Срок обучения: 3,5; 4; 4,5 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Направление подготовки

40.03.01 «Юриспруденция»

Профиль подготовки

гражданско-правовой

Форма обучения: заочная

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Челябинск

Физическая культура: Рабочая программа дисциплины / Н.М. Горяйнова. – Челябинск: АНО ВПО «Российская академия предпринимательства» Челябинский филиал, 2014. – 27 с.

Физическая культура: Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», квалификация (степень) «БАКАЛАВР», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 463 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г.

Является единой для всех сроков обучения.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» (протокол № 1 от 29. 08. 2014 года)

Зав. кафедрой разработчика – Горяйнова Н.М., к.п.н., доцент

Разработчик программы – Горяйнова Н.М., к.п.н., доцент

Рецензент:

Липская Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Социально-гуманитарные науки» ФГБО УВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

© Издательство АНО ВПО «РАП»

Челябинский филиал, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………… 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) ….. 5
3. Содержание дисциплины ………………………………………………………. 8
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) …………………………………………. 11
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………………………………………… 11
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины, модуля………………………………………………………… 15
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………………………… 17
8. Методические указания по освоению дисциплины (модуля) ……………….. 17
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля), необходимое для её освоения…………………………………………………………………… 27

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Название дисциплины (модуля) и общая информация о ней

Рабочая учебная программа дисциплины «Физическая культура» предназначена для реализации Федерального государственного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи освоения дисциплины:

– понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

– знание научно-биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

– формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

– приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

– создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

1.3 Входные требования и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Физическая культура является дисциплиной базовой части учебного цикла основной образовательной программы «Физическая культура» (Б-4) по всем направлениям и профилям подготовки.

Изучению дисциплины предшествуют: история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности. Полученные знания закладывают представления о структуре физкультурно-спортивной деятельности, об основных закономерностях физического развития человека, механизмах физиологических процессов организма. Знание основ рекреационной физической культуры дает возможность бакалавру грамотно организовать учебный и трудовой процесс, поддерживать высокий уровень физических кондиций и работоспособность.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы умения и навыки универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, формируемых на этапе основного общего образования. В этом направлении приоритетными для учебной дисциплины «Физическая культура» являются:

В познавательной деятельности:

– определение существенных характеристик изучаемого объекта;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

– поиск нужной информации по заданной теме;

– умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

– владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

– понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

– объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

– владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Программа дисциплины построена линейно-хронологически. В ней выделены разделы: теоретический, практический и контрольный.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции

Таблица 1- Структура компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины (модуля)

ФГОС Профессиональный стандарт Характеристика трудовых функций
Код компетенции Наименование компетенции
ОК-14 владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом   Знать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности. Уметь: выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и лечебной физической культуры; осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой. Владеть: системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре.     применение знаний основ физической культуры и здорового образа жизни; планирование индивидуальных занятий различной целевой направленности; выполнение индивидуально подобранных комплексов оздоровительной и лечебной физической культуры; выполнение простейших приемов самомассажа и релаксации; преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием разнообразных способов передвижения; выполнение приемов защиты и самообороны, страховки и самостраховки; применение техники двигательных действий программных видов физкультурно-спортивной деятельности и оценка результатов по итогам циклов технологии преподавания; применение методики самостоятельных занятий физической культурой и спортом; методов самоконтроля за состоянием своего организма

В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

– правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;

уметь:

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и лечебной физической культуры;

– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

владеть:

– знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни;

– системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

– навыками техники двигательных действий программных видов физкультурно-спортивной деятельности и оценки результатов по итогам циклов технологии преподавания;

– методикой самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

– методами самоконтроля за состоянием своего организма;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;

– в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

2.1 Объем дисциплины и видам учебной работы

НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

Таблица 2 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности

Виды учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
I II III IV V VI
Аудиторные занятия (всего) (2 зач. един.)
В том числе: - - - - - - -
Лекции          
Практические занятия
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет зачет зачет зачет зачет зачет
Общая трудоемкость (в часах)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы

1 Подготовка докладов по одной из тем курса.

2 Подготовка и сдача реферата (тема по выбору студента).

3 Итоговое тестирование по всем темам курса.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 3 - Результаты освоения компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Этапы формирования (наименование тем) Виды работ обучающихся Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.)
ОК-14 владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности Доклад Оценивание качества работы

5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Тематика эссе, рефератов

1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

2. Роль питания в формировании здоровья.

3. Вредные привычки и борьба с ними.

4. Роль закаливания в формировании здоровья.

5. Профилактика простудных заболеваний.

6. Здоровье и двигательная активность человека.

7. Основные правила оздоровительной тренировки.

8. Телосложение и его формирование.

9. Оптимальный двигательный режим.

10. Основные формы и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

11. Личная гигиена и ее роль в формировании ЗОЖ.

12. Корригирующая гимнастика для глаз.

13. Профилактика заболевания и лечебная физкультура.

14. Нетрадиционные методы оздоровления человека.

15. Практика очищения и восстановления организма.

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рекомендуемый список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации : принята на Всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. – № 237.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 4 дек. 2007 г. № 329-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 нояб. 2007 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 нояб. 2007 г. // Рос. газ. – 2007. – 8 дек. – № 276.

3. О внесении изменений в статью 21 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 8 и 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон Рос. Федерации от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 2009 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 июля. – № 132.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон Рос. Федерации от 7 мая 2010 г. № 82-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 апр. 2010 г. // Рос. газ. – 2010. – 12 мая. – № 5179.

5. О внесении изменений в статью 27 федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 196-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 2010 г. // Рос. газ. – 2010. – 30 июля. – № 168.

6. О внесении изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон Рос. Федерации от 29 нояб. 2010 года № 321-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 нояб. 2010 г. // Рос. газ. – 2010. – 3 дек. – № 274.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон Рос. Федерации от 23 фев. 2011 г. № 20-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. 11 февраля 2011 г. // Рос. газ. – 2011. – 25 февр. – № 40.

8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – ст. 7598.

9. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 13. – Ст. 1452.

10. Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения. Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. Рабочая группа. Март 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fizvosp.ru/assets/media/4d/ca/1458.pdf.

11. О правоприменительной практике Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : рекомендации парламентских слушаний от 8 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

1. Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учебное пособие.- М.: «Феникс», 2014.- 448с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=271591&sr=1

М.: « Российский университет дружбы народов», 2012.- 287с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226786&sr=1

2. Манжелей, И. В. Физическая культура : компетентностный подход.- М.: «Директ-Медиа», 2015.- 183c/- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364912&sr=1

3. Шулятьев, В. М. Физическая культура студента: учебное пособие

Дополнительная литература

1. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник

.- М.: «Юнити - Дана», 2012.- 432с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117573&sr=1

2. Григорович, Е. С. Физическая культура: учебное пособие.- Минск:«Вышэйшая школа», 2011.- 352с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144214&sr=1

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. ЭБС “Университетская библиотека онлайн»: http:// biblioclub.ru

2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1358

3. Список журналов ВАК.- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/

4. Общий перечень периодики ЭБС.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1380

5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru

6. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» // http://www.akdi.ru.

7. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.

1. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтингhttp://detc.usu.ru/Assets/aFIZI0011/fiz-kult.doc

2. http://aikido-shahty.narod.ru/p111.htm

3. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1831&min=10&orderby=hitsD&show=10

4. http://www.edu.ru

5. http://eor.edu.ru

6. http://humbio.ru

7. http://window.edu.ru

8. Список журналов ВАК в категории «Физическая культура и спорт».- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/

9. «Теория и практика физической культуры».- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/teoriya-i-praktika-fizicheskoj-kulturyi/

10. «Адаптивная физическая культура».- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

8.1 Методические рекомендации преподавательскому составу

Методические рекомендации по проведению учебных занятий

Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.

Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине «Физическая культура», раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность студентов и способствуют развитию их творческого мышления.

Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.

Основные функции лекций:

· познавательно-обучающая;

· развивающая;

· ориентирующе-направляющая;

· активизирующая;

· воспитательная;

· организующая;

· информационная.

Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.

При подготовке специалиста важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ дисциплины «Физическая культура», но и умение ориентироваться в разнообразных практических ситуациях, ежедневно возникающих в его деятельности. Этому способствует форма обучения в виде практических занятий. Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, формирование у обучающихся умений и навыков работы с исходными данными, научной литературой и специальными документами. Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий.

Самостоятельная работа может быть успешной при определенных условиях, которые необходимо организовать. Ее правильная организация, включающая технологии отбора целей, содержания, конструирования заданий и организацию контроля, систематичность самостоятельных учебных занятий, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.

Текущий контроль уровня знаний и умений студентов необходимо осуществлять путем тестирования, как во время практических занятий, так и в ходе индивидуальной работы.

Достижение воспитательных целей на занятиях необходимо осуществлять личным примером, высокой требовательностью и строгим выполнением задач дисциплины, с одной стороны, и максимально - возможной помощью в усвоении наиболее сложных разделов и тем, - с другой.

Методические рекомендации по организации деятельности студентов в период подготовки к проведению практических занятий методом деловых (ролевых) игр:

Деловая (ролевая) игра является одной из наиболее эффективных форм проведения практических занятий и позволяет не только углубить, расширить и закрепить знания учебного материала, но и сформировать необходимые навыки последующего применения этих знаний в практической деятельности по должностному предназначению. Как правило, сущность деловой игры заключается в моделировании той или иной управленческой ситуации, которая может возникнуть в реальной деятельности менеджера и вовлечение обучаемых в её решение. Примером управленческих ситуаций может служить: проведение служебного совещания с сотрудниками; ведение переговоров с клиентами и контрагентами; проведение презентации и т.д. Значимость использования деловых (ролевых) игр в учебном процессе объясняется также и тем, что в период подготовки к их проведению студентам требуется провести большую работу по самостоятельному изучению материала, его осмыслению и подготовке к разрешению проблемных ситуаций, которые могут возникнуть непосредственно в ходе занятия.

В период подготовки к проведению деловой (ролевой) игры преподавателю целесообразно придерживаться следующего алгоритма деятельности:

В ходе предшествующего деловой игре аудиторного занятия, необходимо объяснить обучаемым место и роль деловой игры в системе изучения данной дисциплины, довести до них общий замысел и конкретный план проведения занятия;

· В соответствии с планом поставить задачи отдельным студентам по моделированию управленческих ситуаций и последующей их реализации в ходе проведения занятия;

· Студентов, которые не привлекаются в роли организаторов той или иной части занятия целесообразно нацелить на самостоятельную подготовку к участию в разрешении управленческой ситуации в роли рядовых сотрудников. Примером такого участия может служить роль подчинённых менеджера, с которыми проводится служебное совещание; потенциальных клиентов, прибывших по приглашению для участия в презентации нового товара фирмы и т.д.

Особое внимание преподавательского состава следует обратить на целесообразность широкого использования в ходе подготовки и непосредственного проведения занятий так называемых «проблемных ситуаций». Речь идёт о создании такой ситуации, когда обучаемому для ответа на какой – либо вопрос и принятия управленческого решения недостаёт теоретических знаний, полученных в ходе учебных занятий, и он оказывается перед необходимостью самостоятельно приобрести эти знания в процессе активного и целенаправленного изучения учебной, методической и научной литературы, а также использования других каналов получения необходимой информации.

Алгоритм самостоятельной работы студентов, осуществляемой в период подготовки к деловой игре должен включать следующие блоки:

· Изучение материалов лекций по данной теме, проведённой в русле изучения курса этой учебной дисциплины;

· Закрепление, углубление и расширение учебного материала посредством изучения научной, учебной и методической литературы по проблемам деловой игры;

· Самостоятельное моделирование конкретной управленческой ситуации с целью последующей её реализации непосредственно в ходе проведения занятия;

· Анализ вероятного развития событий и определение проблем, которые могут возникнуть в ходе реализации конкретной управленческой ситуации;

· Выработка вариантов решения возникающих проблем, их анализ, оценка и предложение наиболее эффективного.

С целью повышения творческой активности студентов и развития их продуктивного мышления целесообразно руководителями реализации конкретных управленческих ситуаций назначать не одного, а сразу нескольких обучаемых. При этом они не должны знать, кто непосредственно в ходе занятия будет проводить служебное совещание с подчинёнными сотрудниками, организовывать «мозговой штурм» по анализу внешней и внутренней среды, комплексному стратегическому анализу и т.д. Каждый из числа назначенных для подготовки к этому мероприятию (4-5 человек) должен будет в ходе занятия представить преподавателю письменно оформленный вариант проведения этого мероприятия. Аналогичным образом участником проводимого мероприятия (служебного совещания, заседания совета директоров и т.д.) может стать любой студент группы. Следовательно, все должны быть готовы к решению возникающих в ходе этой ситуации проблем.

Помимо вышеназванных мероприятий в ходе занятия целесообразно провести контрольный опрос (возможно письменный) и последующее короткое обсуждение сущности и содержания базовых научных категорий данной темы.

8.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучающимся необходимо помнить, что качество полученного образования зависит от активной роли самого обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть нацелен на максимальное усвоение учебного материала, после занятий и во время специально организуемых консультаций он может задать преподавателю интересующие его вопросы. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

Подготовка к семинару

Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.

При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:

1-й - организационный,

2-й - закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Методические рекомендации по самостоятельной работе над изучаемым материалом

Самостоятельная работа предполагает формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам; выполнение курсовых работ. Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, волю, упорство в достижении поставленной цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что приводит к развитию и созданию собственногомнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей творческой деятельности.

Как работать с рекомендованной литературой

При работе с текстом целесообразно сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее предста­вление об изучаемом материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение должно сопровождаться записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.

Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.

План – это схема прочитанного материала, краткий перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала. Различаются четыре типа конспектов.

План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

Как работать над конспектом после лекции

Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта. С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.

Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.

Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Из-за потери логической связи как внутри темы, так и между ними материал учебной дисциплины перестает восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподава­теля является составной частью «самостоятельная работа студентов», приня­того в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятель­но выполняет уч

Наши рекомендации