Микросоциум и стихийная социализация
Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию человека является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех характеристик микросоциума.
Микроклимат определяется уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, контркультурных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.
Совершенно очевидно, что принципиально по-разному складывается жизнь человека и происходит его социализация в центре и на окраине города. Сравним две характеристики.
«Едва ли отыщешь настоящего коренного москвича, — писал Ю.М.Нагибин, — который останется равнодушным при слове "Арбат"...
...Недаром самый проникновенный певец Москвы (Булат Окуджава. — А. М.) посвятил ему одну из лучших песен:
Ах, Арбат, мой Арбат,
Ты — мое отечество,
Никогда до конца не пройти тебя!
...Для меня, прожившего двадцать молодых лет на Арбате, как и для всех бывших, нынешних и, надеюсь, будущих арбатских парней, тут содержится простой житейский смысл: Арбат... никогда не удавалось пройти из конца в конец, потому что арбатская братва где-нибудь обязательно перехватывала тебя и затаскивала либо в арбатский "Аре", либо в кафе "Мороженое" на углу Староконюшенного, либо в театр Вахтангова.., либо — чаще всего — в один из кривых переулков, где во дворе, под сенью старых деревьев играла радиола...» И хотя давно нет «Арса» и кафе, и нынешний Арбат разительно другой, но кривые переулки остались. И осталось что-то неуловимое, что позволило молодым жителям этой части московского центра создать неологизм «арбатство», о чем радостно поведал в одном из стихотворений Булат Окуджава.
А вот микросоциум на городской окраине. В.Ф.Тендряков в повести «Ночь после выпуска» описывает так называемую «Индию»: «Это экзотическое название произошло от весьма обыден ных слов — "индивидуальное строительство", сокращенно "инд-строй". Когда-то, еще при закладке комбината, из-за острой нехватки жилья было принято решение поощрять частную застройку. Выделили место — в стороне от города, за безымянным оврагом. И пошли там лепиться дома — то тяп-ляп на скорую руку, сколоченные из горбыля, крытые толем, то хозяйски добротные, под железом, с застекленными террасками, со службами. Давно вырос город, немало жителей Индии переселились в пятиэтажные, с газом, с канализацией дома, но Индия не пустела и не собиралась вымирать. В ней появлялись новые жители. Индия — пристанище перекати-поля. В Индии свои порядки и свои законы, приводящие порой в отчаяние милицию».
«Индия» в какой-то мере крайний случай микрорайона с отрицательным социально-психологическим климатом. Но многолетняя миграция из деревни в город и из одних регионов в другие, перемешивание вследствие этого огромных масс людей, не укорененных или слабо укорененных в городской жизни, привели к тому, что в каждом городе есть много микрорайонов, где климат определяют люди, которых и сегодня можно охарактеризовать словами Даниила Андреева (с некоторыми поправками, учитывающими современные бытовые реалии): «...эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения. Утратившие связь с матерью-землей и не вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриального пейзажа до частушки и пошлой олеографии (многокрасочной репродукции. — А.М.), эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине сами с собой. Они, как огня, боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия — смертельно скучна, искусство и литература доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд... их отдых — карты, водка, домино, спорт, примитивный флирт да кинематограф».
И хотя сегодня отдых в большой мере заполнен видео- и телесмотрением, домино, карты, водка и сегодня остались группооб-разующими элементами для многих городских жителей разного возраста. Влияние подобных социально-психологических условий на социализацию жителей вряд ли можно назвать благоприятным. Социально-экономические процессы последнего десятилетия привели к появлению нового типа микросоциумов. Это кварталы в городах или микрорайоны за их пределами, в которых селятся «новые русские» различного типа. Их жителей обычно объединяет приблизительно общий уровень дохода. Возрастной состав домовладельцев обычно довольно однороден, как и сфера их интересов, способы времяпрепровождения. В этих микрорайонах решены проблемы нежелательного соседства (чужим не продадут коттедж), комфорта, безопасности и социального престижа. В подобных микросоциумах, количество которых имеет тенденцию к росту, создаются весьма специфические условия социализации их жителей, которые еще предстоит изучить.
Микросоциум влияет на социализацию человека с помощью преимущественно традиционного механизма, когда речь идет о детях и малообразованных группах жителей, а также стилизованного механизма, влияние которого распространяется на подростков и молодежь.
Эффективность действия этих механизмов и мера влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависят от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия.
В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума.
В средних и более крупных городах степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети, подростки и немалая часть стариков основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация: микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части населения, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Мера благоприятности того или иного микросоциума для социализации его жителей определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от возможностей для удовлетворения человеком его потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач развития его жителей. В-четвертых, от того, как жители воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они участвуют в принятии таких решений (М.Черно-ушек).