтаксические нормы.

Студент должен уметь:

- различать прямую речь и слова автора, употреблять цитирование, оформлять диалоги;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных стилей разной стилистической направленности( официально-делового, учебно-научного публицистического, официально-делового стилей);

- редактировать собственные тексты и тексты, других авторов.

С ЛИТЕРАТУРОЙ

Проработку материала нужно начинать с прочтения всего текста, параграфа, придерживаясь таких правил:

- сосредоточиться на том, что читаешь;

- выделить суть прочитанного;

- мыслить последовательно и осторожно;

- представить то, о чем читаешь.

В процессе работы над темой словотолкования незнакомых и специальных терминов искать в словаре иноязычных слов и в специальных справочниках из соответствующих областей науки.

Непонятные места, фразы, выражения перечитывать несколько раз, чтобы понять их содержание.

В тексте встречаются отдельные слова, фразы или целые предложения, выделенные курсивом, жирным шрифтом. Это свидетельствует об акценте автора на главном.

После проработки текста необходимо:

– определить основную мысль;

– отделить основные вопросы текста от второстепенных;

– осознать связь между теоретическими положениями и практикой;

– закрепить прочитанное в сознании;

– связать новые знания с предыдущими в данной отрасли;

– перейти к заключительному этапу усвоения записей.

Записи необходимо начинать с названия темы и пособия, фамилии автора, года издания и названия издания. Если это журнал - записывают год, номер издания и заглавие статьи. После этого составить план, то есть краткое перечисление основных вопросов текста в логической последовательности.

Составление плана или тезисов логично законченного по смысловому содержанию отрывка текста способствует лучшему его пониманию. План может быть простым или развернутым, то есть более углубленным, особенно во время проработки дополнительной литературы по этой теме.

После составления плана необходимо перейти к тестированию записей.

Записи необходимо вести разборчиво и четко. Они могут быть короткие или большие, в зависимости от уровня занятий студента, богатства его литературной и профессиональной лексики, навыков самостоятельной работы с книгой. После кропотливого и систематического труда записи должны быть логично последовательными.

Для удобства пользования записями необходимо оставить поля для заметок и свободные строки для дополнений. Записи не должны быть однообразными. Необходимо выделять важные места, главные слова, которые акцентируются разным шрифтом или разным цветом шрифтов, подчеркиванием, заметками на полях, рамками, столбиками и тому подобное.

Записи могут быть в виде конспекта, тезисов, цитат, выписок, систематизированных таблиц, трафиков, диаграмм, схем.

Конспект - это короткая, сжатая, последовательно изложенная универсальная форма записи основного содержания прочитанного, которая может сопровождаться разными вышеупомянутыми записями.

Составление конспекта сводится к коротким записям содержания каждого пункта плана, подтверждения основных мыслей, положений примерами. Все вопросы плана должны быть связаны между собой.

Выписки используются при необходимости фиксирования наиболее важных мест, фактов, цифровых данных, точного формирования правил и законов.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста. Она хранит остроту высказывания автора, выписывается последовательно, грамотно и содержит указания на источник сообщения.

Важным элементом конспектирования является умение использовать иллюстрированные работы (схемы, графика, диаграммы) и систематизированные таблицы. Основным недостатком является механическое выполнение иллюстраций, которые не связаны с текстовым материалом.

Преподаватель должен акцентировать внимание студентов на необходимости выполнения графических изображений и систематизированных таблиц и их значения, научить их самостоятельно составлять, анализировать и пользоваться при изучении теоретического материала.

Составление тематических графических изображений и таблиц способствует лучшему усвоению однородных явлений, позволяет проследить за развитием одного и того же явления, то есть охватить весь учебный материал темы.

Систематизированные таблицы позволяют обобщить приобретенные знания, анализировать полученную информацию.

Составление иллюстрированных материалов выявляет творческую и сознательную активность студента к овладению знаниями, обогащает будущего специалиста практическими умениями и навыками к самостоятельному труду.

Конспектирование прививает студенту навыки написания рефератов.

Реферат - это короткое изложение содержания любой книги, темы, отдельного вопроса, прочитанного источника.

Реферат оформляют в виде свободной записи, придерживаясь последовательностей фактов согласно источникам, сопровождая текст выписками, цитатами, иллюстрированными материалами.

Для выполнения контрольной работы студент должен научиться создавать опорный конспект лекций, конспектировать учебную и справочную литературу.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по выполнению контрольной работы

По курсу «Русский язык и культура речи» студент – заочник выполняет одну контрольную работу. При ее выполнении рекомендуется пользоваться не одним, а несколькими источниками.

Цель контрольной работы - охватить основные темы курса, помочь студентам закрепить, систематизировать и углубить знания, которые они получили при самостоятельном изучении курса, формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, содействовать развитию общей культуры речи, усвоить сущность понятий и категорий дисциплины и уметь их использовать, а также овладеть искусством ведения деловой корреспонденции, элементарными знаниями правил этикета деловой речи.

Основными формами контроля преподавателя за выполнением контрольной работы студентов-заочников, а также оказания индивидуальной помощи в освоении программного материала являются рецензирование контрольных работ, консультации и проведение занятий в период установочной сессии.

Рецензированию подлежат все выполненные контрольные работы. Цель рецензирования – оценить степень усвоения студентами содержания программного материала, обратить внимание на имеющиеся ошибки и недостатки и указать пути их исправления.

Контрольная работа оценивается: «зачет», «незачет», «зачет с доработкой». Если контрольная работа не будет зачтена или зачтена с доработкой, студент обязан её доработать в соответствии с замечаниями и предложениями преподавателя; работу не переписывать полностью, а к начальному варианту внести необходимые изменения и дополнения. (В контрольной работе преподаватель не будет исправлять ошибки, а будет подчеркивать, поэтому необходимо сделать после рецензии работу над ошибками. Выписать слово, словосочетание или предложение, где сделана была ошибка, в правильном варианте и уметь объяснить, на какое правило сделана эта ошибка и т.д.).Все проверенные контрольные работы возвращаются студенту, который предъявляет их при сдаче дифференцированного зачета по предмету «Русский язык и культура речи».

Методические рекомендации относительно выполнения контрольной работы:

1 Детально проработайте теоретический материал по теме. Лучше изучайте программный материал небольшими разделами, частями (2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа), чем по несколько тем подряд и с большими перерывами.

2 Перед каждым занятием повторяйте предыдущий материал, потому что он может быть связан с новой темой.

3 Новый материал изучайте осмысленно. Хорошо разберитесь в материале, объясните его своими словами, напишите конспект.

4 После этого проверьте усвоение темы. Ответьте на вопросы для самопроверки; при этом в письменном виде фиксируйте необходимые примеры, составьте план ответа.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

1 Контрольная работа выполняется в ученической тетради.

2 Необходимо придерживаться стандартного оформления титульной страницы работы:

Оформление титульной страницы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Контрольная работа

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Студента ______ курса

Группы_____________

номер зачетной книжки_________

Фамилия, имя, имя отчество в родительном падеже

3 Указать номер варианта. Номер варианта выбирается по последней цифре номера в зачетной книжке (если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то берется контрольная № 10).

4Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Допускается ксерокопирование варианта задания. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.

5Работа должна быть выполнена чернилами (пастой), четко и разборчиво.

6 Задания выполняются в соответствии с нумерацией.

7Каждое задание оформляется с новой страницы.

8 Деловые документы записывать полностью.

9 Сокращать слова не разрешается, кроме тех случаев, когда это установлено соответствующим стандартом или правилами орфографии и пунктуации русского языка.

10В тетради следует оставлять поля и место в конце работы для заметок и заключения рецензента, а также указать перечень использованной литературы в алфавитном порядке.

11 Контрольная работа должна быть сдана за две недели до начала сессии.

12 Защита контрольной работы в межсессионный период.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Затранскрибируйте слова.

Дела - [д, иэла́], дома - [д^ма́], дуб - [ду́п].

2. Поставьте правильно ударение в словах

еретИк, характЕрный (поступок), пОнял, грАмота, музЕй.

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

В два счета – очень быстро, моментально.

В два счета мы обогнали соперников.

4. Подберите синонимы к заимствованным словам:

Форвард – нападающий, лидер; догма- мнение, решение, постановление.

5. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

Тормоз – торможение. Электрический тормоз, торможение программы.

6. Подберите антонимы к словам:

Конкретный – абстрактный, большой – маленький.

7. Запишите пять многозначных слов и укажите их значение. Приведите примеры к каждому значению.

Земля

1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).

4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная э. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. || уменьш.-ласк. земелька, -и, ж. (к 3, 4 и 6 знач.) и землица, -ы, ж. (к 3,4 и 6 знач.). || прил. земельный, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.), земляной, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и земной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Земельный участок. Земельный кодекс. Земельное законодательство. Земельное правительство. Земельный канцлер. Земной тар. Земная ось. Земная кора. Земляные работы (работы, связанные с выемкой и укладкой грунта). Земляной червь. * Земной поклон - 1) глубокий поклон до земли; 2) кому, глубокая благодарность.

8. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов).

Золотой (луч) – прилаг., н.ф. – золотой, качеств., полн.форма, Им.п., ед.ч., м.р., является определением в пр-и.

9. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Николай Иванович очень встревожен: от Катюши нет никаких вестей, где она — не знает. (А. Н. Т.)

Это повествовательное предложение сложное, с разными видами бессоюзной и союзной подчинительной связи. Оно состоит из четырёх простых предложений: 1) Николай Иванович очень встревожен, 2) от Катюши нет никаких вестей, 3) где она, 4) не знает-Эти предложения сгруппированы таким образом, что к первому относятся все остальные (2,3,4-е).При этом 3-е и 4-е предложения связаны друг с другом теснее, чем со вторым.

Первое предложение соединено с остальными (2, 3, 4-м) бессоюзной, с помощью пояснительной интонации, так как во 2, 3, 4-м предложениях указывается причина того, о чём говорится в первом предложении (причина тревоги Николая Ивановича).

2-е предложение соединено с 3-м и 4-м также бессоюзной, с помощью соединительно-перечислительной интонации: в 3-м и 4-м предложениях указывается, чего именно не знает Николай Иванович.

3-е и 4-е предложения представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое присоединяется союзным словом и стоит перед главным.

Между 1-м предложением и остальными ставится двоеточие, так как остальные указывают на причину того, о чём говорится в первом. Между 2-м, с одной стороны, и 3-м и 4-м предложениями, — с другой, ставится запятая, как в бессоюзных сложных предложениях, выражающих перечисление. Между 3-м и 4-м предложениями ставится тире, так как придаточное предложение с союзным словом стоит перед главным. В конце сложного предложения ставится точка, так как это повествовательное предложение.

Русский язык и культура реЧИ - student2.ru

10. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

И. одни,четыре студента

Р. одних, четырех студентов,

Д. одним, четырем студентам,

В. одних (одни), четырех студентов (четыре студента),

Т. одними, четырьмя студентами,

П. (об) одних, (о) четырех студентах.

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант – 1

1.Затранскрибируйте слова.

Желтый, разъезд, мороз, рассечь, рядовой.

2. Поставьте правильно ударение в словах

Алфавит, жалюзи, завидно, каталог, давнишний, гнала, надолго, обеспечение, молода, творог.

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Седьмая вода на киселе, увенчанный лаврами, ходить на задних лапках, шарашкина контора, прикусить язык.

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Дистанция, уникальный,акварель, багаж, вандализм, гуманоид, декларация, депиляция, каллиграфия, легализация.

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Морегудело под ногами грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи.

6. Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Мальчики стали дергать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная.

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

954, 600, два, сорок стульев, оба мальчика.

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Прим..рять костюм, посв..тить фонарём, упл..тить по счёту, отл..жной воротничок, г..ристый склон, заст..лить постель, р..внинная местность, уд..влённый взгляд, б..лконная дверь, м.лекула, г..рючее, п..ровать, зам..рать, заг..рать, г..ревать, изло..жение, накл..няться, прибл..жаться, передв..жение, ур..внение, д..лина, бл..стящий, др..жащий, попл..вок, впеч..тление, насл..ждение.

9. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Был та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. 2. Пирует Пётр. И горд и ясен и славы полон взор его. 3. Так тяжкий млат дробя стекло куёт булат. 4. Уж меркнет солнце за горами вдали раздался шумный гул с полей народ идёт в аул сверкая светлыми косами. 5. ...Звёзды ночи как обвинительные очи за ним [Мазепой] насмешливо глядят. Итополистеснившись в ряд качая тихо головою как судьи шепчут меж собою. 6. Ещё Мария сладко дышит дремой объятая и слышит сквозь лёгкий сон что кто-то к ней вошёл и ног её коснулся. 7. Никто не ведал не слыхал зачем и как она [Мария] бежала... 8. Раздался утра шум игривый и пробудился человек. (А. С. Пушкин.)

10. Напишите автобиографию.

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

Вариант – 2

1. Затранскрибируйте слова.

Пляска, подъём, изморозь, безветрие, ссора.

2. Поставьте правильно ударение в словах

Сверлит, цемент, щавель, шарфы, эксперт, черпать, убрала, торты, центнер, приручённый.

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Семи пядей во лбу, увидеть свет, хоть трава не расти, шапка Мономаха, заметать следы.

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Каприз, универсал, адресат, базар, варвар, губернатор, делегат, дефект, камбуз, линчевание.

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

6.Постройте схему предложения и объясните знаки препинания.

Когда рассвело, туман еще не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочной-белой тьме.

7. Просклоняйте количественные числительные и словосочетания:

568,200, один, девяносто карандашей, обе девочки.

8.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Крыж..вник, камыш..вый, ш..лковистый, мыш..нок, наш..птывать, дириж..р, трещ..тка, танц..вать, ситц..вый, марганц..вка, напряж..нный, ноч..вка,реш..тка, кирпич..м, ш..фёр, жени..ба, сва..ба, филосо..ский, ку..шин, про..ба, во..зал, моло..ба, застё..ка, ро..ственник, перево..чик, ланды.., лоша..ка.

9. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Обь собиралась вот-вот двинуться в свой длинный путь к Ледовитому океану и по ночам потрескивала уже грознои сухо предупреждающе как сосновые стойки в шахте перед обвалом. 2. На реке торосы были синими и цвет неба голубым. 3. Женька Столетов бежал по высохшему тротуару было по-весеннему тепло солнечно хотя в Лягушачьем болоте лежал рыхлый чёрный снег дул пропитанный влагой ветер. 4. До начала собрания оставалась минута когда Женька ворвался в контору окунувшись в шум и гром и понял что действительно чуть-чуть не опоздал. 5. Не говоря ни слова Пётр Петрович взял Женьку за руку несильно потянув посадил рядом с собой. 6. Продолжайте продолжайте пожалуйста проговорил Гасилов Продолжайте Борис это любопытно. 7. Если говорить откровенно вам можно позавидовать не каждому дано сохранить такой заряд оптимизма в вашем возрасте. 8. Ночь на землю спускалась быстро и туча повисшая в зените не увеличилась а только потемнела как и вода в Оби. (По В. Липатову.)

10. Напишите доверенность на получение почтового перевода.

Список рекомендуемой литературы:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М. Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов/ Л.А. Ввведенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 539 с.

5. Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю. Заярная.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 479 с.

6. Кузнецов И.Н Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие для вузов/ И.Н. Кузнецов.- Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 396 с.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь.- 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.- 448 с.

Вариант – 3

1. Затранскрибируйте слова.

Вьюга, яблоко, книжка, легковерный, жжение.

2. Поставьте правильно ударение в словах

Прибыла, донельзя, включишь, аэропорты, намерение, клала, исчерпать, звонишь, зимовщик, опломбировать.

3. Объясните значение фразеологизмов и составьте с ними предложения.

Семь пятниц на неделе, ум за разум заходит, хуже горькой редьки, шишка на ровном месте, заронить искру.

4. Подберите синонимы к заимствованным словам.

Лимит, юриспруденция, авиатор, бал, вахтёр, дайвинг, демарш, кампания, камин, лингвистика.

5. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.

6. Постройте

Наши рекомендации