Общение и стихийная социализация
Общение играет кардинальную и всеобъемлющую роль в процессе стихийной социализации человека на всех возрастных этапах. Данная в предыдущих главах характеристика социализации человека во взаимодействии с различными факторами позволяет выделить ряд аспектов, в которых влияние межличностного общения предстает в достаточно обобщенном виде.
В о-п е р в ы х, общение — важнейшая детерминанта эмоционального развития человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения. Общение всегда эмоционально окрашено — от нежности до ненависти. Благодаря этому люди передают друг другу не только какой-то текст, но и эмоциональный подтекст. Этот подтекст может усиливать смысл текста, ослаблять его, противоречить ему. В результате вокруг общающихся людей возникает своеобразное «эмоциональное облако» — аура (от греч. аига — дуновение ветерка), которое и делает общение лицом к лицу столь желанным и необходимым.
Лонгитюдные исследования показали, что эмоционально теплые, способные к интимной коммуникации мужчины в восьмилетнем возрасте имели относительно устойчивую дружбу с другими мальчиками, среди их товарищей по играм были также девочки. Напротив, мужчины, которые держат людей на расстоянии и избегают тесных человеческих контактов, уже в младших классах не умели дружить с мальчиками и реже играли с девочками (И. С. Кон).
Глубокий эмоциональный контакт, который является непременным атрибутом дружеского общения, формирует своеобразный эмоциональный механизм, позволяющий не только осуществлять аналогичные контакты, но и активно искать их. При отсутствии дружеского общения этот механизм не формируется, ибо общая, присущая в принципе всем людям, потребность в эмоциональном контакте не находит своей реализации и развития. В результате, становясь взрослым, человек не ищет подобных контактов или не может их поддерживать.
Содержание, эмоциональная глубина общения, тот обмен эмоциями, который при этом происходит, влияют на то, как человек воспринимает все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций.
Важную роль в формировании и проявлении эмоциональной сферы человека играет потребность в уединении. В уединении происходит эмоциональное переживание того, с чем человек сталкивается в общении, в реальной действительности в целом. Поэтому, если человек, начиная с подросткового возраста, избегает уединения или посвящает его только каким-то конкретным делам, можно предполагать, что он недостаточно эмоционально развит, глух к эмоциональной стороне жизни.
В о-в т о р ы х, в процессе общения происходит самопознание человека, формирование образа Я.
Образ Я — это не нечто объективно данное или раз и навсегда сложившееся, а отношение к себе самому, которое возникает в результате взаимосвязи нескольких компонентов, со временем оно меняется. Один из этих компонентов — представление о своих качествах и свойствах, т.е. определенный уровень знаний о себе; второй — оценка того, что мы о себе знаем, т.е. система самооценок, которая окрашена такими чувствами, как самолюбие, честолюбие, престижность. Наконец, третий компонент — проявление в поведении человека его знаний о себе и самооценок, что позволяет убедиться в их правильности. Общение с окружающими играет большую роль в формировании как каждого из этих компонентов, так и образа Я в целом.
Исследованиями установлено, что у городских жителей в среднем самопознание более дифференцированно и осознанно, чем у сельских. Это естественно. Как условие социального общения, город схож с большим зеркалом: в нем горожанин каждодневно обнаруживает себя через взаимодействие с другими людьми. Наблюдая, сравнивая свои и чужие поступки, поведение, человек осознает и оценивает себя и других, получает возможность ориентироваться в сложной городской жизни, находить в ней свое место.
Если у человека на каком-либо возрастном этапе общение с окружающими сложилось не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения в семье или на работе), то это отражается и на познании им себя. Оно либо задерживается, либо результат его бывает не соответствующим действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении личности.
Знание человеком самого себя, его самооценка существенно влияют на то, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях. Но это влияние не прямое. Оно опосредствуется самоуважением личности, которое можно считать фокусом образа Я.
Все, что человек узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большой мере, а иногда минимально опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам, семье, обществу сверстников, сослуживцам, значимым лицам.
Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) на грани подросткового и юношеского возрастов обнаруживает, что все чаще и чаще он как бы отстраняется от всего и всех ради погружения в самого себя. Он замечает, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают у него размышления и переживания в большой степени в связи с тем, что дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей непохожести на окружающих, даже своей уникальности.
Именно в старшем подростковом возрасте и в юности человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Юный М.Ю.Лермонтов писал М.А.Лопухиной: «Назвать Вам всех, у кого я бываю? Я — та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием». А современная девятиклассница пишет: «Когда я остаюсь одна, то чаще всего занимаюсь оценкой своих поступков, отдельных действий, иногда даже сказанных фраз. Бывает, что вечером вспоминаю фразу, сказанную кем-то, слышу его голос, обдумываю свой ответ. Когда я нахожу сказанное мной правильным, у меня резко повышается настроение».
Это стремление юности осмыслить себя, свою жизнь наедине с собой неслучайно. Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть настоящим собеседником другим людям тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять, не может оценивать жизненные ситуации. Самопознание, возникая в общении и взаимодействии с миром, делает уединение необходимым шагом на пути к общению и взаимодействию.
Развитие рефлексии у человека становится необходимым условием социализации.
В-третьих, общение — важнейший путь познания человеком мира.
Исследования показали, что лишь 20 % информации, которой владеет современный человек, усваивается им из средств массовой коммуникации. Остальные 80 % он получает по каналам межличностного общения. Таким образом, и сегодня общение по-прежнему остается основой человеческого познания. Причем межличностное общение — не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех знаний, которые человек получает по другим каналам —- в частности в процессе образования, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. И наконец, общение во многом определяет интерес к знаниям вообще, получаемым из любых источников.
Общение — один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, на что обратил внимание популярный среди молодежи 60 — 70-х гг. XIX в. русский писатель А. К. Шеллер (публиковавшийся под псевдонимом Михайлов): «...Любознательность, — писал он, — пробуждается в детях только детьми. Ребенок охотно разговаривает с ребенком; больших он только слушает и, встречая в детских играх и болтовне предметы, требующие объяснения, он обращается за этим объяснением к большим. Без товарищей ребенка никто и ничто не подталкивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные превратные понятия».
В наше время исследования педагога Г.И.Щукиной показали, что на познавательные интересы школьников влияют все обстоятельства их жизни, но важнейшее значение все же имеет общение со сверстниками (для большой части ребят). В общении со сверстниками школьник может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляться в своих склонностях. Но в то же время общение со сверстниками (впрочем, как и с другими людьми) может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят интересы, склонности. В общении могут формироваться и социально неприемлемые, даже социально опасные интересы.
Общение является и самостоятельным источником информации. Взаимодействуя с окружающими в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими, родственниками, знакомыми и другими людьми, человек получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений.
Это очень эффективный путь познания. Обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации.
Причем надо иметь в виду как общение в относительно стабильных приятельских и дружеских группах, так и мимолетное, «незапланированное», общение с незнакомыми людьми, которое даже и не осознается как собственно общение. Особенно важным источником информации подобные контакты являются для городских жителей.
Всякое знание социально по своей природе, т. е. оно создается в процессе деятельности людей, направленной на познание объективного мира. Поэтому процесс познания социален по своей сути. Даже если человек познает что-либо в одиночку, он при этом вступает, образно говоря, во внутренний диалог со всем миром, с человечеством в целом как с носителем того знания, той культуры, которыми он стремится овладеть. Познавая что-либо в уединении, человек вступает в общение с теми, кто добыл это знание до него, и с самим собой, ибо мышление всегда диалогично (М. М. Бахтин). Наконец, целью познания в конечном итоге является необходимость проявить знания в контактах, в сотрудничестве, в совместной деятельности с другими людьми.
В-четвертых, в процессе общения человек усваивает широкий спектр норм, определяющих в конечном счете его повседневную жизнь.
В словарях понятие «норма» определяется, как правило, как образец, одна из форм нравственного требования. Норма действует в среде людей двояким образом. С одной стороны, она элемент человеческих отношений, а с другой — форма морального сознания. Норма воспринимается людьми как своеобразный нравственный закон, обязательный для каждого. Иными словами, речь идет о нормах поведения, обычаях, которые постоянно воспроизводятся в однотипных поступках множества людей в более или менее сходных ситуациях.
В общении нормы играют двоякую роль. С одной стороны, нормы регулируют общение, определяя, о чем, где, как и с кем можно, позволительно или нужно общаться. С другой — в процессе общения с окружающими людьми человек узнает, интуитивно «схватывает» и усваивают самый широкий спектр норм, регулирующих жизнь человека в обществе.
Нормы, которые регулируют общение человека и которые он познает в процессе общения, условно можно разделить на несколько слоев: общественные, региональные, половозрастные и индивидуальные.
В результате влияния общественных, региональных и половозрастных норм, в результате их взаимоналожения, благодаря и вопреки их некоторой противоречивости и неоднозначности формируются нормы жизни и общения каждого конкретного человека.
Важное значение для формирования индивидуальных норм человека имеет то, как те или иные нормы (общественные, региональные, половозрастные) оценивают наиболее значимые для него лица. В процессе общения с этими лицами складываются взгляды, представления, нормы в одних случаях вследствие идентификации (отождествления) себя с конкретным значимым лицом и некритического восприятия его взглядов, отношений, норм. В других случаях этот процесс идет с помощью так называемого межличностного переноса, когда человек переносит представления и нормы кого-либо из значимых лиц в свою жизненную практику.
Важную роль в формировании системы индивидуальных норм человека играет уединение. Человек — не пассивный объект воздействия норм. Размышляя наедине с собой, сопоставляя, анализируя, он отбирает для себя не только те нормы, которые одобряются и реализуются в его непосредственном окружении. Он может выработать собственные нормы поведения, жизни, общения. Он может приспособить, трансформировать те или иные нормы к своему видению мира, людей, отношений. Он может выработать определенную программу собственного поведения. В уединении он ищет и находит пути и способы интеграции противоречивых норм, отвергать которые целиком не позволяют обстоятельства его жизни. Он продумывает способы приспособления к окружающей действительности и регуляции своего поведения в соответствии с теми нормами, которым он считает необходимым следовать.