Географические регионы и стихийная социализация
Влияние региональных условий на стихийную социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона.
Географическое расположение региона и обусловленная этим тесная взаимосвязь или мера его обособленности от других частей страны может сказаться в формировании большего или меньшего культурного и социально-политического изоляционизма у его жителей, вплоть до появления сепаратистских тенденций (например, в Калининграде и на Дальнем Востоке) и ослабления чувства принадлежности к стране в целом.
Природно-климатические особенности региона во многом определяют степень его урбанизированное™, характер экономики, количество и меру стабильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие стороны социализации жителей (о чем речь пойдет дальше). Но климат оказывает и непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. Причем это влияние может быть неоднозначным. Так, суровые условия Сибири, с одной стороны, могут способствовать раннему закаливанию организма, а с другой — более быстрому его «износу», особенно если человек переехал в Сибирь уже взрослым. Это, в частности, показали исследования, проводимые на БАМе: среди его строителей была выявлена большая группа людей, приехавших из европейской части страны, которые по прошествии некоторого времени оказывались не в состоянии эффективно работать в суровом климате.
Климат и история освоения региона определяют степень и характер его урбанизированности. Например, и в Сибири, и в Центральном регионе преобладает городское население. Но на Сибирских просторах оно сосредоточено в крупных и средних городах, далеко расположенных друг от друга. А в Центре наряду с таким гигантом, как Москва, и большим количеством крупных и средних городов, существует масса малых городов. Здесь же сложился ряд городских агломераций (Московская, Нижегородская и др.), которые включают в себя тесно взаимосвязанные территориально, транспортно, хозяйственно-экономически и социально-культурно крупные, средние и малые города, поселки и сельские поселения, жители которых преимущественно трудятся в близлежащих городах. Степень урбанизированности региона влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет формирование и реализацию мобильности жителей в различных направлениях (социальном, территориальном, профессиональном и др.).
Социально-экономические особенности региона — это типы и характер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами).
Характер экономики региона — преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном регионе и т.д. — оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, обусловливает возможности профессионального определения, сказывается на уровне и стиле жизни населения.
В частности, уровень жизни населения весьма существенно различается в зависимости от региона проживания. Так, в конце 90-х гг. XX в. социологи задавали жителям ряда регионов вопрос: «Если бы в вашем распоряжении оказалась крупная сумма денег, то как бы вы скорее всего ее использовали?» Из предлагавшихся двенадцати вариантов ответов выделим два. Ответ «Потратил бы на текущие нужды», явно свидетельствующий о невысоком благосостоянии, избрали 24,3% екатеринбуржцев (Уральский регион) и 45,8 % воронежцев (Центрально-Черноземный регион). «На отдых, развлечения, путешествия» — соответственно 17,8 и 4,3 %. Это же обследование показало существенные различия в обеспеченности предметами домашнего обихода длительного пользования. Микроволновую печь имели 17,1 % опрошенных екатеринбуржцев и лишь 4,6 % воронежцев. Видеокамеру — соответственно 9,6 и 1,8%. Персональный компьютер — 7,8 и 1,2%.
Социально-демографические особенности региона — это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные — неполные, однодетные — многодетные и т.п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации всех жителей и особенно подрастающих поколений.
Регионы различаются по этническому составу населения. В одних значительно преобладает один этнос — это, например, русские — в Центральном и Северо-Западном регионах. В других есть республики и области, в которых относительно равномерно сочетаются два-три преобладающих этноса. Например, в Поволжье русские и татары в Татарстане, русские, татары, башкиры в Башкортостане и т. п. В то же время в Северо-Кавказском регионе в целом образовался своеобразный «этнический коктейль».
Состав жителей региона во многом определяется тем, является ли он источником межрегиональной миграции населения или ареалом расселения мигрантов из других регионов (таковыми, в частности, стали Краснодарский и Ставропольский края, Московская агломерация). Так, в районах Крайнего Севера население значительно моложе, чем в Центре и на Северном Кавказе, поскольку туда едут в основном люди наиболее трудоспособных и мобильных возрастов, а затем часть из них возвращается в места прежнего проживания. Сложились регионы с преобладанием мужского населения (Северные территории Сибири и Дальнего Востока). В ряде регионов значительно выше среднего по стране процент жителей с криминальным прошлым и/или настоящим. Многое значит и степень стабильности населения. Нестабильный состав населения северных районов Сибири и Дальнего Востока, с одной стороны, способствует взаимообогащению приехавших из других регионов людей, а с другой — формирует тип «перелетных птиц», способствует неукорененности больших групп населения, их эмансипации от культурно-исторических традиций. Стабильность населения в Центрально-Черноземном регионе, сохраняя традиции, может в то же время играть консервативную роль, препятствуя процессам культурного развития.
Названные характеристики состава населения, типичные для того или иного региона, существенно влияют на особенности ценностных ориентации и стиля жизни его жителей, на установки в сфере межличностных отношений в целом, межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений.
Региональные различия проявляются в свойственных населению обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ.
Нередко специфична речь жителей — от использования отдельных слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре (оканье волгарей) до существенно отличающегося от основного языка диалекта (например, у жителей кубанских станиц) и преобладания национальных языков в повседневном общении в сельских районах национальных республик Поволжья и Северного Кавказа.
Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию человека в каждом регионе. Однако изучено это влияние плохо. Хотя оно может быть не только весьма эффективным, но и самым неожиданным. Лишь один пример.
В одном из департаментов Франции есть поверье: преступник рождается в среду. Проверили, в какой день недели родились заключенные местной тюрьмы. Оказалось: большинство — в среду! В чем дело? Ребенок, родившийся в среду, был несчастьем для семьи, его жалели соседи, родители переживали этот факт. В какой день недели родились другие дети, вскоре забывали, о среде — помнили! Если кто-то набедокурил, подозревали родившегося в среду. Компания прогуляла урок — зачинщиком объявляли его. То есть само общественное мнение толкало человека к противоправным действиям, как бы подсказывало его будущую судьбу.
Попутно заметим, что в России выявлены региональные различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности вообще и несовершеннолетних — в частности.
Региональные различия влияют на стихийную социализацию различных половозрастных и социально-культурных слоев населения в каждом географическом регионе, а также на то, в каком направлении и как происходит самоизменение его жителей.
Можно полагать, что в различных географических регионах стихийная социализация способствует формированию типичных личностных особенностей их жителей.
Так, американские исследователи выявили, что южане в большей степени, чем северяне, верят во внешний контроль над значимыми событиями (т.е. южанам свойственен в большей мере эк-стернальный локус контроля, а северянам — интернальный). Например, испытуемым предлагалось закончить фразу «Что касается моей жизни, то Бог...». Южане чаще заканчивали ее словами, смысл которых сводился к формулировке «управляет ею», а северяне склонялись к формулировке «наблюдает за мной». Иными словами, испытуемые-южане приписывали Богу активную роль, всецело отрицая собственную ответственность за свою судьбу, в то время как северяне отводили Богу благотворную, но при этом пассивную роль, приписывая ответственность за происходящее в первую очередь себе (Л. Росс, Р. Нисбетт).
Отечественные социологи обнаружили существенные региональные различия в ценностных установках жителей Центрального и Северо-Западного регионов, с одной стороны, и Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского — с другой. Первым в большей мере свойственно принятие демократических идеалов, ориентация на собственные силы и инициативный тип мышления, значимость свободы (трактуемой как набор политических прав). Вторых отличают консервативная умеренность во взглядах, приверженность патриархальным устоям, конформизм, слабая выраженность индивидуалистических ориентации, трактовка свободы как воли.
Имеющиеся данные позволяют предполагать, что региональные особенности стихийной социализации более или менее существенно влияют на различия в ценностных ориентациях населения регионов в профессиональной сфере, в массовых идеологических установках (это показывают предпочтения той или иной партии на выборах), в семейных отношениях и т.д. Это подтверждает и различие в уровне экономической активности населения, мера его приспособляемости к меняющимся условиям.