Менталитет и стихийная социализация
Влияние менталитета этноса на стихийную социализацию осуществляется главнымтобразом благодаря традиционному механизму социализации, в рамках которого действует ряд психологических механизмов (им-принтинг, подражание, экзистенциальный нажим — в первую очередь).
Кардинальную роль в усвоении и воспроизведении менталитета этноса играет язык, который человек усваивает с детства. Это связано с рядом обстоятельств.
В о-п е р в ы х, язык отражает историю этноса, его жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру и пр., влияет на склад мышления человека, на его ценности. Как писал американский лингвист Дж.Теодорсон, язык — это повозка традиций, сохранившихся и передающихся из поколения в поколение чувств, символов, эмоциональных ассоциаций и мифов.
Во-вторых, согласно гипотезе американских ученых Э.Сепира и Б.Уорфа, восприятие и мышление человека обусловлены структурами его родного языка. Языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, «картины» мира, присущие носителям того или иного языка, поскольку его грамматический строй «навязывает» человеку способ членения и описания окружающей действительности.
Форма построения фразы — это способ отражения внешнего мира. Словарный запас также отражает особенности психологии данного этноса и той природной среды, в которой он живет. Ска жем, у эскимосов есть более десятка наименований снега (снег сухой, с настом и т.д.), но нет слова, выражающего общее понятие «снег». У абхазов, как выяснилось при изучении их долгожителей, нет наших терминов для определения возраста, зато есть специальные слова, обозначающие подростка, способного сесть в седло; юношу, имеющего право носить оружие, вступать в брак; зрелого мужчину; старика, руководящего родом.
В-т р е т ь и х, как отмечал французский историк Мишель Фуко, речь, слова — не просто выражение наших чувств и мыслей, но формы социального контроля. Так, во вьетнамской культуре, как показали в своих исследованиях X. Р. Викер и X. К. Шох, подчинение и приспособление к строгой иерархии являются важными элементами в контексте жизни семьи и школы. Какое-либо лицо не может быть независимым, оно всегда в зависимости от партнера по беседе. Вследствие этого во вьетнамском языке абстрактные личные местоимения, такие как «я», «ты», «он», практически не существуют. Индивидуализированное в европейской культуре «я» имеет определенно отрицательную ценность во вьетнамском языке и вьетнамском обществе.
Влияние менталитета этноса значительно во всех направлениях социализации человека. Остановимся лишь на наиболее существенных.
Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на таких примерах. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и в странах Балтии, служит образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. Поданным исследований 70-х — 80-х гг. прошлого века, до 80 % узбеков считали согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. В то же время около 80 % эстонцев не считали согласие родителей обязательным, а 50 % вполне допускали развод и при наличии детей. Вряд ли эти установки существенно изменились к началу нынешнего столетия.
В Центральной Азии с ее благодатным климатом и исламской культурой традиции поощряют высокую рождаемость, осуждают женщин, не рожающих детей. Поэтому до сих пор счастье семьи в первую очередь — в ее многодетности. И неслучайно уровень рождаемости в этом регионе в два с лишним раза выше, чем в России, и в три с лишним раза выше, чем в странах Балтии.
В то же время у грузинских горцев, столетиями живущих в суровых природных условиях, в постоянной борьбе за выживание и пропитание, обычаи и общественное мнение, отражающие традиции этноса, наоборот, порицают плодовитость женщин.
В процессе полоролевой (гендерной) социализациивлияние менталитета этноса происходит благодаря характерным для него эталонам мужественности и женственности. Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относительны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» показала М.Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны — т.е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугу-моров оба пола грубы и некооперативны — т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина, обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.
Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфере межличностных отношений.
Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе.
Этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.
Исследования показывают, какую роль играют этнические традиции в формировании у детей норм, определяющих отношение к приятелям, друзьям и другим партнерам по общению. По зарубежным данным, например, дети, выросшие в этнических общностях, где преобладают малые семьи — как это на первый взгляд ни странно выглядит, — кажутся более дружественно-теплыми и менее авторитарными в отношениях с людьми, чем дети, выросшие в среде, где малая семья не является идеалом (И.С.Кон).
В европейских культурах подростки и юноши в достаточно большой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному проявлять свое отношение к ним, вплоть до грубости и неуважения, а в Азии и на Кавказе дело до сих пор обстоит во многом иначе. Здесь по-прежнему сильны традиции уважения и почтительности к старшим, даже и не очень близко знакомым.
Прекрасной иллюстрацией может служить эпизод из фильма «Листопад» известного грузинского режиссера Отара Иоселиани. Дело происходит в Тбилиси. Два юноши-соперника встречаются у подъезда дома, в котором живет «предмет» соперничества. Между ними происходит напряженный диалог, который уже вот-вот должен перейти в драку, но... зрители видят, как «зверское» выраже ние лица сильнейшего из соперников неожиданно сменяется вежливо-почтительной улыбкой. В чем дело? Камера смещается влево, и мы видим старушку — соседку этого юноши, которая обращается к нему с вопросами о здоровье папы, мамы, сестры и т.д. И молодой человек терпеливо и почтительно удовлетворяет ее любопытство, хотя, воспользовавшись этим, более слабый физически соперник попадает в «заветный» подъезд. Естественно, что это типично именно для общения в тех этносах, где почтительное отношение к старшим — норма.
Этнические традиции диктуют не только стиль общения, но даже пространственную дистанцию между партнерами в процессе общения. Исследователи, специально занимающиеся изучением этого вопроса, выделяют четыре дистанции. Во-первых, публичную. Она характерна для общения между людьми в процессе различных мероприятий и составляет расстояние от 3,5 м и более. Во-вторых, социальную — от 120 см до 360 см. На этой дистанции обычно общаются люди, занятые каким-нибудь совместным делом. Затем идет личная дистанция (от 45 см до 120 см), в пределах которой общаются те, кто связан между собой достаточно тесным эмоциональным контактом — приятели, друзья. Наконец, интимная дистанция предполагает непосредственный контакт или общение на расстоянии не более 45 см людей, находящихся в наиболее близких, интимных отношениях (влюбленные, супруги, родители и дети).
Все дистанции имеют явные этнические различия. Например, социальная дистанция в общении латиноамериканцев нередко совпадает с той, которая североамериканцами рассматривается как личная. Или другой факт: многие из характеристик североамериканской интимной дистанции соответствуют русской социальной дистанции, т.е. общение русских больше ориентировано на близкий пространственный контакт между партнерами, чем общение американцев.
Все названные выше аспекты влияния менталитета этноса на стихийную социализацию человека, а также и многие не названные здесь в конечном счете ведут к тому, что у человека формируется этническое самосознание, основы которого закладываются уже в детстве на неосознаваемом человеком уровне. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей и складывается его отношение к этим связям. В чем это проявляется?
Во-первых, в этнической идентификации, т.е. осознании своей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как целого. Затем постепенно, с возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (в одних этносах более обостренное, в других — почти «смазанное»). И наконец, появляется представление о родной земле.
Этническое самосознание (как и любое групповое), чувство «мы», обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле — противопоставление) этого «мы» какому-то или каким-то «они», т.е. другим этническим группам.
Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идет констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатацией дело никогда не ограничивается, ибо она идет в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этносов.
Естественно, что сравнение и следующая из него оценка, как правило, не бывают объективными. Уже в детстве происходит искажение образа своего этноса (в позитивную сторону) и других этносов (как правило, в негативном плане). Вследствие этого уже в раннем возрасте нередко возникает явление, которое психологи называют этноцентризмом. Этноцентризм — склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, рассматриваемой как эталон. В крайней форме этноцентризм проявляется в убежденности в превосходстве своей группы, в неприятии других этнических групп с допущением по отношению к ним агрессивного поведения.
Формирование этнических установоктесно связано со стилем социализации, типичным для того или иного этноса, характерным для тех или иных регионов, социокультурных слоев, конкретных семей. Этнические установки связаны также с уровнем образованности человека (хотя определяются содержательно все-таки не этим обстоятельством). Л.С.Выготский отмечал, что осознание сходства вообще требует более развитой способности к обобщению и концептуализации, чем осознание различий. Осознание сходства чего-либо с чем-либо или кого-либо с кем-либо требует наличия у человека способности к обобщению, владения понятиями, охватывающими сходные признаки ряда объектов, т.е. достаточно развитого интеллекта. А осознание различия возможно всего лишь на эмоциональном уровне. Поэтому осознать различия представителей двух этносов можно на уровне «они мне противны», а обнаружение сходства — дело значительно более трудное и «умственное».
Межэтнические установки могут быть весьма устойчивыми, превращаясь в стереотипы. Тем не менее они способны меняться в процессе исторического развития.
Например, в начале XVIII в. считалось, что англичане склонны к революциям и вообще к переменам в своей жизни, а французы, наоборот, весьма консервативны. Основанием этого, очевидно, служили английская революция, активная заморская торговля британцев, смена королевских династий в Англии на рубеже XVII и XVIII вв. Прошло столетие и Великая французская революция, а также последовавшие за ней события изменили названные стереотипы на противоположные. Другой пример: в начале XIX в. немцев считали непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике и предпринимательству. Но промышленный переворот в Германии и ее объединение сделали этот стереотип безнадежным анахронизмом.
В заключение отметим еще раз: менталитет этноса, усваиваемый человеком через родной язык, а также под влиянием социальной практики ближайшего окружения, проявляется во всех аспектах социализации.
Менталитет и относительно социально контролируемая социализация— воспитание
Менталитет этноса влияет на воспитаниекак относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.
Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: Каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? И др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).
На воспитание менталитет влияет и в связи с тем, что в этносе как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т.е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль.
В каждом этносе исторически складываются несколько имплицитных теорий личности и воспитания. Во-первых, различаются представления о том, как следует воспитывать лиц мужского и женского полов в зависимости от канонов мужественности и женственности, присущих этносу. Во-вторых, различаются имплицитные концепции личности и воспитания социально-культурных слоев одного и того же этноса.
Имплицитные концепции воспитания можно рассматривать как неосознаваемые ценностные ориентации представителей этноса и его отдельных слоев, которые во многом определяют цели, содержание, стиль, средства относительно осмысленного взращивания (воспитания) членов этноса на различных возрастных этапах.
Именно имплицитные концепции воспитания во многом определяют то, каким образом реализуются все виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, диссоциальное, коррекци-онное), ибо на неосознанном уровне они влияют на реальное поведение субъектов воспитания (как старших, так и младших, которые довольно рано усваивают основные элементы этнических имплицитных концепций воспитания) в процессе их участия в воспитательном взаимодействии. Это влияние нередко оказывается более эффективным, чем систематическая педагогическая подготовка воспитателей или осознанно формулируемые ими самими принципы своей воспитательной деятельности.
О том, сколь существенны отличия имплицитных концепций воспитания в различных этносах, позволяет судить следующий пример. Европейцы считают, что в самом строгом и систематическом дисциплинировании нуждаются маленькие дети, а по мере взросления внешний контроль должен ослабевать, и ребенку следует постепенно предоставлять самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов и ряда других народов маленьким детям предоставляют максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают их. Дисциплина, причем весьма строгая, появляется здесь позже, по мере взросления ребенка, усваивающего нормы и правила поведения, принятые среди старших.
В целом содержание имплицитных концепций личности и воспитания во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации. От имплицитных концепций личности и воспитания в определенной мере зависит возможность сбалансированности приспособления и обособления человека в социуме, т.е. то, насколько он может стать жертвой социализации (о чем речь пойдет в последней главе пособия).
Имплицитные концепции личности и воспитания, так же как и менталитет, характеризуют оригинальность культуры того или иного этноса. Как писал французский этнолог К.Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном решении проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах».