Государство и относительно социально контролируемая социализация
Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации,имеющие своими функциями воспитаниеопределенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.
Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совершенствует. Это осуществляется с помощью формулирования его задач и определения содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельности различных воспитательных организаций, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.
К середине XX в. в наиболее развитых странах государство стало уделять все большее внимание относительно социально контролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп риска, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; а также условий для повышения культурного уровня всех слоев населения и т.д.
Для эффективной реализации относительно социально контролируемой социализации своих граждан государство вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания — определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточные благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации граждан в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.
Государственная система воспитания — совокупность организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательных задач, поставленных государством. Она включает в себя три уровня — федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный.
Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:
-учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.);
-учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;
-организации, занимающиеся социально-культурными и другими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношества, взрослых;
-учреждения для детей, подростков, юношей и девушек с существенно ослабленным здоровьем;
-учреждения для детей, подростков, юношей и девушек, взрослых с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/или дефектами;
- организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.
Стечением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением и социально-экономических, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания.
Меняется и государственная политика в сфере воспитания, ибо меняются страна, этнос, общество, государство. На это еще в XVIII столетии обратил внимание французский просветитель Клод-Адриан Гельвеций: «В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие предположения о влиянии Космоса па человеческое сообщество высказывали отечественные ученые?
2. В чем проявляется глобализация условий социализации?
3. В чем проявляется глобальная дифференциация условий социализации?
4. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?
5. Назовите основные аспекты влияния на социализацию менталитета этноса.
6. Что такое имплицитные теории личности и воспитания?
7. Какие особенности свойственны тендерной, возрастной и социальной структурам современного российского общества?
8. Как влияет государство на относительно направляемую социализацию человека?
9. Что представляют собой государственная политика в сфере воспитания и государственная система воспитания?
Вопросы и задания для обсуждения
1.Космос как мсгафактор социализации — это утопия или непознанная реальность?
2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации человека?
3. Как понимать определение «страна — рамка социализации»?
4. На конкретных примерах покажите глубинный характер влияния менталитета этноса на социализацию человека в различные возрастные периоды.
5. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.
6. На примере бытового межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.
7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с его изменением (на примере своего города).
8. Как отражаются современные реалии российского общества на межпоколенных отношениях в регионе проживания студентов?
9. Как влияет идеологический плюрализм на социализацию конкретных номинальных групп в регионе проживания студентов?
10. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания в регионе проживания студентов.
11. Проанализируйте проблемы системы воспитания, возникшие в связи с изменениями в обществе и в государственной политике.