Этнокультурные и политические проблемы возрождения
ИСХАКОВА София Мунзировна
ВАЛЕЕВ Фоат-Тач Ахметович
г. Казань
СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Томилов Н.А. Сибиртарю// Земля сибирская и дальневосточная. 1992. N 7/8 , С.8.
2. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале ХХ вв. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени доктора ист. наук. Омск. 1983; он же, Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. Томск. 1981; он же, Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья// Этническая история, быт и духовная культура. Томск. 1983; он же, Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI - начала ХХ в. Новосибирск. 1992.
3. Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале ХХ вв. (Историко-этнографические очерки). Казань. 1980; он же, Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1992 и 1993; он же, Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX - начале ХХ вв.). Автореф. дисс. на соиск. учен. степени доктора ист. наук. М. 1987. С.19-20; он же, К вопросу о развитии языка и культуры татар, проживающих за пределами ТаССР в современных условиях// Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационального и патриотического воспитания. Материалы республиканской научно-практической конференции, состоявшейся 16-17 мая 1989 г. в г. Казани. Казань. 1989. С. 138-143.
4. Соколова З.П. Из выступления "Круглый стол: сибирские татары между прошлым и будущим"// Тюменская правда. 1989. 22 июля.
5. Батьянова Е.П. Самостоятельный народ// Янарыш. 1990. 1 декабря.
6. Головнев А.В. Об этнической истории сибирских татар// Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Тобольск. 1990. С. 19-23.
7. Сулейманов Б. Сибирские татары - кто мы?// Тюменская правда. 1988. 2 июня; он же, Нет языка, нет народа// Тюмень литературная. 1990. N3/4; Сулейманов Б., Гаитов А. Всяк сущий в ней язык// Тобольская правда. 1989. 7 июня; Гаитов А. За национально-территориальный статус// Янарыш. 1990. 6 октября; он же, Так не этак// Янарыш. 1991. 27 апреля и др.
8. Тобольская правда. 1989. 13 апреля, 15 мая.
9. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1993.; он же, Алтайские этнические элементы у западносибирских татар// Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск. 1978.
10. Исхакова С.М. Лексика сибирских татар. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. филологич. наук. Ташкент. 1970; она же, К вопросу о взаимоотношении языка татар-аборигенов Сибири и казанских татар// Из истории Сибири. Вып. XVI. Томск. 1975, С.220; она же, Кодекс куманикус и язык сибирских татар// Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск. 1983. С. 3-12; она же, К вопросу о роли фольклора в историко-этнографическом изучении сибирских татар// Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск. 1978; Исхакова С.М., Валеев Б.Ф. Языковые проблемы западносибирских татар// Языковая ситуация в Российской Федерации. 1992. Москва. 1992. С. 78-82.
11. Закиев М.З. Русско-татарский словарь. Казань. 1989// Янарыш. 1990. 3 ноября.
12. Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII-XIX вв. (Этностатистическое исследование). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М. 1980. С.14.
13. Исхаков Д. Татар миллэте оешуы hэм милли ан усеше (Формирование татарской нации и развитие национального самосознания). Мирас. 1992. N 1. С.96.
14. Закиев М.З. Указ. раб.; Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1993. С. 12-43; Исхакова С.М. К вопросу о взаимоотношении татар-аборигенов Сибири и казанских татар// Из истории Сибири. Томск. 1975. Вып. XVI. С. 220-222; она же, Узбекский элемент в языке сибирских татар// Учен. зап. КГПИ. Вып. 74. 1970. С. 140-150; она же, Древнетюркские элементы в народно-разговорном языке западносибирских татар// Сов. тюркология. 1973. N 6. С. 36-39; она же, Языковые контакты западносибирских татар с алтайскими племенами// Сов. тюркология. 1975. N 5. С. 33-38; она же, Арабизмы и фарсизмы в языке сибирских татар и пути их проникновения// III ВТК. Ташкент. 1980. С. 260-261.
15. Вечерний Омск. 1989. Сентябрь.
16. Галиуллин Т., Магдеев М. За каменным поясом// Татар иле. 1991. N 12.
17. Семенов А.А. Бухарский шейх Бахауд-дин (накшбанд)// Восточный сборник в честь А.Н. Веселовского. М. 1914. С. 203-211; Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири// Ученые записки Казанского университета. Кн. 12. 1903. С. 133-146.
18. Фахрутдинов Р.Г. История Татар и Татарстана, Казань. 1995.
19. Айди Тауфик. Кулэгэсэ hэм узе (Его тень и он сам)// Янарыш. 1992. 5 октября. Статья посвящена жизни и деятельности сибирского бухарца Абдерашита Ибрагимова.
20. Он же, Себер узебезнеке (Сибирь - наша)// Янарыш. 1992. N 47, 48.
21. Тумашева Д.Г. Конбатыш себер татарлары теле (Язык западносибирских татар). Казань. 1961; она же, Язык сибирских татар. Казань. 1968; она же: Диалекты сибирских татар. Казань. 1977.
22. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар...С. 5.
23. Она же, Восточный диалект татарского языка и его отношение к татарскому литературному языку и другим его диалектам// Вопросы диалектологии тюркских языков. Казань. 1960. С. 45.
24. Она же, Язык сибирских татар...С. 20-21.
25. Она же, там же. С. 174.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Современный этап социально-экономического развития делает проблематичным само этническое существование сибирских татар, со свойственным этому этносу традиционным укладом, языком и культурой. Итоги переписей последних десятилетий показывают резкое сужение сферы функционирования родного языка среди татарского населения, реальной становится угроза его постепенного исчезновения из жизни рода. Так, например, по переписи 1959 г. родным языком татарский называло 96,2% татар области, в 1970 г. - 92%, в 1979-1988 и 1989 гг. - не менее 80% татарского населения.
В целях радикального решения проблемы сохранения этнического единства и самобытной культуры сибирских татар необходимо глубокое изучение и обобщение имеющихся материалов и литературы. Все это должно позволить выработать комплексную программу социального, культурного и экономического возрождения сибирских татар. Изучение, широкая пропаганда научных представлений об истории, национальных традициях местных жителей будут способствовать гармонизации национальных отношений и окажут содействие в удовлетворении духовных запросов граждан.
Только на основе предполагаемых экономических и политических преобразований возможно возродить самобытную культуру и национальное самосознание сибирских татар, создать условия для возрождения и сохранения культуры всех групп татар, проживающих в Тюменской области.
Ассоциация выступает с позиций защиты прав человека и уважения национальных культур. Основой нормальных отношений между народами может быть:
- достижение единогласия при решении вопросов межнациональных отношений;
- полная реализация права наций на самоопределение;
- ликвидация последствий тоталитарной политики;
- создание подлинной научной истории сибирских татар;
- создать предпосылки для введения двуязычия в национальных сельсоветах, районах. Расширить сферу применения литературного татарского языка в области образования, культуры, делопроизводства и т.д.;
- восстановить сеть традиционных татарских национальных школ;
- разработать программу непрерывного обучения родному языку “Детский сад-средняя школа” - высшие и средние учебные заведения.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
1. Создать реальные гарантии по охране многодетных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Эти гарантии должны включать в себя оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; в условиях рыночной экономики должны быть увеличены компенсации на детские товары в соответствии с ценами.
2. Удовлетворить спрос на товары народного потребления, в том числе на малогабаритную механизацию.
3. Обеспечить нетрудоспособное население материально на уровне не менее прожиточного уровня среднереспубликанского.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ
На современном этапе развития общества все более актуальным становится решение земельного вопроса, который предполагает денационализацию государственной собственности и возврат ее истинным владельцам. В этих условиях нужно определить приоритетные направления развития хозяйственной жизни. Для этого необходимо добиваться признания юга Тюменской области зоной преимущественного развития традиционных промыслов сибирских татар.
Во всех случаях, когда в использовании земли пересекаются интересы коренной национальности и ведомств, предпочтение отдавать первым. В рамках сельских Советов, сельских районов исключительное право на установление границ освоения и решения освоения имеют сельские исполкомы (сход граждан). В современным условиях коренного обновления советского общества, необходимо пересмотреть, с учетом исторически сложившегося образа жизни коренных народов, существующую сеть колхозов и совхозов. По предложениям населения восстановить закрытые в 60-70-е годы села, развивать традиционные промыслы, дав возможность самим жителям выбирать характер ведения хозяйства. Добиваться введения для коренных жителей частного землевладения. Предоставить приоритетное право при наделении землей лицам коренной национальности.
Отчуждение земли и строительство предприятий возможно только с согласия местных Советов и после народного референдума с обязательным сохранением заповедных жилых зон, без права продажи или залога. Сельский Совет, сельский район устанавливает размеры компенсации за пользование этими землями.
Считать обязательным расширение зон, выводимых из промышленного освоения с последующей рекультивацией, за счет использовавших их предприятий. Повышать экологическую культуру должностных лиц и других граждан. Учитывать вопросы экологии во всех стадиях разработки любого проекта с гласным обсуждением результатов экспертизы. Требования по охране природной Среды должны соответствовать международным нормам.
Членам Ассоциации, проживающим в северных регионах области, необходимо оказывать поддержку местным Ассоциациям северных народов, совместными усилиями восстанавливать экологический и социально-экономический баланс области.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ
ИСХАКОВА София Мунзировна
ВАЛЕЕВ Фоат-Тач Ахметович
г. Казань
СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
IS'HAKOVA S.M., VALJEEV F.-T.
Siberian Tatars: the ethnocultural and political problems of revival.
Коренные сибирские татары проживают в основном в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Таре и других городах Западной Сибири. По переписи населения 1926 г., коренных сибирских татар насчитывалось 90 тыс., а всех татар Западно-Сибирской равнины (т.е. включая поволжско-приуральских переселенцев и их потомков) - 118,3 тыс. человек. Но после этой переписи в официальных государственных статистических документах СССР перестали сообщать данные о численности коренных сибирских татар, они "исчезли" из этих документов так же, как многие другие малочисленные национальные группы. В 1959 г. здесь жили 147,1 тыс. татар, из них 110 тыс. - сибирских. В 1970 г. соотношение этих групп было 191,2 тыс. и 143 тыс.; в 1979 г. - 208 тыс. и 156 тыс.; в 1989 г. - 225 тыс. и 170 тыс. человек. В 1992 г. всех татар в этом регионе насчитывалось около 240 тыс., сибирские татары составляли среди них около 180 тыс. человек. Всего же сибирских татар в России, Казахстане, Средней Азии в начале 90-х гг. ХХ в. проживало примерно 200 тыс. человек. Часть из них живет в Турции1.
Этническая история и этнокультурное развитие тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины, в том числе сибирских татар, за последние 25-30 лет нашли всестороннее освещение в трудах известного этнолога Н.А.Томилова и представителей возглавляемой им школы омских ученых2. Проблемам этнокультурного развития коренных сибирских татар были посвящены и труды Ф.-Т.Валеева, в которых коренные сибирские татары рассматриваются как самостоятельный этнос, с присущими ему устойчивыми признаками и свойствами, такими как язык и территория, экономическая общность, этническое самосознание, конфессиональная общность, эндогамия, а на раннем этапе развития этого этноса - и социально-политическая общность, связанная с существованием Сибирского ханства, представлявшего собой самостоятельное государство3.
Аналогичного мнения о коренных сибирских татарах придерживаются и другие ученые-сибиреведы. Так, известный исследователь народов Западной Сибири З.П.Соколова писала, что сибирские татары как народ имеют свой собственный язык, cамосознание, культуру, обычаи, искусство. Развитие этой этнической общности в дальнейшем будет проходить в направлении все большей консолидации. По всей вероятности, постепенно утратятся диалектные и некоторые культурные различия отдельных групп сибирских татар, укрепится их самосознание, шире распространится общее самосознание: себер татарлары - сибирские татары4.
Этнограф Р.Сатлыкова, изучавшая в 1970-х годах социально-экономические процессы среди тарских татар, проживающих по среднему течению Иртыша, писала, что сибирские татары, как и другие народы, этнически уникальны, и эту уникальность надо любыми путями сохранить. Нельзя более мириться со сложившимся положением, когда многие не знают о существовании такого народа, как сибирские татары, думая, что это - часть поволжских татар.
Заслуживает внимания статья Е.П.Батьяновой, в которой автор утверждает, что коренные сибирские татары представляют собой самостоятельный народ5. Используя малоизвестные широкому кругу читателей исторические материалы, аргументированно излагает свою точку зрения о коренных сибирских татарах как самостоятельном народе А.В.Головнев. Он считает, что современные сибирские татары являются потомками древнего тюркского народа савиры /сибиры/, которые в последний раз упоминаются в источниках VI века н.э.6 Сибирско-татарский этнос состоит из ряда тюркских этнических групп, отличающихся друг от друга некоторыми особенностями в разговорном языке, различиями в хозяйственной деятельности, обусловленными экологическими условиями.
* * *
В условиях начавшихся в стране демократических преобразований и политических реформ, в особенности в конце 1980-х - начале 1990-х гг., среди коренных сибирских татар наблюдается рост национального самосознания, живой интерес к своему происхождению, истории развития своей культуры и родного языка, к деятелям науки и культуры из сибирских татар, оставившим заметный след в истории своего народа. Стремление к возрождению своей национальной культуры, языка и государственности постепенно приобрело характер национального движения. В него включились представители различных социальных слоев коренных сибирских татар - ученые, преподаватели высших учебных заведений, учителя, работники государственных учреждений и культуры, рабочие, колхозники и т.п.
В 1988 г. в Тюменской области был создан Комитет по возрождению сибирских татар во главе с поэтом Булатом Сулеймановым. В 1988-89 гг. и позднее на страницах периодический печати на русском и татарском языках были опубликованы статьи, посвященные различным аспектам возрождения этого народа. Написанные эмоционально, эти статьи иногда страдали излишней категоричностью суждений. Но главное в них - это призыв сибирских татар к активным действиям за возрождение своей национальной культуры, родного языка и, в конечном счете, - за сохранение себя как самостоятельной исторической общности7.
В марте 1989 г. в г.Тобольске прошел "круглый стол" представителей общественности, на котором обсуждались проблемы национального возрождения сибирских татар8. Другой, более представительный "Круглый стол" - "Сибирские татары между прошлым и будущим" - был организован по инициативе газеты "Тюменская правда" летом 1989 г. в г.Тюмени, на котором присутствовали ученые из Москвы, Казани, Тюмени, Тобольска, работники культуры и просвещения, журналисты, профсоюзные, партийные работники. Он прошел под девизом: "Межнациональные отношения на принципах равноправия". Участники встречи высказывали различные мнения о современных межнациональных отношениях, о путях возрождения сибирских татар. При этом особенно активно дискутировался вопрос о предоставлении сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и территориальной автономии в рамках Российской Федерации.
В Тюменской области стали возникать коллективы татарской художественной самодеятельности, началось национальное вещание на радио, телевидении (на татарском языке), были организованы центры национальной культуры в гг.Тюмени, Тобольске. Общественные организации татар появились во многих районах области, в том числе в таких городах Тюменского Севера, как Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут. Среди них - такие крупные общественные организации, как Тюменская областная организация "Идегей" и "Комитет возрождения сибирских татар". В Тюмени инициативная группа по проблемам возрождения сибирских татар в составе Б.Сулейманова, А.Гаитова, Г.Ниязовой, И.Шарапова, И.Рафикова и др. при поддержке Администрации области, с осени 1990 г. начала издавать газету "Янарыш" ("Обновление"). Материалы на страницах этой газеты будут печататься на татарском (в том числе на языке сибирских татар) и на русском языках. Газета должна отражать главным образом жизнь татарского населения региона. В 1990 г. вышло в свет "Положение об общественных организациях Тюменской области", на основе которого было принято решение создать единую организацию, объединяющую все общественные силы и регулирующую их деятельность.
29 сентября 1990 г. в Тюмени была созвана учредительная конференция татар Тюменской области, на которой присутствовало более 120 делегатов. Конференция решила создать Ассоциацию татар Тюменской области, которая должна была стать организацией, объединяющей все татарские общественные организации области. 20 ноября 1990 г. состоялось заседание организационного Комитета Ассоциации татар области, на котором были рассмотрены вопросы о сроках проведения съезда, повестке дня, порядке проведения и о принимаемых на съезде документах. Делегатами съезда стали лица, выбранные на официальных собраниях, конференциях, проведенных до 10 декабря 1990 г. в деревнях, селах и городах области. Норма представительства - один делегат примерно на 100 жителей.
Важным событием в политической жизни области явился первый учредительный съезд Ассоциации татар Тюменской области, состоявшийся 14-15 декабря 1990 г. в г.Тюмени. На съезде были приняты Программа, Устав Ассоциации и избраны ее руководящие органы (см. Приложение). В программе Ассоциации отмечается, что Сибирь является исторической родиной, единственным местом в мире, где могут сохраниться и развиваться как этнос сибирские татары, их язык и культура. Поэтому одной из первоочередных задач Ассоциации должно быть законодательное признание на государственном уровне статуса коренной национальности для сибирских татар. В качестве гарантии национального самоопределения коренных сибирских татар необходимо создание местных автономий в форме национальных районов или национальных сельских советов.
Эта идея была отчасти поддержана и Администрацией Тюменской области. Так, в своем интервью газете "Янарыш" заместитель председателя Тюменского облисполкома (ныне заместитель главы Администрации) Ю.М.Конев подчеркивал, что если действительно заботиться о возрождении народа (коренных сибирских татар - С.И., Ф.В.), то первым этапом на этом пути является создание для них национально-культурной автономии (см. Приложение).
Особое значение в Программе Ассоциации придается проблеме экономического суверенитета сибирских татар. Программа предлагает денационализацию государственной собственности на землю. В ней предусматривается признание юга Тюменской области зоной преимущественного развития традиционных промыслов сибирских татар. По предложениям населения было принято решение восстановить ликвидированные в 1960-70-е годы татарские села, добиваться введения для коренных жителей региона, в том числе сибирских татар, частного землевладения, предоставления им права выбора хозяйственной деятельности, расширять зоны, выводимые из промышленного освоения с последующей рекультивацией за счет использовавших их предприятий и т.д.
* * *
Современная этноязыковая ситуация среди коренных сибирских татар - это органическая составная часть сложной проблемы их возрождения и сохранения как самостоятельной этнической общности. Язык сибирских татар представляет собой самостоятельный тюркский язык, в котором сохранилось много древнетюркских (кыпчакских) элементов и элементов языков хантов и манси (угров), арабских, персидских, монгольских, а также заимствований из современных тюркских языков Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана, татар Поволжья, башкир и других народов. В языке татар Сибири наблюдается также большое количество заимствований из русского языка. По нашему мнению, русские слова и термины начали проникать в язык сибирских татар через новгородских ушкуйников (XI-XII вв.), подчинивших Новгороду Югорскую землю, где обитали предки современных хантов и манси, а с последними предки сибирских татар поддерживали культурные и экономические контакты.
В научной литературе коренные сибирские татары считаются бесписьменным народом. Однако такое утверждение является верным только для современного состояния языковой ситуации среди сибирских татар. Сибирские татары поддерживали длительные исторические контакты с тюркскими народами Саяно-Алтая, более того, часть древнего населения Саяно-Алтая, возможно, стала одним из древних этнических компонентов этого народа9. Можно предположить, что в прошлом сибирские татары, как и другие тюркские народы региона, пользовались енисейским и орхонским алфавитами. Так, находясь в орбите Второго Восточно-Тюркского каганата, существовавшего в 682-745 годах, предки сибирских татар, возможно, пользовались орхонским алфавитом, а в 745-840 годах, оказавшись в составе Уйгурского каганата - уйгурским.
После принятия ислама в конце XIV в. сибирские татары перешли на письменность, основанную на арабской графике. Словарный фонд сибирских татар обогатился большим количеством арабских, персидских слов и терминов. Образовавшийся на этой основе литературный язык носил название "тюрки", который существовал до Октябрьской революции. В первые послереволюционные годы была проведена реформа арабского алфавита, направленная на упрощение письменности тюрков-мусульман, проживавших в СССР. Арабская графика письменности тюркских мусульманских народов СССР, в том числе у татар, использовалась до 1928 г., затем с 1928 по 1933 гг. их письменность существовала на основе латинского алфавита, а с 1939 г. - на русской графической основе. Частые изменения алфавита литературного тюркского языка нанесли большой ущерб развитию духовной культуры не только сибирских татар, но и татар Поволжья. В результате представители молодого поколения татарского населения лишились доступа к общественно-политической, художественной и другой литературе, напечатанной на татарском языке при помощи арабской графики. Они лишились также возможности знакомства со средневековыми памятниками "мусульманской" или "арабской" культуры, проникшей к сибирским татарам вместе с исламом. Речь здесь идет о произведениях великих узбекских, таджикских поэтов и ученых - Абул Касым Фирдоуси, Абу-Райхан Бируни, Алишер Навои и др. Кроме того, они лишились возможности чтения произведений татарских, башкирских, казахских и других родственных тюркских народов, написанных на основе арабской графики. Алфавит, основанный на русской графике, также не удовлетворял татар, хотя бы потому, что в нем отсутствуют буквы (знаки) для передачи ряда специфических звуков, характерных для фонетической системы тюркских языков.
Современный язык коренных сибирских татар представляет собой единый, оригинальный тюркский язык, состоящий из нескольких близких диалектов, располагающий богатым лексическим фондом. Но этот язык, в отличие от других тюркских (казахского, башкирского, узбекского, языка поволжских татар и т.д.), не имеет собственной нормативной грамматики, выражающей его фонетико-морфологические и лексические особенности, т.е. специфику языка. Именно в этом смысле он является бесписьменным языком. Носители языка, коренные сибирские татары, обслуживаются языком казанских татар, признанным литературной нормой, как для диалектов поволжских татар, так и диалектов языка сибирских татар, хотя разговорный язык сибирских татар является самостоятельным тюркским языком, а его носители самостоятельным этносом. Язык казанских татар в его литературной форме играет лишь обслуживающую роль (термин этот был введен в научный оборот С.И.Исхаковой в 1969 г.)10.
Наши многолетние исследования истории, культуры и языка сибирских татар привели к выводу о том, что сохранение этого народа как самостоятельной этнической общности органически связано с сохранением и развитием его языка. Важнейшими задачами в этой области являются:
- выбор алфавита (арабский, латинский или русский) для сибирских татар, возможно, путем проведения референдума среди взрослого населения, причисляющего себя к этому народу;
- научная разработка избранного алфавита с учетом фонетических особенностей диалектов, входящих в состав языка сибирских татар;
- разработка нормативной грамматики будущего литературного языка, создание литературных норм для письменного языка сибирских татар, на котором могли бы печататься школьные учебники, периодическая печать и художественная литература, публиковаться различные жанры фольклора татар региона и вестись деловая переписка. В основу литературного языка сибирских татар, разумеется, должен лечь родной язык самих сибирских татар в его народно-разговорной форме, бережно хранящийся и передающийся из поколения в поколение в течение многих веков.
* * *
За последние 5-6 лет общественными организациями Тюменской области и прежде всего Ассоциацией татар Тюменской области при активной поддержке руководящих работников Администрации области (Л.Ю.Рокецкий, Ю.М.Конев, А.К.Ушаков, В.Г.Новиков, Н.Ф.Гольцов, К.А.Каюмов и др.) была осуществлена значительная работа по возрождению культуры и языка сибирских татар. В основу деятельности Администрации Тюменской области по возрождению культуры татарского населения в этот период была положена Всероссийская программа "Народы России: возрождение, сохранение и развитие социально-экономического, демографического, культурного потенциала и совершенствование межнациональных отношений", разработанная группой ведущих ученых, утвержденная Минвузом Российской Федерации в первой половине 1990 г. и рассчитанная на 1990-1995 гг.
В указанный период Ассоциация татар вместе с другими общественными организациями при активной поддержке со стороны Администрации провела работу по претворению в жизнь задач, намеченных в ее программе. На заседаниях Совета Ассоциации обсуждались вопросы возрождения традиционной хозяйственной деятельности татарского населения отдельных районов области, заслушивались отчеты руководителей местных (районных) организаций Ассоциации. Ассоциация обращала серьезное внимание на постановку народного образования, возрождение национальной культуры и языка сибирских татар. Так, при содействии Ассоциации Комитетом народного образования Администрации Тюменской области была издана (третьим изданием) книга Ф.Т.Валеева "Сибирские татары: культура и быт" в качестве учебного пособия по истории и краеведению для учащихся татарских школ Сибири. Доцент Казанского педагогического Университета С.М.Исхакова, заведующая лабораторией национальных (татарских) школ при Тюменском областном институте повышения квалификации учителей разработала альтернативный алфавит на основе латинской графики, учитывающей фонетические особенности языка коренных сибирских татар, и букварь для обучения детей сибирских татар. К сожалению, труд этот оказался напрасным главным образом из-за противодействия отдельных ученых-лингвистов из числа казанских татар.
Более обнадеживающей оказалась за эти годы деятельность Ассоциации татар Тюменской области и Администрации, направленная на признание сибирских татар самостоятельным этносом авторитетными научными учреждениями и государственными органами Российской Федерации (см. Приложение).
В подготовленном Институтом языкознания РАН письме за подписью его директора члена-корреспондента АН В.М.Солнцева от декабря 1990 г. в Министерство народного образования Российской Федерации сказано: "По мнению основных специалистов по этнографии и истории сибирских татар профессоров Томилова Н.А. (Омский госуниверситет) и Валеева Ф.Т. (Казанский инженерно-строительный институт), сибирские татары исторически и фактически являют собой самостоятельный, отличный от казанских татар, бесписьменный этнос с присущей ему специфической материальной и духовной культурой". Далее, ссылаясь на мнения лингвистов-тюркологов члена-корреспондента РАН Э.Р.Тенишева (институт языкознания РАН), академика Академии наук Республики Татарстан М.З.Закиева и др., В.М.Солнцев писал, что казанские и сибирские татары не являются близкими и в языковом отношении, несмотря на то, что последние длительное время более или менее удовлетворительно обслуживались казанско-татарским национальным литературным языком. В своем выводе по данной проблеме В.М.Солнцев указывает, что "по соображениям гуманитарного порядка, а также при условии желания большинства самих сибирских татар, создание для них собственной письменности можно считать целесообразным"(см. Приложение).
Следующим документом, относящимся к проблеме возрождения сибирских татар, явилось письмо директора Института этнологии и антропологии РАН д.и.н. В.А.Тишкова Президенту Ассоциации татар Тюменской области от 24 апреля 1994 г., в котором отмечается, что сибирские татары представляют самостоятельное этническое образование с выраженными признаками этничности (самобытная культура, язык, самосознание). Являясь самостоятельным народом, сибирские татары имеют локальные этнографические и языковые подразделения. Говоря о взаимоотношениях между сибирскими и казанскими татарами, автор отмечает, что между этими народами существовали длительные языковые, культурные, брачные контакты, которые в значительной степени сблизили их между собой. Но сибирские татары не слились с поволжскими, сохранив особенности своей культуры, языка, самосознания. Общий вывод В.А.Тишкова сводится к тому, что сибирские татары должны быть обеспечены гарантированными правами развития их национальной культуры, для чего им необходимо предоставить статус самостоятельного народа и включить в список народов Российской Федерации. Это расширит их возможности для решения многих проблем политического, экономического и культурного развития (см. Приложение).
Наконец, в августе 1991 г. на обращение Ассоциации татар Тюменской области к Президенту РСФСР и Председателю Верховного Совета РСФСР о включении сибирских татар отдельной строкой в список народов Сибири был получен ответ из Госкомстата Российской Федерации, в котором говорится, что при проведении последующих переписей и обследований населения эта просьба будет учтена (см. Приложение).
Вдохновляющим фактором для сибирских татар в их движении за возрождение своей национальной культуры и своего родного языка явились документы и материалы 1-го Учредительного съезда Конгресса тюркских народов России "Возрождение и согласие", состоявшегося 20-21 сентября 1995 г. в г.Москве. На съезде с докладом выступил министр по делам национальностей и региональной политики Российской Федерации В.А.Михайлов. В его докладе был сделан глубокий анализ происходящего в Российской Федерации процесса возрождения тюркских народов, говорилось о трудностях этого процесса и актуальных задачах по его дальнейшему развитию. В докладе профессора Д.М.Гилязитдинова среди других тюркских народов Российской Федерации упоминались и сибирские татары как самостоятельная нация, остро нуждающаяся в предоставлении ей государственного образования в рамках многонационального Российского государства для обеспечения гармонического возрождения национальной культуры, родного языка и т.д.
* * *
Однако на пути к возрождению сибирских татар еще встречаются большие трудности и препятствия, некоторые из которых настолько серьезны, что делают его проблематичным. Поэтому мы, люди, посвятившие делу возрождения сибирских татар несколько десятков лет жизни, считаем своим моральным долгом сделать эти проблемы достоянием прежде всего научной общественности и Министерства по делам национальностей и региональной политики Российской Федерации, Администраций Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, на территориях которых проживают компактно сибирские татары. У нас нет каких-либо националистических предрассудков и амбициозности в подходе к проблеме взаимоотношений между сибирскими и поволжскими татарами. Мы хотим лишь одного, чтобы судьбоносные проблемы сибирских татар решались с позиции современной науки и с учетом реальной ситуации.
Прежде всего следует остановиться на употреблении широко распространенного в настоящее время термина "возрождение" применительно к татарам, проживающим в различных регионах Сибири. Этот термин в научной, публицистической литературе, а также в деловой переписке государственных, общественных организаций о сибирских татарах начал употребляться расширительно, распространяясь на все группы тюркского населения, носящих этноним "татары". Как известно, в Сибири, кроме коренных сибирских татар, проживает значительное количество поволжских татар, переселившихся в Сибирь в разные периоды истории. Довольно большое количество поволжских татар переселилось в Сибирь в 1921-1922 годах во время голода в Поволжье. Однако численность поволжских татар-переселенцев никогда не превышала численности коренного татарского населения региона.
По нашему глубокому убеждению, термин "возрождение" должен применяться прежде всего по отношению к коренным сибирским татарам, так как именно эта группа тюркского населения Сибири остро нуждается в возрождении своего родного языка и национальной культуры на земле своих предков - Сибири. Что же касается поволжских татар, проживающих в Сибири, то они представляют собой диаспору поволжских татар, родным языком которых является язык казанских татар, принятый в качестве литературной нормы для среднего и мишарского диалектов татарского языка. Своей родиной они законно считают ныне существующую в составе Российской Федерации суверенную Республику Татарстан. Движение коренных сибирских татар за свое возрождение, в особенности стремление последних к собственной национальной государственности, вызвали среди части представителей казанских татар в Сибири негативное отношение. Это мы наблюдали, присутствуя на съездах Ассоциации татар Тюменской области, на различных научно-практических конференциях, совещаниях, а также в публикациях на страницах газеты "Янарыш". Подобные выступления казанских татар, проживающих в Сибири, были вызваны их ошибочным опасением того, что возможное предостав<