Социально-педагогические технологии в профилактике «ксенофобии» и «экстремизма»
Л. С. Нагавкина, канд. пед. наук,
доцент кафедры социально-педагогического образования СПбАППО
Производство и обработка культурной инноватики влечет за собой ослабление защитной и других функций социального сообщества, направленных на поддержание преемственности, сохранение кода культуры. Изменения в сфере культуры социальных отношений должны служить для педагога сигналом о происходящей смене системы ценностей, устойчивых представлений человека о мире и своем месте в нем. Признаками проявления такой неустойчивости выступают: тревожность, страх, агрессия, девиации в поведении и неадекватное реагирование ребенка на внешние раздражители. Они не имеют существенного личностного и общественного значения для осознания ценностей жизни, а связаны с процессами, происходящими в глубинах психики человека.
Эти замечания касаются и попыток психоаналитического объяснения этнических предубеждений, в частности «теории проекции». «По Фрейду, в психике индивидуума существуют определенные бессознательные импульсы и стремления («Оно»), которые противоречат его сознательному Я и усвоенным им моральным нормам (Сверх-Я). Конфликт между Оно, Я и Сверх-Я создает напряженность, беспокойство в человеческой психике, для ослабления которых существует несколько бессознательных защитных механизмов, при помощи которых нежелательная информация вытесняется из сознания. Одним из таких механизмов и служит проекция: свои собственные стремления и импульсы, противоречащие его самосознанию и моральным установкам, индивид бессознательно проецирует, приписывает другим. Так рождается и неприязнь к людям других национальностей, которая порождает и агрессию» (И.С. Кон).
Профессор А.И. Ильин утверждал в начале прошлого века, что только духовное начало оберегает патриота от агрессии к представителям других национальностей: «есть больные и извращенные формы национального чувства и национальной политики. Эти извращенные формы могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой. Сочетание и сплетение этих ошибок может порождать самые различные виды больного национализма… Тогда национализм отрывается от главного, от смысла и цели народной жизни, – и становится чисто инстинктивным настроением, подвергаясь всем опасностям обнаженного инстинкта: жадности, безмерной гордыне, ожесточению и свирепости. Он опьяняется всеми земными соблазнами и может извратиться до конца, и чувство, и воля националиста, вместо того чтобы идти в глубину своего духовного достояния, уходят в отвращение и презрение ко всему иноземному. Суждение: «мое национальное бытие оправдано перед лицом Божиим», превращается, вопреки всем законам жизни и логики, в нелепое утверждение: «национальное бытие других народов не имеет перед моим лицом никаких оправданий»... Так как если бы одобрение одного цветка давало основание осуждать все остальные, или – любовь к своей матери заставляла ненавидеть и презирать всех других матерей. Эта ошибка имеет, впрочем, совсем не логическую природу, а психологическую и духовную: тут и наивная исключительность примитивной натуры, и этнически врожденное самодовольство, и жадность, и похоть власти, и узость провинциального горизонта, и отсутствие юмора, и, конечно, неодухотворенность национального инстинкта… От этой ошибки русский народ был огражден, во-первых, присущею ему простодушною скромностью и природным юмором; во-вторых, многоплеменным составом России и, в-третьих, делом Петра Великого, научившего нас строгому суду над собою и привившего нам готовность учиться у других народов. …Особенно важно понять и объяснить людям сущность творческой жизни. Это величайшая задача для поколений, идущих нам на смену. Строение творческого акта, созидающего культуру, должно быть постигнуто до глубины и обновлено из самой глубины, и притом – во всех областях и духовных призваниях.
И для того, чтобы разрешить все эти задания, людям надо обеспечить себе доступ к первоначальным основам духа и жизни. Человек будущей культуры должен снова возлюбить духовную свободу, предаться живой сердечной доброте, взрастить в себе драгоценное смирение как источник подлинной силы, преклониться перед тайной Божьего мироздания, укрепить в себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения и восстановить в себе подлинную религиозность» (И.А. Ильин, "Наши задачи").
Неслучайно в государственной целевой программе прописана задача и определены меры, необходимые для профилактики проявленийксенофобии: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом. В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным зачастую в условиях взаимной информационной изоляции сообществ, среди не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», иногда среди местного населения искусственно распространяются недостоверные слухи.
Есть предположение о существующей практике намеренной культивации ксенофобии как проверенного метода управления группой. Принцип – объединение общей идеей (создание «образа врага», разжигание ненависти / ксенофобии по отношению к кому-либо) ради достижения своих, иногда внешне неочевидных целей. Возможно и неосознанное навязывание, передача чувства от одного поколения другому, что может фиксироваться и устно, и письменно в тех или иных «религиозных книгах» и прочих трудах. (Например Шульхан Арух).
Ксенофобия в наиболее яркой форме иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение к обычаям Y – тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать.
При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге, и страх перед неизвестным отступает. Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, некоторые не любят русских, евреев, другие – африканцев, азербайджанцев или американцев. По подсчетам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75–80 %, таким образом среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «черных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, даже гомосексуалистов или представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним – чужой (инакомыслящий). Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, также могут испытывать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.
Ряд этологов указывал на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции – агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения – запрет на образование смешанных пар. А различия во внешнем виде и характере поведения представителей различных рас (а зачастую – и субкультур) порой заметно сильнее, чем различия между разными видами (хотя всё человечество является представителем одного вида Homo sapiens).
По мнению В.Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет ее иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано.
Каждому педагогу и родителю есть смысл знакомиться со статьями о проявлении национализма в подростковой и молодежной среде, чтобы острее ощущать необходимость воспитания толерантности к различиям в людях и в то же самое время активизации критичности в их сознании и социальной активности в противодействии национализму и шовинизму в их субкультуре.
В последние годы подростки-старшеклассники всё больше погружаются в двойственную ситуацию, они одновременно существуют как бы в двух пространствах, а действительность пребывает где-то между их реальной и виртуальной жизнью. При этом средства массовой коммуникации (СМК) диктуют им свои правила жизни, а действительные жизненные интересы подчас расходятся с этими правилами в диаметрально противоположные стороны. Как известно, содружество старших и младших поколений обеспечивает устойчивость жизненного процесса. Где не достает мудрости, там цель достигается за счет молодого азарта, а там, где молодым не хватает жизнестойкости, там выручает накопленный опыт старших. Но сегодня они часто пребывают в параллельных мирах, в непересекающихся жизненных пространствах. Между ними устанавливается чисто внешний, формальный, ложный диалог. Если вернуться к теме миграции и национальной политике, то не часто подростки находят возможность свободно обменяться мнениями со взрослыми по этим темам. Прекратили свое существование принудительные минуты политинформаций, но редко встречаются в наших планах и диспуты, другие формы дискуссий, когда в свободном общении и под руководством взрослых подростки имеют возможность сформировать свою гражданскую позицию. Они всё больше погружаются в интернет-пространство. А взрослые вследствие занятости и отсутствия навыков работы с электронной техникой не владеют информацией, распространяемой в Интернете На самом деле возникла острая необходимость и в активизации дискуссий вокруг отдельных информационных материалов, и поисковой деятельности по определенным проблемам, и выработки определенной позиции по отношению к проблеме.
Так статью «В метро – за смертью» написала Саяна, которую хотели убить нацисты в метро. Она описала то, что ей довелось пережить, прочувствовать ( http://recepter.livejournal.com/504883.html) в петербургском метро. Цель публикации статьи в Интернете выражена так: «Я ищу человека, спасшего мне жизнь. Я не знаю, на каком он свете. Мы были случайными попутчиками в питерском метро… Я ищу человека, спасшего мне жизнь – моего случайного соседа в вагоне метро, пытавшегося заступиться за женщину, несмотря на свое «конфликтогенное» южное происхождение…. Я благодарна незнакомому питерцу, также молча спасшему меня от расправы. Еще было радостно от того, что люди, с которыми я дружу, оказались настоящими». Нападение совершил «классический российский скинхед. Бритая голова, черная куртка, ботинки и взгляд. Нехороший такой взгляд». И слова, которыми он провоцировал на конфликт женщину: «на плохом, но понятном английском звучат: «фак», «блек» и прочее, а потом на русском: «Вон из России!», «Россия – для русских! Зиг Хайль!». Но один на один он не вступил в драку, через считанные минуты было привлечено с десяток подручных, которые пустили в ход свои массивные ботинки и мужчину-заступника выволокли из вагона уже без признаков жизни. Все же остальные свидетели события стыдливо отступали и прятали глаза, не совершив попытки даже вызвать милицию.
Какими были отклики на статью? Более всего в комментариях проявлялось недоверие, что это описание реального факта. Звучали призывы не верить провокации. Одиночными файлами тут же высвечивались фашистские лозунги и угрозы последующих расправ. И далее опять призывы не поддаваться на провокацию… Никто не откликнулся сочувствием к автору, если не считать два голоса, полные паники и страха за свою жизнь в этом ужасном городе и в этой кошмарной стране.
Вот еще слова журналистки из этой статьи: «Ненависть как цунами, раз рожденная не остановится на полпути, пока не слизнет всё, что окажется в радиусе ее запала… Кстати, Россию всё чаще стали называть Абсурдистаном. Одно из сленговых словечек нового времени». В обсуждении приняли участие немногие. Абсурдом можно считать то, что никто по существу самой угрозы фашизма и страха перед этим явлением у населения не заговорил. Подобные материалы могут лечь в основу обсуждений, дискуссий, коллективных познавательных дел, мастерских по выработке своего отношения к обозначенному здесь явлению.
Еще одна выдержка из новостей Интернета: «За последние годы проблема миграции из локальной переросла в глобальную. По разным оценкам, в СНГ насчитывается от четырех до десяти миллионов мигрантов, в числе которых восемьдесят – восемьдесят пять процентов, то есть подавляющее большинство, – мигранты незаконные. Это серьезно влияет на криминогенную обстановку в обществе, поэтому необходима правовая база и согласованная политика государств Содружества…».
Как известно, на государственном, правовом уровне нерешенные проблемы оборачиваются бедой в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. «Почему в России растет неприязнь к мигрантам?» На этот и другие вопросы посетителей сайта “КП” в ходе онлайн-конференции ответил Игорь Михайлович Кузнецов, старший научный сотрудник Института социологии РАН.
«По сути своей русская, российская культура – это открытая система, которая принимает в себя всех, кто разделяет ценности и стандарты этой культуры, независимо от внешнего вида. И даже независимо от этнического самосознания. Если мы попытаемся определить внешность типичного русского (то, что иногда милиционеры называют "лицом славянской национальности"), то мы наверняка ошибемся в 80-ти случаях из 100. Поскольку русские изначально – смесь представителей разных этнических групп, проживавших на территории современной северо-западной России. Можно даже сказать, что русские – это скорее не этническая группа в классическом смысле этого слова, а группа культурно-историческая.
Сейчас эту группу, исходя из конъюнктурных политических соображений, хотят перекроить по подобию небольшой компактной европейской народности, например немцев. Обратите внимание, что неслучайно все символы, лозунги, жесты русских фашистов – это калька с фашистов немецких. Но эти ребята забывают, что немцы – это небольшой, веками проживающий на своей очень ограниченной территории народ. А русские – это океан, затопивший огромную территорию, принадлежащую другим народам. И при этом народ, не покалечивший при расселении ни одной другой исконной для территории России культуры, не уничтоживший ни одного народа.
К примеру, расселение европейцев по территории нынешних Соединенных Штатов сопровождалось самой значительной этнической чисткой в истории человечества. Тогда было уничтожено около 100 миллионов коренных жителей Северной Америки. Поэтому нашим чернорубашечникам, если они хотят быть патриотами, а не просто новыми господами будущей России, надо понять, что фашизм для России – катастрофа, если он примет массовые масштабы.
Я думаю, что этой катастрофы не произойдет, поскольку дух фашизма изначально несовместим с основами русской культуры. И поэтому я думаю, что у наших детей будущее в России есть. Нынешняя пена уйдет в небытие… до следующего социального потрясения… у нашего обывателя ксенофобию именно культивируют. Ведь русским-то она не свойственна в силу особенностей исторического формирования России. Что касается внешних сил, то они, как показывает история, всегда оказывались слабее сил внутренних. Я думаю, что есть внутренние силы, которым экономически выгодно сейчас сделать бизнес на патриотических настроениях. А о долгосрочной перспективе спекуляций на национальных чувствах они не задумываются. И судьба России их вряд ли волнует…
…К этому можно добавить, что исторически сложившееся православие и исторически сложившийся российский ислам настолько оптимально притерты друг к другу, что, пожалуй, вряд ли друг без друга и обойдутся. Они никогда не враждовали. Более того, такое я бы даже сказал не "терпимое", как любят говорить европейцы, а именно системное отношение к многообразию российских культур и конфессий у основной массы населения является залогом неделимости России. Если мы будем считать татар, башкир, чеченцев и т. д. чужими, они от нас уйдут и России больше не будет.
Надо восстанавливать уважение к самим себе. И тогда мы будем относиться с пониманием и уважением к другим. Для начала надо перестать спекулировать на русской патриотической идее, основанной фактически на том, что русские представляются как народ нежизнеспособный, легко поддающийся порочному влиянию, неработоспособный… Идеология даже на уровне повседневности должна все-таки исходить из того, что эту огромную страну заселили и обустроили именно русские, как большинство ее населения. Для этого надо было обладать определенным набором качеств, который и зафиксировался как русский национальныйхарактер. Нам надо просто присмотреться к самим себе и восстановить адекватные ключевые особенности этого характера. Прежде всего, открытость любым культурным влияниям, способность превратить достижения чужой культуры в достижения русской культуры. И наоборот, на нашей родине нагло себя ведут русские "крутые парни", а некоторые из тех, кого называют "лицами кавказской национальности", просто берут с них пример, поскольку хотят жить здесь, как все. И видят самую престижную модель поведения. Давайте сначала сами будем стремиться вести себя по тем правилам, которые мы формулируем почему-то только для “них”. И тогда русские культурные традиции, как это было и в прошлом, до 1917-го года, будут престижной моделью поведения для всех граждан России от Северного моря до Кавказских гор».
Эти выдержки из материалов дискуссии на сайте «КП» – не одиночный пример текстов, которые можно предложить для обсуждения старшеклассникам, если сам педагог находится в курсе подобных публикаций. Здесь уместны и такие коллективные познавательные дела, как «Пресс-конференция», «Журналистское расследование», «Поиск ведут знатоки», когда участники сами обозначают поле деятельности, распределяют маршруты разведки, оформляют собранные материалы, определяют форму итогового события и распределяют роли, после проведения все вместе обсуждают его результаты. Старшеклассникам можно предложить провести блиц-опрос среди сверстников примерно с таким набором вопросов: “Как вы относитесь к тому, что в наш город на постоянное проживание приезжают граждане России и иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья?”, «Кого бы вы назвали самым достойным гражданином Санкт-Петербурга и какими чертами обладает человек, недостойный называться Перебуржцем?» и т. п. Мнение подростков в значительной степени отразит состояние и массового сознания населения, и родителей, и ближайшего окружения ребят.
По результатам даже анонимного опроса можно получить исходный материал для размышлений, провести родительские собрания, где выработать некую декларацию об ответственности школы и семьи в профилактике ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.
Как утверждает Дарья Загороднова, полезными могут оказаться следующие советы родителям:
Если вы замечаете, что ваш сын или дочь проявляют задатки будущего скинхеда, не ждите, когда он станет скинхедом настоящим! Примите срочные меры:
• узнайте причину интолерантности ребенка, прямо и открыто обсудите с ним эту проблему;
• выясните его круг общения, обратите внимание на то, что он читает, какие телепередачи смотрит;
• контролируйте собственные высказывания! Помните, что дети всегда “зеркалят” ваши мысли, взгляды, высказывания, точку зрения на ту или иную ситуацию;
• знакомьте ребенка с культурой других народов. Читайте сказки народов мира, ходите в музеи, театры;
• развивайте чувство сопереживания. Научите сына или дочь защищать тех, кто не может сам за себя постоять.
В школе вместе с ними можно провести заседания «круглого стола» на темы: «Мы все разные, но все можем быть равны в нашем сообществе», «Адаптация и интеграция мигрантов в социально-культурную жизнь школы» и т. п. При этом надо пользоваться поддержкой таких учреждений, как Дом национальностей, общественных организаций, лидеров национальных сообществ, библиотеки национальных культур, филиалы которой есть в каждом районе Санкт-Петербурга.
Работая со средствами массовой информации надо учитывать, что мы избираем для обсуждения полезный материал для развития здорового отношения подростка к жизни. Будет лицемерием, если мы сделаем вид, что не существует другой информации, которая формирует такое массовое сознание, которое не только разрушает нравственность, но и лишает молодого человека способности проявлять свое индивидуальное мироощущение. Оглушенный массовым психозом и растворенный в безликой, унифицированной массе, эмоционально зависимый и некритично мыслящий, человек становится добычей манипуляторов агрессивного толка. Такого молодого человека легко вовлечь во все грехи тяжкие, в том числе и в деяния националистических групп.
Вопросы развития критического сознания и способности противодействовать манипулятивному воздействию средств массовой коммуникации раскрывает в своих публикациях петербургский ученый С.А. Зелинский.
Опираясь на его разработки, можно определить задачи по развитию способности личности к осознанному и активному отношению к жизни, как средству противостояния манипулятивному воздействию на массовое сознание (подсознание) подрастающего поколения средств массовой коммуникации (СМК), средств массовой информации (СМИ) и других форм пропаганды.
1. Развитие таких личностных качеств у каждого индивида, которые способствуют развитию уважения и требовательности к себе, знания своих потребностей и возможностей, стремления к самосовершенствованию, умения отдавать себе отчет о поступках, отвечать за свое поведение перед коллективом и семьей.
2. Формирование критического мышления, навыков контент-анализа любого текста, умения сравнивать различные точки зрения и делать обобщенные выводы, то есть умения работать с информацией, поступающей из внешнего мира и через СМК.
3. Развитие сверхидеи в сознании индивида, например: осознания права каждого человека в признании собственной избранности или исключительной значимости детского объединения, общественного движения, коллектива, в котором он состоит.
4. Воспитание устойчивого нравственно-личностного отношения у подростка к своей семье, к окружающим людям, к обществу, к Родине, к Миру.
5. Поддержка, развитие социальной инициативы подростков и их родителей по улучшению своей и окружающей жизни, сопричастности к делам общественного значения.
В авторском тексте прорисовываются также и пути развитияу подростков, родителей, педагогов медиаграмотности, способности к противостоянию манипулятивной экспансии по отношению к психике индивида и личностей, объединенных в массы.
1. Лекции и практические занятия в аудитории, раскрывающие смысл, содержание и механизмы влияния СМК (масс-медиа) на психику индивида, на массовое психическое сознание; знание о бессознательном психики, с обязательным раскрытием результирующей роли подсознания в обеспечении процессов манипулятивного воздействия.
2. Тренинги под руководством специалистов по изменению целевых установок участников; выработке способности противостояния манипулятивному воздействию СМК; предупреждения бессознательных реакций и положительного восприятия материала, формирующего устойчивые паттерны поведения и архетипы бессознательного, которые позволяют некритично воспринимать любой материал и факты негативного влияния.
3. Творческие мастерские, мастер - классы специалистов по рассмотрению влияния на психику (сознание и подсознание) всей системы СМК как единого целого с уточнением особенностей влияния на массовое психическое сознание различных средств: телевидения и радио, рекламных щитов и плакатов, музыки и кино, Интернета и прессы.
4. Организация с участием волонтеров и активистов общественных акций, например: совместный просмотр с последующим обсуждением отдельных кинолент советского периода и кинопроизведений, созданных в России в перестроечное время, и современных триллеров. Или самостоятельная работа подростков и их родителей по созданию медиатекстов под руководством специалистов и использование их как пропагандистского материала по здоровому образу жизни, как средства формированию медиакультуры, как предъявление критического отношения к негативным явлениям в молодежной среде, развенчивания предрассудков, агрессии и ксенофобии, проведение выставок и конкурсов.
5. Разработка и реализация социальных проектов. Например, создание редакции, где каждый выполняет роли: корреспондента, редактора, типографского работника, издателя, где создаются и распространяются тиражи газет. Или музыкальный клуб-кафе, где каждый проявляет свои музыкальные, танцевальные пристрастия, где обсуждаются минусы и плюсы современной массовой культуры.
Зелинский С.А. указывает, что тематическая и организационная вариативность форм «воспитания подрастающего поколения в целях противодействия негативному влиянию средств массовой коммуникации на психические процессы, происходящие в массах, включает в себя также и многие дополнительные направления работы с детско-юношеской и молодежной аудиторией и ни в коем случае не ограничивается перечисленными предложениями. Наиболее важной задачей является воспитание медиаграмотности массовой аудитории. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов-педагогов, родителей и прочих лиц, работающих с подрастающим поколением. Противостоять негативному влиянию средств массовой коммуникации и информации можно только сообща, только мобилизовав все силы на предотвращение дальнейшего программирования детей в потребительско-капиталистическом аспекте. И на это действительно должны быть направлены все усилия современного российского общества, претворяющего в жизнь план В.В. Путина и национальный проект «Образование», инициированный Д.А. Медведевым».