Формирование грамматического строя речи
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе
другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы — слив, апельсины — апельсинов, карандаши — карандашей).
В предложении существительное — один из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.
Дети должны правильно применять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения — возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей нужно знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише — совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги.
Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать — переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал ) и т.п.
В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличи-тельности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший; худой — худущий; полный — полненький — полноватый; плохой — плохонький.
Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочета-
I
ния, а затем правильно связывать слова в предложения. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.
Особое внимание при обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона), правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.