Развитие основных физических качеств футболистов

Быстрота - это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимально возможный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся - быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексное проявление скоростных способностей - это различные сочетания элементарных форм и их совокупность с другими физическими качествами и техническими действиями. К ним относятся - быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность быстро набрать максимальную скорость (стартовая скорость), способность длительное время поддерживать максимальную скорость (скоростная выносливость).

К основным методам воспитания скоростных способностей относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения

Это метод включает в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

2. Соревновательный метод

Данный метод применяется в форме тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность соревновательного метода очень высокая, так как футболистам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных условиях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

3. Игровой метод

Игровой метод предусматривает выполнение упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. Применение данного метода обеспечивает широкую вариативность действий.

Специфические закономерности развития скоростных способностей требуют целесообразного соотношения при сочетании указанных выше методов.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Различают общую и специальную выносливость.

Под общей выносливостью понимается способность длительно выполнять работу в умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Общая выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1. Метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

Длительность выполнения упражнения от 5 до 25 минут, в зависимости от возраста. Интенсивность выполнения работы - умеренная и переменная при ЧСС от 120 до 170 ударов в минуту. Основные средства - ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку.

2. Метод повторного интервального упражнения

Число подходов 3-4, длительность выполнения от 1-2 минут для начинающих до 3-4 минут для тренированных спортсменов. Интенсивность выполнения - субмаксимальная, ЧСС от 120-140, в начале выполнения работы, до 170-180 ударов в минуту. Отдых активный (бег трусцой). Основные средства применяются те же, что и при методе слитного (непрерывного) упражнения.

3. Метод круговой тренировки

Круговая тренировка может проходить по методу длительной непрерывной работы и в режиме интервальной работы.

4. Игровой метод

Основными средствами данного метода являются подвижные и спортивные игры. Длительность нагрузки не менее 5-10 минут при переменной интенсивности выполнения работы.

5. Соревновательный метод

При развитии общей выносливости применение данного метода целесообразно не чаще 4 раз в год.

Для развития специальной выносливости применяются:

1. Метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный)

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным

режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод - последовательное варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий.

2. Интервальный метод

Данный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и запланированными интервалами отдыха. Тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения работы, сколько в период отдыха.

3. Метод круговой тренировки

При использовании этого метода обучающиеся выполняют упражнения, воздействующие на различные группы мышц и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

4. Соревновательный метод

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.

5. Игровой метод

Особенностью данного метода является развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации и высокая эмоциональность.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняю за счет собственной активности соответствующих мышц.

Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений.

Выделяю также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника), а специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

При недостаточной гибкости у спортсменов:

а) замедляется темп приобретения двигательных навыков;

б) чаще обычного возникают повреждения;

в) не полностью используются двигательные качества;

г) ограничивается амплитуда движений, что снижает быстроту действий и приводит к повышенному напряжению мышц.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, в котором упражнения на растягивание выполняются сериями, В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности обучающихся количество повторений упражнений в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы.

Двигательно-координационные способности (ловкость) - способность человека быстро, оперативно, рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Способности, относящиеся к координации движений, подразделяют на три группы:

1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные,

временные и динамические параметры движений.

2. Способности поддерживать статическое и динамическое

равновесие.

3. Способности выполнять двигательные действия без лишней

мышечной напряженности (скованности).

Для развития координационных способностей в спортивной тренировке используются следующие методы:

1. Метод стандартно-повторного упражнения

Этот метод используют при разучивании достаточно сложных двигательных действий, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

2. Метод вариативного упражнения

Метод вариативного упражнения имеет более широкое применение при развитии координационных способностей. Данный метод подразделяется на подметоды со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. Подметод со строгой регламентацией характеризуется строго заданным варьированием отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия, изменением исходных и конечных положений, а также способов выполнения действия, выполнением освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат.

Силовые способности - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Воспитание силы необходимо осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения, в основном динамического характера. Упражнения должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание.

Для укрепления здоровья обучающихся, повышения уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма и гармоничного физического развития, в программу тренировочных занятий необходимо включить комплексы упражнений по общей физической подготовке.

Строевые упражнения

Понятие о строе, шеренге, колоне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.

Наши рекомендации