Смк и стихийная социализация
Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, СМК выполняют рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям, постольку-по-скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
В о-в т о р ы х, с рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для довольно большого количества людей разных возрастов телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефи цитов межличностных контактов, отвлечением при возникновении осложнений в общении с окружающими. Все это приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках, юношах и девушках. Нередко они, находясь в одиночестве, включают магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом они могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т.д.
В-третьих, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения, СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Причем видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы радио. Начиная с 12-— 13 лет, подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом 72 % телеаудитории проявляет интерес к новостям, 63 % — к сериалам, 39 % — к эстраде, 33 % — к лотереям и викторинам, 29 % — к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36 %), историческая литература (24 %), приключенческая (20 %), любовные истории (19%).
Как показывают исследования, тот набор СМК (программы ТУ, радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л. И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни.
В-ч етвертых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.
Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы населения, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может приобретать антисоциальный характер).
Однако надо иметь в виду то, что влияние СМК на усвоение человеком тех или иных норм, ценностей и даже информации имеет нередко опосредствованный характер. В первую очередь речь идет о феномене «двуступенчатого потока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Кроме того, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый Й. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми своему настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.
В-пятых, особо следует отметить то, что набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними (об этом подробнее речь пойдет в следующем разделе).
В целом СМК играют большую роль в развитии человека в процессе стихийной социализации. Вместе с тем появление каждого кардинально нового вида коммуникации всегда вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
С появлением кино, радио а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями.
Средства массовой коммуникации создают условия для развития человека. Так, исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения. Американские ученые в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Однако исследования в следующие десятилетия выявили и огромный негативный потенциал телевидения, дающий отрицательные эффекты в развитии подрастающих поколений (рост агрессивности, вандализма и пр.). Кроме того, потребление СМК в принципе не может решить проблему развития человека. Так, телевизор смотрят все дети, т.е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по теле-и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.
Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, т.е. потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши, девушки формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий, в том числе от подготовленности человека к взаимодействию с СМК.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуе-мым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и младших, — со всеми вытекающими из этого последствиями.