Этнос: происхождение, определение
Понятие «этнос» не имеет общепризнанных определений. Для того чтобы получить представление о том, что такое этнос, а также о том, как феномен этноса возник в ис- тории и существует сейчас, обратимся к соображениям этнолога А. Несветова, который весьма логично и доступно трактует эти сложные вопросы.
Греческое слово этнособозначает племя, народ, т.е. некую общность людей, объединенных родством (следовательно — внешним сходством), языком и территорией.
Нация—более сложное, более позднее человеческое формирование. Она образуется в итоге поэтапного слияния нескольких этносов. Такое слияние — результат периодически возникавших волн миграции целых народов на уже заселенную территорию либо объединения соседних племен под властью могучего монарха или религиозной идеи. Именно так возникло большинство современных европейских наций.
У англичан этнические корни уходят в глубь веков, к кельтским туземцам Британских островов — бриттам, к воинственным германским племенам, завоевателям Британии, англам и саксам, а также к легендарным скандинавским мореплавателям, хорошо знакомым нам под именем норманнов, викингов или варягов.
Французы являют собой причудливый коктейль из множества этносов: местных галлов, пришлых германцев — франков, романских народов Римской империи, покоривших Галлию. Любопытно, что от первых французы унаследовали национальную символику и традиции, от вторых — название, от третьих — язык.
Похожая ситуация со славяноязычными болгарами — результатом последовательного смешения и взаимной ассимиляции местных фракийцев и пришлых римлян, греков, македонцев, кельтов, славян, приазовских тюрков — болгар и других племен.
Еще труднее разобраться в происхождении американцев, этническая палитра которых переливается буквально всеми красками мира.
Из сказанного следует очень простая формула: нацию составляет население конкретной страны, объединенное рамками государства и имеющее общий язык, культуру, особенности поведения и мышления, а часто и религию. Выходит, что нацию нужно рассматривать только в одной связке с государством. Так, дети англичанина-эмигранта, родившиеся в Австралии или Канаде, являются по национальной принадлежности австралийцами и канадцами.
Следовательно, любой человек, родившийся, например, в США или Египте, использующий для общения государственный язык и воспринявший культуру страны при помощи семьи, школы, музыки, книг и средств массовой коммуникации, является по национальности, соответственно, американцем или египтянином. При этом не имеет значения, из какой конкретной точки земного шара и каким образом прибыли в страну его близкие и далекие предки. Нелишне добавить, что вышеизложенный теоретический довод давно уже стал гражданской нормой для государств, причисляющих себя к цивилизованному миру.
А как обстоят дела с русскими? Этнический состав русских не просто сложен. В XVII — XIX вв. в состав Российской империи разными путями вошло множество европейских и азиатских народов, находящихся до сих пор на различных этапах интеграции в единую нацию. Эти процессы, несмотря на распад СССР, продолжаются и сейчас в связи с активным перемещением огромных масс населения внутри страны. Таким образом, формирование нации еще не закончено, и русские представляют собой постоянно развивающуюся национальную структуру со всеми свойственными этому проблемами.
Еще в древних летописях рассказы о том, «откуда есть пошла русская земля», принято было начинать с беспокойных, подвижных племен восточных славян (полян, древлян, кривичей, вятичей, волынян и других), привольно расселившихся на просторах Русской равнины от Ладоги на севере до Карпат на юго-западе и днепровских порогов на юге, в долинах многочисленных рек.
В южных и юго-восточных районах этой обширной области в этногенез современных русских властно вмешались кочующие по степям северного Причерноморья сменявшие друг друга тюркские племена хазар, печенегов, половцев и многих других.
Спасаясь от разорительных набегов кочевников, славяне все активнее и глубже стали проникать в северо-восточные районы равнины, уже заселенные угро-финскими народами: чудью (чухонцами), весью (вепсами), водью, муромой, корелой, мещерой, меря. И дальше — в места проживания зырян, пермяков, печер-цев и других. В результате взаимной ассимиляции всей этой людской массы и родился прочный сплав, названный позже великороссами.
Формирование нации продолжалось на протяжении всей русской истории. Набирающая силу страна, как губка, впитывала в себя все новые приграничные народы Балтии и Поволжья, степи и северной тундры, Урала и Сибири, а также многочисленных искателей богатства и приключений практически из всех стран Европы. Впитывала их вместе с языком и культурой, религией и традициями, антропологическими особенностями и территорией. Результатом этих длительных и сложных процессов и явилось воз никновение на Евразийском континенте национального образования под названием «русские».
Таким образом, в качестве рабочего определения рассматриваемого понятия можно принять следующее: этнос —- исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Изучение особенностей, присущих тому или иному этносу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов, проводившихся с представителями различных этнических групп. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.
Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих — биологической и социально-культурной (Г. В. Старовойтова).
Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей этнической территории. (Наличие такой территории — обязательное условие формирования этноса, но не обязательное условие его сохранения: сейчас многие народы живут в полном или частичном рассеянии, образуя диаспору — совокупность представителей этноса, живущих в разных странах.) Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали специфический тип хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни. Кроме того, около 80 % всех браков заключаются внутри даже урбанизированных этносов.
В то же время надо иметь в виду, что исследования американского ученого Л.Кавалли-Сфорса позволили ему сделать вывод о том, что нет генетических оснований для деления людей не только на этносы, но даже на расы. По его данным, наследование цвета кожи и формы лица обусловлено всего полутора десятками генов. В остальном развитие человека определяет генетическое многообразие. Любопытно, что генетическое многообразие внутри одного этноса бывает более значительным, чем различия между отдельными этносами. Двое немцев могут быть генетически более далеки друг от друга, чем они оба — от вьетнамца.
Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, нацизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека.
В актуальной жизни значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. Причем опыт усыновления детей других рас, с другой культурой доказывает, что социально-культурная составляющая может пересилить биологическую (М. С. Егорова).
В современных модернизированных странах, повторим еще раз, национальная принадлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом, определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой — она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации, и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней.
Соответственно, например, русский — тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей (Ф.М.Достоевский писал: «Русским нельзя родиться. Русским можно стать». Эти слова применимы не только к русским).
То есть нация — явление историко-социально-культурное. Подчеркивая это обстоятельство, крупный философ XX столетия испанец Х.Ортега-и-Гассет писал о становлении нации: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминания о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим — вот существенные условия создания нации... Позади — наследие славы и раскаяние, впереди — общая программа действий».
Многочисленные исследования показывают, что каждый этнос имеет специфические черты, которые сформировались в течение веков под влиянием природно-климатических, исторических, экономических, социальных, религиозных и иных обстоятельств. Однако необходимо помнить, что под этническими особенностями подразумевается система свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы — этноса.
В связи с этим этнические особенности как фактор социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой — не следует и абсолютизировать их роль и влияние, имея в виду как этническую группу в целом, так и, особенно, отдельного человека. «Национальные чер ты нельзя преувеличивать, — отмечает Д. С.Лихачев, — делать их исключительными, национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других».
Сделав эту важнейшую оговорку, рассмотрим некоторые стороны влияния этнокультурных условий на социализацию человека.
Различия в том, как реально осуществляется социализация в том или ином этносе, связаны с теми особенностями, которые можно объединить в две группы — витальные (буквально — жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).