Формирование грамматического строя речи

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Форми­рование грамматического строя речи у дошкольника включа­ет работу над морфологией, изучающей грамматические зна­чения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе

другого с помощью специальных средств), синтаксисом (со­четаемостью и порядком следования слов, построением про­стых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников вклю­чает почти все грамматические формы (за исключением не­которых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в про­цессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, чис­ло и падеж, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять па­дежные формы, среди которых самой трудной является ро­дительный падеж множественного числа (сливы — слив, апель­сины — апельсинов, карандаши — карандашей).

В предложении существительное — один из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с при­лагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершен­ные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и накло­нениям.

Дети должны правильно применять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники дол­жны правильно употреблять и категорию рода у глаголов про­шедшего времени, соотнося действие и предмет женского (де­вочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (сол­нце сияло) рода.

Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклоне­ния — возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Владение разными категориями и формами глаголов необ­ходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей нужно знакомить с согласованием существительно­го и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и крат­кими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со сте­пенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише — совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: место­имения, наречия, числительные, союзы, предлоги.

Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы сло­вообразования в русском языке многообразны: суффиксаль­ный (учить — учитель), префиксальный (писать — пере­писывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — под­снежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — вые­хал ) и т.п.

В обучение дошкольников необходимо включать такие уп­ражнения, которые показывали бы изменение значения сло­ва в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличи-тельности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных гла­голов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысло­вых оттенков прилагательных, образованных с помощью суф­фиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) зна­чение производящего слова: умный — умненький — умней­ший; худой — худущий; полный — полненький — полнова­тый; плохой — плохонький.

Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимо­сти от цели сообщения предложения делятся на повествова­тельные, вопросительные и побудительные. Особая эмоцио­нальная окрашенность, выражающаяся специальной интона­цией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочета-

I

Формирование грамматического строя речи - student2.ru ния, а затем правильно связывать слова в предложения. Фор­мирование сложных синтаксических конструкций в выска­зываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Особое внимание при обучении детей правильному пост­роению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, уст­ранение повторения однотипных конструкций (преодоле­ние синтаксического монотона), правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать эле­ментарное представление о структуре предложения и о пра­вильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы со­четания слов в предложении, понимать некоторые смысло­вые и грамматические связи между словами и уметь инто­национно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.

Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается со­знательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (сло­вами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описа­ния, повествования, рассуждения), а также понимать умест­ность применения предложений разных типов в разных кон­текстах.

Наши рекомендации