Понятие этноса и этническая структура общества
ВВЕДЕНИЕ
Современная этническая картина мира представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству [10, с. 67].
Рубеж тысячелетий ознаменован возрастанием интереса к феномену социокультурного развития. Диалог культур занимает особое место в усилиях по преодолению глобального цивилизационного кризиса современности. Это обусловлено, в частности, актуальностью проблемы сохранения национальной самобытности, изучению взаимоотношений этносов России. О необходимости способствовать укреплению, возрождению и развитию культуры и самобытности, об угрозах, сопряженных с глобализацией, об опасностях единообразия говорил и видный политический деятель современности Фридерико Майор [5, с. 257]. Акцентирование самобытности, порой чреватое умалением позитивной роли инокультурных влияний, при более широком взгляде на данный феномен свидетельствует об актуальности проблемы заимствований в социокультурном развитии этнических общностей.
Данная тема всегда будет актуальной, так как со времен Октябрьской революцию 1917 года созданы новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной этнографии, определяющую роль в послереволюционных этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советского многонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 году была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России [1, с. 7].
В различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.
Под этническими общностями подразумеваются как нации и народности, так и этнические и национальные диаспоры. Этнические группы при всем разнообразии содержательного наполнения понятия означают общности с определенными базовыми ценностями при внешнем единстве культурных форм- они образуют единые поля коммуникации и взаимодействия, характеризуются членством, которое обеспечивает идентификацию для членов группы и признание их другими членами.
Огромный вклад в изучение взаимоотношений этносов внесли работы С.Э. Крапивенского, В.Ю. Зорина, В.В. Степанова и В.А. Тишкова и другие исследователи.
Исходя, из степени разработанности проблемы при написании работы была поставлена следующая цель: комплексное изучение взаимоотношений этносов в дореволюционной России.
Так или иначе, проблема взаимоотношений этносов остаётся одной из наиболее изучаемых проблем как в отечественной, так и в зарубежной науке.
ПОНЯТИЕ ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЭТНОСОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.
Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.
Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.
Вопрос о слиянии финнов и славян должен решаться в другой плоскости, а именно, должен рассматриваться вопрос о славянском компоненте у финнов Восточной Европы. Изначальные финские черты: скуластость, смуглый цвет лица, широкий нос и темные волосы встречаются у угро-финнов не так уже часто благодаря славянскому влиянию — преобладают светлоокрашенные типы.
В 1870-е годы и особенно после убийства Александра II антисемитизм начинает доминировать в государственной политике. На Юге России прокатилась волна еврейских погромов. Ухудшение положения евреев вызвало их массовую эмиграцию из России. Во время I мировой войны около 500 000 евреев были принудительно выселены из прифронтовых территорий во внутренние губернии России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губогло, М.Н. Языки этнической мобилизации / М.Н. Губогло.- М.: Просвещение, 2013.- 328 с.
2. Дробижева, Л.М., Гузенкова, Т.С. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика / Л.М. Дробижева, Т.С. Гузенкова.- М.: История, 2015.- 199 с.
3. Зорин, В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы / В.Ю. Зорин.- М.: Империя, 2013.- 103 с.
4. Зорин, В.Ю., Кулешов, С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: Опыт законотворчества / В.Ю. Зорин, С.В. Кулешов.- М.: Просвещение, 2009.- 199 с.
5. Зорин, В.Ю., Степанов, В.В., Тишков В.А., Большая Российская энциклопедия / В.Ю. Зорин, В.В. Степанов, В.А. Тишков. – М.: Высшая школа, 2015. – 545 с.
6. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М: Академия, 2010. – 176 с.
7. Королев, С.А. Поволжье. / С.А. Королев.- М.: Дело, 2012.- 263 с.
8. Малов, Е.А. История мусульманства в России: Курсовое сочинение студента Казанской духовной семинарии / Е.А. Малов.- Казань: Искра, 2010.- 226 с.
9. Миллер, Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков / Г.Ф. Миллер. СПб.: Искра, 2011.- 101 с.
10. Михайлов, В.А. Национальная политика России: история и современность / В.А. Михайлов.- М.: Академия, 2014.- 197 с.
11. Михайлов, В.А. Что нужно знать о народах России: Справочник для государственных служащих / В.А. Михайлов.- М.: Академия, 2014.- 325 с.
12. Никольский, Н.В. Влияние культуры русского народа на культуру народов / Н.В. Никольский.- СПб.: Орск, 2005. – 107 с.
13. Никольский, Н.В. Марийские авторы и писатели о мари / Н.В. Никольский.- СПб.: Орск, 2017. –25 с.
14. Никольский, Н.В. Старые заимствования из русского в татарском / Н.В. Никольский.- СПб: Орск, 2015. – 122 с.
15. Паллас, П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас. -СПб.: Искра, 2013. – 657 с.
16. Татищев, В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах / В.Н. Татищев. -М.: Отношения, 2014.- 133 с.
17. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков.- М.: Языкъ, 2017.- 207 с.
18. Тишков, В.А. Пути мира на Северном Кавказе / В.А. Тишков.- М.Политиздат, 2009.- 344 с.
19. Тишков, В.А. Этничность и власть в полиэтничных государствах / В.А. Тишков.- М.: Академия, 2014.- 254 с.
20.Ильичёв,Л. Ф. Философский энциклопедический словарь/ Л. Ф. Ильичёв.- М.: Советская энциклопедия, 1983.-478 с.
ВВЕДЕНИЕ
Современная этническая картина мира представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству [10, с. 67].
Рубеж тысячелетий ознаменован возрастанием интереса к феномену социокультурного развития. Диалог культур занимает особое место в усилиях по преодолению глобального цивилизационного кризиса современности. Это обусловлено, в частности, актуальностью проблемы сохранения национальной самобытности, изучению взаимоотношений этносов России. О необходимости способствовать укреплению, возрождению и развитию культуры и самобытности, об угрозах, сопряженных с глобализацией, об опасностях единообразия говорил и видный политический деятель современности Фридерико Майор [5, с. 257]. Акцентирование самобытности, порой чреватое умалением позитивной роли инокультурных влияний, при более широком взгляде на данный феномен свидетельствует об актуальности проблемы заимствований в социокультурном развитии этнических общностей.
Данная тема всегда будет актуальной, так как со времен Октябрьской революцию 1917 года созданы новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной этнографии, определяющую роль в послереволюционных этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советского многонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 году была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России [1, с. 7].
В различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.
Под этническими общностями подразумеваются как нации и народности, так и этнические и национальные диаспоры. Этнические группы при всем разнообразии содержательного наполнения понятия означают общности с определенными базовыми ценностями при внешнем единстве культурных форм- они образуют единые поля коммуникации и взаимодействия, характеризуются членством, которое обеспечивает идентификацию для членов группы и признание их другими членами.
Огромный вклад в изучение взаимоотношений этносов внесли работы С.Э. Крапивенского, В.Ю. Зорина, В.В. Степанова и В.А. Тишкова и другие исследователи.
Исходя, из степени разработанности проблемы при написании работы была поставлена следующая цель: комплексное изучение взаимоотношений этносов в дореволюционной России.
Так или иначе, проблема взаимоотношений этносов остаётся одной из наиболее изучаемых проблем как в отечественной, так и в зарубежной науке.
ПОНЯТИЕ ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА