Организация и методы исследования экскурсии
Этапы проведения исследования
Исследование было проведено в 4 этапа. Первым этапом стало составление индивидуального текста на основании источников различного типа, отражающих информацию о городе Красноярск, а также об основных его достопримечательностях, истории, спорте, культурных объектах и природных объектах.
После обработки порядка 30 источников, был составлен индивидуальный текст и презентационное сопровождение.
Во втором этапе происходило моделирование проезда по разработанному маршруту на легковом автомобиле, за месяц до проведения основной экскурсии. Данный этап помог оценить объем текста со временем маршрута и понять сложные для передвижения места города Красноярск, а также отказаться от такого спортивного объекта, как «Арена Север». Так как участок следования к нему не очень примечательная часть города, и маршрут до него очень длинный, ввиду чего нитка была проложена по другой части Красноярска.
Третьим же этапом стало апробирование текста в качестве лекции на студентах СФУ в количестве 12 человек, которые являются членами Штаба Зимней универсиады-2019, за 2 недели до основной экскурсии. Лекция проходила в течение полутора часа, по задействованным объектам с частичным использованием информации, которая предполагалась рассказываться при следовании от объекта к объекту. А с целью проверки объективности и полноты подаваемого материала было проведено анкетирование. После обработки результатов, которых, текст был отредактирован и дополнен с учетом ответов студентов. С учетом ответов группы, была добавлена более подробная информация о спортивных объектах. Также ребята помогли оценить понятность и уникальность подаваемого материала. Что помогло при последующей доработке составить конечный вариант индивидуального текста экскурсии.
Четвертым этапом стало проведение экскурсии 15 декабря 2016 года на студентах из 8 федеральных университетов страны, а также ВУЗов СФО в количестве 24 человек. Данная группа была выбрана ввиду того, что именно эти ребята владеют минимальной информацией о городе, объектах и его истории. Экскурсия длилась 180 минут и все объекты находились в черте города. Начинался маршрут в будущей Деревне Универсиады, находящейся в пределах кампуса СФУ, а заканчивался в Бобровом логу. С данной группой также было проведено анкетирование перед экскурсией и сразу же по ее завершению, что позволило считать группу экспериментальной. Данная работа поможет в дальнейшем составить более полную, понятную и запоминающуюся материалом и положительными эмоциями экскурсию, представлять которую мы будем на защите выпускной квалификационной работы.
Методы исследования
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных.
2. Анкетирование.
3. Лекция с использованием презентационного материала.
4. Эксперимент.
5. Метод математической статистике.
1) Обзор литературы – изучение работ, опубликованных российскими и зарубежными авторами по теме планируемого исследования.
Назначение обзора, в первую очередь, заключается в описании того, что было сделано по изучаемой теме к моменту проведения исследования: сформированные концепции, подходы разных авторов, текущее состояние проблемы, а также спектр нерешенных задач в данной области знания. Обзор литературы проводится с целью обозначения узкого вопроса, выбранного для исследования. В обзоре нужно обосновать необходимость проведения исследования, то есть показать, что изучение затрагиваемого в работе вопроса, с одной стороны, актуально и перспективно, а с другой, на практике, еще не проводилось или проводилось в недостаточном объеме [31].
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературыосуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы.
2) Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты [32].
Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.
По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер [2].
3) Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского «Lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М. В.Остроградский, В. О.Ключевской, Т. Н. Грановский [38].
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio—чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе [36].
Презентация — это документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, товара и т.п.). Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления [39].
В словаре современного русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова дается такое толкование значения слова презентация: «Предъявление, представление к взысканию. Презентация векселя».
В словаре Ефремовой толкование значения слова презентация звучит так: «Публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.)».
На основании данных определений и технических возможностей нами были совмещены и реализованы эти способы представления экскурсии, что на наш взгляд максимально помогло приблизить условия к экскурсионным.
4) Эксперимент - (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом. Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых гипотез, проверка адекватности теории реальным условиям протекания процесса взаимодействия элементов технической системы [33].
Различают несколько видов эксперимента:
1. качественный, имеющий целью установление наличия или отсутствия предполагаемого гипотезой или теорией явления;
2. измерительный или количественный, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления;
3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент – вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении;
4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления [32].
ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории (так называемый решающий эксперимент) [33].
Именно по тому критерию, что эксперимент – это определенное влияние на группу людей какими-либо средствами, мы и отнесли данный этап к эксперименту. Ведь мы повлияли на данную группу экскурсионным материалом, собрав данные до экскурсии и обратную связь после проведения экскурсии.