Экспериментальное обоснование эффективности поисковой деятельности на уроках физической культуры
Для исследования влияния поисковой деятельности на мотивацию занятий физической культурой нами сначала были разработана серия учебных задач, которые нужно было в процессе урока решать самим учащимся. Работа проводилась во вторых классах.
Эксперимент проводился в течение третьей четверти 2002-2003 года в спортивном зале (20 уроков в течение 10 недель). Контрольный класс занимался по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» [286]. Уроки проводились разными учителями. В экспериментальном классе уроки проводились следующим образом.
На четверть были выработаны учебные задачи:
1. С помощью каких упражнений можно сильно нагрузиться? – 5 часов.
Предполагаемый результат: получить сильную нагрузку можно, если движения выполняются быстро.
Действия, на которых решается задача: ОРУ и беговая разминка. Различные виды бега. Игры с мячом.
2. Можно ли, делая быстрые движения, идти/бежать медленно и наоборот? – 3 часа.
Предполагаемый результат: если темп будет высоким, а длина шага короткой, то скорость ходьбы/бега может быть медленной.
Действия, на которых решается задача: ОРУ и разминочные упражнения на растяжку. Различные виды бега и ходьбы. Игры с мячом
3. Что такое темп бега и скорость бега? – 2 часа.
Предполагаемый результат: темп - это частота движений; скорость бега – это быстрота перемещения тела.
Действия, на которых решается задача: ОРУ и разминочные упражнения на равновесие. Различные виды бега в быстром и медленном темпе, с быстрой и медленной скоростью. Игры с мячом.
4. С помощью чего можно увеличить скорость бега? – 2 часа.
Предполагаемый результат: Скорость бега можно увеличить с помощью увеличения темпа или увеличения длины шага.
Действия, на которых решается задача: ОРУ и силовая разминка. Различные виды бега и ходьбы с изменением темпа (частоты) и длины шага.
5. С помощью каких упражнений можно научиться дальше прыгать? – 5 часов.
Предполагаемый результат: Научиться дальше прыгать можно с помощью беговой разминки, разминки на растяжку и специальных упражнений прыгуна.
Действия, на которых решается задача: ОРУ, беговая разминка, разминка на растяжку. Многоскоки на одной ноге, на двух ногах; приседание на одной ноге, спрыгивание и запрыгивание на лавку. Сравнение различных видов прыжка в длину с места. Игры с различными предметами.
6. Диагностика двигательных качеств - 3 часа.
Предполагаемый результат: Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей.
Действия, на которых решается задача: Нормативы для девочек и мальчиков 8-9 лет. Индивидуальная карточка-график движения рекордов.
В работе для решения первых трёх задач использовались общеразвивающие и беговые упражнения. Применялись различные виды бега: с разной постановкой стоп на опору, с разным положением туловища, с разной работой рук, положением головы, работой плеч. Виды бега предлагались самими учениками, если возникали затруднения, то варианты предлагал учитель. Использовалось это для того, чтобы ученики могли выделить в целостном действии отдельные элементы и оценить правильность их выполнения (начальный этап формирования самоконтроля и самооценки).
Для решения четвёртой задачи также применялись различные варианты прыжка в длину с места. После опробования этих вариантов, были отобраны двенадцать, результаты в которых были зафиксированы каждым учеником и отображены на личных графиках. После фиксации результатов был произведён анализ полученных данных, были выделены виды прыжка, которые оказались более результативными.
То есть, на уроках в экспериментальном классе не давались готовые ответы на поставленные задачи. Дети инициировались учителем на поиск, особенно это проявилось в задаче № 5 (прыжок в длину с места).
Мы не ставили в своей работе задачи на выявление эффективности поисковой деятельности на развитие двигательных качеств, так как за одну четверть развить их невозможно. Всё же мы провели диагностику по тестам, представленным в Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-Х1 классов [286]. Результаты, показанные в экспериментальных классах, не отличаются достоверно от результатов, показанных в контрольных классах, за исключением шестиминутного бега.
Таблица 19
Средние результаты в шестиминутном беге (сек) учащихся, работавших на занятиях в режиме поисковой деятельности
Этапы обучения | n | X | δ | m | t | p |
До эксперимента | 190,5 | 88,9 | 25,4 | 2,82 < 0,01 | ||
После эксперимента | 2,7 | 0,8 |
В шестиминутном беге результаты в экспериментальном классе значительно улучшились. Но мы это объясняем не развитием выносливости, а тем, что дети научились бегать в разном темпе (в том числе и в медленном). Большинство детей в этом возрасте бегают всегда в одном темпе, как правило, быстром. Поэтому долго бежать они не могут.
Результаты исследования мотивов представлены в таблице 20. Расчёт t – критерия Стьюдента показал, что различия по всем показателям не достоверны, т.е. можно утверждать, что занятия по экспериментальной методике не приводят к снижению учебной мотивации.
Таблица 20
Мотивация учебной деятельности экспериментального и контрольного классов
Экспериментальный класс | Контрольный класс | t–критерий Стьюдента | |||
М О Т И В А Ц И Я | АНКЕТА | 19,7 | 18,7 | 1,8 | |
РИСУНОК | 17,5 | ||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | ШИРОКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ | 3,3 | 0,7 | ||
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ | 2,8 | 1,2 | |||
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ | 2,4 | 2,1 | 0,6 | ||
УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ | 2,5 | 1,6 | 1,2 | ||
СОЦИАЛЬНЫЕ | ШИРОКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ | 2,1 | 2,5 | 0,8 | |
«УЧИТЕЛЬСКИЙ» | 2,6 | 2,6 | 0,1 | ||
«РОДИТЕЛЬСКИЙ» | 2,5 | 2,6 | 0,2 | ||
«ТОВАРИЩЕСКИЙ» | 2,6 | 0,8 |
Таким образом, работа по экспериментальной методике, акцент в которой делается на поисковой деятельности учеников, не приводит к снижению учебной мотивации. Поисковая деятельность учеников на уроке не приводит, по сравнению с контрольным классом, к снижению результатов в двигательной подготовленности, а работа над темпом бега приводит к значительному росту в способности учеников 2-ого класса к длительному бегу.