Соседство и стихийная социализация

Соседство играет ту или иную роль в стихийной социализации человека в зависимости от его возраста, социально-культурного статуса, типа и размера поселения, в котором он живет. До определенного возраста соседство — не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Затем, с возрастом, для большой части людей соседство все более и более утрачивает социализирующую роль, оставаясь лишь местом жительства.

Дети — дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение — выход за рамки семьи, ос­воение новых социальных ролей, приобретение нового социаль­ного опыта, ступень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семей­ными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях полоро-левого поведения. Обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором, они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к дет­ской субкультуре.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци­альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле­ния эти санкции применяются обществом сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его соци­ализации играют межличностные отношения со сверстниками. Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в игре отсутствующих сверстников, решительно ответил: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к об­ществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (ко­торый для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие соседей-сверстников или сложности во взаимоотношениях с ними могут отрицательно сказаться на со­циализации человека в этом возрасте или дать отсроченный отри­цательный эффект.

В подобной ситуации оказался в детстве русский писатель XIX в. А. К. Шеллер, что весьма негативно сказалось на его эмоциональ­ном состоянии и даже познавательной активности. Вот как он пишет об этом: «...Отсутствие детей сделало из меня что-то вроде отупевшего старика, ничего не знавшего, не желавшего знать. Любознательность пробуждается в детях только детьми. Ребенок охотно разговаривает с ребенком; больших он только слушает и, встречая в детских играх и болтовне предметы, требующие объяс­нения, он обращается за этим объяснением к большим. Без това­рищей ничто и никто не подталкивает ребенка на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные превратные понятия.

Таким оставался я почти до девяти лет, когда меня отдали в ближайшую от нашей квартиры школу».

Детская игровая группа ускоряет формирование коммуника­тивных навыков, помогает ребенку принимать на себя роль друго­го и умеряет детский эгоцентризм (Е. В.Субботский).

Общение с соседями-сверстниками оказывается очень важным для психосексуального развития ребенка вообще, а в частности — для его эмоционального восприятия всей сферы сексуальных от­ношений. Оно помогает ребенку, подростку адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в его организме и в физичес­ком облике, освоить и в определенной мере изжить те волнующие переживания, которые связаны с сексуальной сферой. Отсутствие или недостаток общения со сверстниками в детстве может сыг­рать весьма отрицательную роль на следующих возрастных этапах, особенно в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве, как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это — объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обсто­ятельств и факторов, социализирующих растущего человека. В ча стности, большое значение имеет то, в какие группы сверстни­ков входит ребенок, подросток, юноша, девушка. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более эти группы могут весьма слабо или совсем никак не пересе­каться с соседскими связями.

Существенно иначе обстоит дело, когда речь идет о соседских связях взрослых и их роли в жизни и социализации человека. Со­седские отношения взрослых в городе развиты слабо, более се­лективны и персонализированы, чем в сельских поселениях (в которых более солидарные, недифференцированные отношения). Характер, содержание, интенсивность соседских отношений за­висят от возраста жителей, демографического состава семей, со­циально-культурной однородности —неоднородности соседей.

В средних и крупных городах качественные межличностные свя­зи, включенность в соседство являются потребностью, а часто необходимым условием для поддержания психического благопо­лучия и здоровья лишь некоторых категорий жителей: малопод­вижных, пожилых, членов неполных и многодетных семей, се­мей с маленькими детьми, а также вообще жителей с низким образовательным уровнем.

Для основной массы горожан соседские связи не являются объективно значимыми. Это проявляется и в поведенческом, и в эмоциональном планах. Об этом свидетельствует ряд данных, по­лученных отечественными исследователями.

На вопрос «С кем из соседей вы общаетесь?» были получены та­кие ответы: «ни с кем» — 13 %, «с одной семьей» — 16 %, «с двумя семьями» — 22%, «с тремя семьями» — 18%, «с четырьмя семь­ями» — 15 % (Ю. Круусвалл). Чаще общаются между собой семьи, в которых есть маленькие дети, а также пожилые люди. Естествен­но поэтому, что наиболее ценимым качеством соседей большая часть жителей многоквартирных домов считают «холодную веж­ливость» (С. Г. Климова).

В связи с этим становится очевидным, что современное сосед­ство в наших городах, как правило, лишено тех характеристик, которые делают его довольно эффективным регулятором поведе­ния и фактором социализации горожан среднего класса в ряде стран Европы и в США: чувства солидарности, общих норм пове­дения, совместного ухода за территорией, восприятия соседства как расширения своего жилища, взаимопомощи (М.Раудсепп).

В то же время и у нас в стране можно встретить соседство по­добного типа. Примером его являлись возникшие в 70-е гг. про­шлого века молодежно-жилищные комплексы (МЖК), часть ко­торых поныне сохранили свои особенности, представляя собой совершенно уникальное явление для городского образа жизни. Кроме того, приватизация жилья и создание в связи с этим жил-товариществ может привести к интенсификации и некоторому изменению характера соседских связей горожан, ибо они будут вынуждены совместно решать вопросы сохранности и ремонта жилого фонда, обустройства придомовой территории, обеспече­ния безопасности и т. п. Предполагать это позволяют данные о том, что в кооперативных домах, где жители отчасти этим озабо­чены, интенсивность связей всегда была несколько выше, чем в некооперативных.

Наши рекомендации