Город и стихийная социализация
Влияние города на человека имеет не только явный характер (образ и стиль жизни горожанина, уровень и сферы притязаний, аспекты или направления и способы самореализации и т.д.), но и весьма глубинные, во многом еще не изученные последствия.
Экологические условия, в которых живут горожане, нередко негативно сказываются на их здоровье. Так, например, население городов Московской области страдает от различных заболеваний намного чаще, чем население сельских районов: болезни нервной системы регистрируются у горожан в 2,5 — 3 раза чаще, болезни эндокринной системы — в 2 раза чаще, злокачественные новообразования у взрослых — в 3 раза, болезни кожи — в 4 раза, врожденные пороки — в 2 раза чаще, чем у жителей села. И подобная ситуация типична для многих регионов России, а в некоторых регионах она еще более неблагоприятная (в городах Кузбасса, Свердловской и ряда иных областей).
Исследования показывают, что влияние города на развитие человека специфично и на психофизиологическом уровне. Так, длительное воздействие городских шумов вызывает изменение функционального состояния не только со стороны органа слуха, но и всего организма в целом. Особое значение имеют нарушения в подвижности нервных процессов (т.е. в чередовании процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), изменения условно-рефлекторной деятельности и регуляции вегетативной нервной системы.
Все разнообразие расстройств, возникающих под влиянием совокупности производственного, транспортного, жилищно-бы-тового шума, ученые объединили в симптомокомплекс шумовой болезни (И.Л.Карагодина, С.А. Солдаткина).
Этот симптомокомплекс, как показали эксперименты, влияет на поведение горожан. В Нью-Хемпшире (США) на группу людей воздействовали очень сильным шумом по их меркам (тарахтение сенокосилки). В это время мимо проходил человек с загипсованной рукой и «терял» на тротуар бумаги. Лишь 1 % прохожих помогали ему собрать их. А на тихой улице таких было — 80 %. В Голландии «турист» растерянно изучал карту города — на шумной улице было намного меньше желающих ему помочь, чем на тихой. Из этого был сделан вывод, что шум значительно снижает социальную мотивацию действий человека, желание помочь, нарушает отношения между людьми (М.Черноушек).
Негативное влияние на человека оказывает и так называемый стресс перенаселенности, т.е. постоянное нарушение чувства «личного пространства» — минимум жизненного пространства у индивида в городе (понятие ввел американский антрополог Э.Халл) и нарушение «приватности» (понятие, введенное американским психологом А.Альтманом), которая необходима для удовлетворения базовых потребностей человека в уединении, в возможности контроля над средой своего обитания. Стресс перенаселенности ведет к повышенной нервной возбудимости горожан, способствует появлению саморазрушительного поведения.
Архитектурно-планировочные особенности различных городов и различных районов одного города оказывают существенное влияние на восприятие детьми окружающей среды. Это очень наглядно показало исследование, проведенное В.Л.Глазычевым и его сотрудниками в среднем городе Тихвин, неподалеку от Санкт-Петербурга. В двух школах, одна из которых расположена на грани между старой и новой частями города, а другая — в глубине нового района, третьеклассники получили домашнее задание — нарисовать картинку на тему «Мой город». Вот как анализирует В. Л. Гла-зычев работы детей.
«Результат — около 70 листов на стандартной школьной тетрадке для рисования — потряс воображение.
Две стопки листов — это два образа мира, две модели. Листы, относящиеся к старому городу, сделанные талантливо или бесталанно, тонко или примитивно, говорили о богатстве окружающей действительности. На этих листах непременно присутствует монастырь, видимый снизу или сверху, видимый только как главы над крышами домов или с большого расстояния. На этих листах можно увидеть камни, выпавшие из стен монастыря, правильно указанное число шатров на звонницах. На этих листах правильно отражен масштаб. Среди них есть много рисунков, нормальных для детей 10—11 лет, когда герои — сами дети или их родители — сопоставимы с домами или больше этих домов, потому что они важнее.
В листах второй пачки ничего подобного увидеть нельзя. Здесь точно известно, что дома гораздо больше, чем люди, и изображенные люди превращаются в букашек. Точно известно, что земля "пуста", и поэтому на рисунках огромную роль играет пустынное небо и преимущественно изображенная темным пустая земля, на которой выделяются лишь как абстрактные геометрические знаки детские, так называемые игровые площадки, сведенные к квадрату, кругу, треугольнику и т.п.
Бедность этого мира вызывает удушье, и поэтому, наверное, почти всюду детская душа стремится компенсировать нищету решетчатого, повторного, бесконечного фасада, то расставляя в окнах бесконечное количество горшков с цветами, то заставляя жильцов высовываться из этих окон и тем самым расцвечивать фасад, то в одном случае даже за счет цветных шариков, которые оказались привязанными к форточкам чуть ли не всех окон в доме.
Очень интересный опыт. И самое любопытное, что из рисунков первой группы, созданных на краю старого города, можно легко было выделить особую пачку — это изображения границ двух миров, это изображение переходной зоны, когда слева простирается плотная, интересная, с заборами, деревьями, домами, собаками, машинами жилая застройка. Далее следует огромная пауза там, где протекает ручей, и, наконец, на горизонте возникает образ этакого небесного Иерусалима, который чарующ за счет своей дальности, отчужденности, странности. Почему-то он почти всегда золотистого цвета. Это другая планета, и с такого расстояния она кажется даже любопытной».
Этот эксперимент, а также другие данные свидетельствуют о том, что части города, богатые разнородными деталями, способствуют формированию у человека чувства идентичности с ними. Это в первую очередь относится к историческим частям города.
Именно они дают человеку то, чего нет в районах, созданных индустриальным способом, — сложную систему символов, свидетельствующую о комплексности человеческой жизни и социальных процессов. Исторические части города включают индивида в более широкую систему общественного бытия, поддерживают социальное единство людей, сглаживают противоречия между ними и помогают преодолевать благодаря своей цельности естественную индивидуальную разделенность. И наоборот, новые районы воспринимаются как обыденность, монотонность, что усиливает чувство анонимности и отчужденности (М.Черноушек).
Видеоэкологи считают опасными гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые — это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, однотонные полотна ткани. Вторые — всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах. От них человек быстрее утомляется, начинает испытывать чувство смятения, дискомфорта (В.Филин).
Важнейший эффект социализации человека под влиянием города, городского образа жизни — мобильность. Мобильность может быть рассмотрена как постоянная потребность в новой информации, как реакция на разнообразие стимуляторов, которые содержит город, как склонность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям себя и своей жизни (места работы или проживания, характера досуга, социальной группы, вкусов и т.д.).
Город (средний и более крупные) резко увеличивает мобильность людей уже потому, что за единицу времени человек в городе получает довольно большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются и архитектура, и планировка, и транспорт, и реклама, и поток людей, и люди индивидуально, и учреждения, организации, очаги культуры и т.д. Мобильность, которой обладают жители города, делает их потенциальными потребителями любой информации, идущей из этих источников.
В городе в течение дня человек сталкивается с огромным количеством людей. Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в городе-гиганте и в мегаполисе число контактов достигает десяти тысяч (А. Баранов). Силой своей фантазии он невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может культивировать в людях способности к восприятию, созерцанию, наблюдению со стороны, интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей. Но может иметь и обратный эффект.
Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лестнице).
Мобильность способствует тому, что, по данным английских исследователей, житель города по сравнению с сельским жителем более подготовлен к использованию новых форм и способов деятельности и познания, более осторожен и искусен в общении с незнакомыми, более пунктуален и вообще лучше осознает значение времени, более подготовлен к неожиданностям в повседневных контактах, быстрее соображает, лучше ориентируется в окружающей действительности, склонен к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. В то же время он менее привязан к традициям, семье, у него меньше связей с соседями, они менее прочны и т.д.
Мобильность во многом определяет большие или меньшие готовность, подготовленность и стремление горожанина осуществлять выбор на протяжении всей жизни, проявляя при этом субъект-ность и субъективность, более или менее осознанно оценивать имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.
Город как средоточие культуры и контркультуры, как средоточие просоциальных, асоциальных и антисоциальных альтернатив, городской образ жизни в целом предоставляют каждому жителю огромный ряд самых различных альтернатив.Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности.
Отметим лишь некоторые из них.
Город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. В городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В то же время эти возможности используются довольно ограниченно. Есть данные о том, что только треть всех возможных контактов в сети взаимодействий между близкими знакомыми реализуются в практике общения.
В средних и более крупных городах человек с детства (и чем старше он становится, тем в большей мере) последовательно и одновременно является членом многих организаций и групп. Причем территориально между собой и не связанных: места жительства, учебы, работы, проведения досуга, занятий любимым делом могут довольно далеко отстоять друг от друга. Как правило, не складываются и тесные функциональные связи между организациями и группами, в которые входит человек.
Фактически человек может одновременно жить как бы в нескольких «социальных мирах». Например, у школьника дома родители — служащие, товарищи в классе — в основном дети рабочих, а в спортивной секции — дети военнослужащих, в научном кружке — контакты со студентами, в компании на улице — с работающими и учащимися в ПТУ и т.д.
Каждый из этих «социальных миров» имеет свои особенности, интересы, взгляды, нормы поведения и нормы отношения к окружающему. В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. В то же время знание о наличии многих «миров», знакомство с частью из них значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор человека, хотя и совсем не обязательно в позитивном направлении.
Все это создает возможности для значительной личностной автономии, ибо связи и преемственность между различными группами, как правило, иллюзорны.
Социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесное территориальное соседство представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их к себе.
В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей, девушек, взрослых связана с тем, что он предоставляет каждому потенциально широкие возможности выбора кругов общения, системы ценностей, стиля жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.
Другое дело, что в зависимости от района, в котором живет человек, эти возможности существенно различны. В зависимости от социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей человека существенно различается и то, как он использует предоставленные городом возможности.
Малый город