Социально-педагогические технологии
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
ББК
Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО
А в т о р ы:
Л.С. Нагавкина, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО;
М.С. Рузина;
М.Н. Сидорова-Шпилкер, сотрудник Комитета по охране детей и молодежи в службе „Социально-педагогическое сопровождение семей с миграционным опытом“(г. Ландсхут, Германия), председатель совета негосударственного общественного объединения „ДОМ – русско-немецкий центр встреч, образования и культуры в Ландсхуте“
Р е ц е н з е н т ы:
О.В. Эрлих,канд. пед. наук, доцент кафедры социально – педагогического образования СПбАППО;
???
О б щ а я р е д а к ц и я
Л.С. Нагавкина, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-педагогического образования СПбАППО
Нагавкина Л.С. и др.
Миграционная педагогика: социально-педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 00с. – ISBN
Методическое пособие разработано на основе анализа международного и отечественного опыта, изучения теории и практики миграционной педагогики на фоне актуализации проблемы диалога культур и формирования транскультурных традиций в Санкт-Петербурге.
В центре внимания авторов пособия анализ способов профилактики и социально-педагогические технологии по решению проблем ксенофобии и экстремизма в детско-подростковой среде.
Издание адресовано широкому кругу педагогических работников: руководителям образовательных учреждений, методистам, заместителям директоров по воспитательной работе, учителям, педагогам дополнительного образования, а также родителям школьников.
Ó Комитет по образованию Правительства
Санкт-Петербурга, 2008
Ó СПбАППО, 2008
ISBN Ó Авторы, 2008
Введение
Основной целью Программыгармонизациимежэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 годы
(Программа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ") является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Первый этап работы кафедры педагогики социального творчества был направлен на определение сущности проблемы и границ компетенции образовательных учреждений в её разрешении. Результаты работы были отражены в сборнике статей «Миграционная педагогика: диалог культур».
Второй этапреализации системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах межэтнического и межкультурного взаимодействия жителей Санкт-Петербурга был направлен нами на разработку и внедрение эффективных технологий формирования толерантного сознания и поведения учащихся, создания толерантной среды в образовательных учреждениях и анализ достигнутых результатов. В отчетных документах за 2007 год по системе образования Санкт-Петербурга, основными достижениями в реализации программы названо проведение курсов и разработка методических рекомендаций по программе «Методика преподавания русского языка как неродного в полиэтнических классах». Надо отметить, что не меньшее значение в образовательных учреждениях уделяется и воспитанию толерантности средствами воспитательной, социально-педагогической и психолого-педагогической работы специалистов. В настоящее время стоит задача более четкого обоснования предпринимаемых шагов и более ответственного отношения специалистов общеобразовательных учреждений к выбору тех или иных средств воспитания, педагогической коррекции и социальной реабилитации подростков. Формализм при реализации официально принятых и дополнительно финансируемых программ становится почти обязательным в том случае, если не производится тщательное изучение социального (национального) состава учащихся, родителей, педагогов, состава населения микрорайона и состояния межэтнических отношений в ближайшем окружении учащихся. Как показывает опыт образовательных учреждений Санкт-Петербурга, такие срезы проводятся повсеместно. Но если проще происходит выявление общей картины состава социальных групп по национальному признаку, то сложности возникают прежде всего по выявлению состояния взаимоотношений между группировками подростков и отношению их к проблемам национальной принадлежности. Силами только педагогов эти вопросы не могут быть решены эффективно, если руководством образовательных учреждений и администрацией районов не обеспечивается межведомственное взаимодействие со структурами молодежной политики и органами внутренних дел. Оперативное реагирование на агрессивные действия подростков и молодежи оказывается возможным при согласовании базы данных по правонарушениям несовершеннолетних в системе образования и милиции, при обмене данными об учете действий на определенной территории агрессивных группировок националистической направленности между учреждениями образования и молодежной политики. В настоящее время всё острее звучит проблема разобщенности усилий государственных ведомственных структур по противодействию национализму и экстремизму в молодежной среде, и прежде всего при решении задач раннего выявления признаков этой социальной беды.
При изучении и реагировании на негативные проявления национализма важнейшее значение имеет способность специалиста квалифицированно оценить ситуацию, адекватно отреагировать и подобрать педагогически целесообразные меры. При этом ведущими условиями результативности становятся: отношение взрослых (педагогов и родителей) к проблеме и личный пример в их повседневном поведении, наличие устоявшейся системы самоуправления, поддержки социальных инициатив и мер по предупреждению межличностных конфликтов, а также характер социально-культурной среды за пределами школы.
Для реализации профессионального подхода к профилактике и к решению возникающих проблем специалисту в области воспитания надо задуматься об их социальном и педагогическом значении, о причинах возникновения. Необходимость создания в теории и практике воспитания такого раздела, как миграционная педагогика, связана с широким кругом проблем в изменяющемся современном человеческом сообществе.
Миграционная педагогика