В играх и на внеклассных занятиях1

/. Речевая (фонетическая) зарядка

Это одна из форм фронтальной работы над произношением, часть первого урока (1-5 кл.) независимо от предмета. Проводится в начале самоподготовки или внеклассного занятия. Это пропевание гласных, упражнения в понижении или повышении голоса, произнесение слогов с определенными звуками, прого-варивание чистоговорок и скороговорок для совершенствования произношения.

Примеры речевых зарядок

Первый класс: 1) пение гласных а-о-у-э (изолированно); аоуэ (слитно); а-а-А-А-А (повышение голоса); А-А-А-а-а-а (понижение голоса); а-а-а-А-А-А-а-а-а (тихо, громко, тихо);

2) Автоматизация звука с: са-са-са — вот летит оса; со-со-со — у Сони коле­со; су-су-су — мы видели лису; сы-сы-сы — у сома усы.

Второй класс: дифференциация ил—ж: жо-шо-шо — летом хорошо; жу-шу-жу — молока дадим ежу; ши-жи-жи — у меня ежи.

Тише, тише, жуки, жужжите, Не тревожьте теперь камыши. Тише, тише над полем кружите, Не будите жужжаньем тиши.

Третий класс: дифференциация ч—сь: ач-ась, ча-ся — волчица; оч-ось, чо-се — лисица; учь-усь, чу-сю — чинить; чи-исъ, чи-си — синить.

Чистоговорка:

В углу старинные часы

Куют минуты и часы.

Они стучат, стучат, стучат...

Бегут вперед, а не назад.

— Тик-так, тик-так...

Ну как? Ну, как?

И регулярно каждый час Звучит их старый хриплый бас: — Мы время строго бережем. Бим-бом,

бим-бом,

бим-бом...

//. Упражнения фонетической ритмики

Речевой материал данного раздела должен быть доступен и понятен каждо­му ученику. Он зависит от состава класса, индивидуальных особенностей каж­дого ученика, его состояния слуха и речи. Требования к материалу для уча­щихся 1-го и 2-го отделений различны. Материал для учеников 1-го отделения включает в себя больше музыкального и интонированного проговаривания. Для учеников 2-го отделения используется материал на выделение ритма, темпа, логического ударения. Проговаривание сопровождается движениями. При этом фразы должны звучать слитно, с правильной интонацией. Речь не должна быть скандированной.

Примеры фонетической ритмики

2-й класс 2-й класс
1-е отделение 2-е отделение
1. Упражнение на развитие высоты 1. Упражнение на произнесение слогов
голоса: с движениями: ка-ка-ка (медленно) га-
Бьют часы, га-га, ква-ква-ква (быстро).
Бьют часы!  
Динь (высоко),  
дан (норма),  
дон (низко).  
2. Стихотворение с движениями: 2. Стихотворение с движениями:
а) звуки с—з: са-со-су-сы, Громко спорят две лягушки:
за-зо-зу-зы; Кто из них красавица?
б) Скачут побегайчики — Ква-ква (медленный темп);
Солнечные зайчики. Ква-ква-ква (быстрый темп).
Мы зовем их — не идут, Как вам это нравится?
Были тут — и нет их тут.  
Прыг-скок по углам.  
Были там — и нет их там.  
— Где же зайчики?  
— Ушли.  
— Вы нигде их не нашли?  

Движения подбираются произвольно, но должны способствовать лучшему проговариванию. III. Речевые упражнения для совершенствования внятности, вырази­тельности речи школьников

1. Речевая зарядка:

Болтали две сороки, сороки-белобоки,

Про то, про се, про Якова,

Про Якова, про всякова,

Про дым из трубы,

Про забор у избы,

И про Шавку на пороге.

И про лужу на дороге,

Делать-то им нечего,

Болтали день до вечера!

2. Физкультминутка:

Вокруг стало светло, Солнце глянуло в окно. Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать, Руки вытянув пошире, Побежать по всей квартире. Раз, два, три, четыре, пять.

И на месте поскакать, На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

3. Выразительное проговаривание наизусть по цепочке стихотворения А. Крестинского и Н. Поляковой «Заколдованная девочка».

Первый ученик: Три волшебника злых

Не Могу, Не Хочу и Не Буду Нашу девочку Киру Преследуют всюду. Мама фартук подвяжет, Мама девочке скажет: — Я на кухню пойду, Поиграй-ка одна. — Не могу, — отвечает она. Просит мама: — Помой посуду! Отвернется она: — Не буду! Надо Кире идти к врачу, А она за свое: — Не хочу!

Так всегда и повсюду:

— Не хочу и не буду! И на каждом шагу:

— Не могу!

Второй ученик: А других и не знает слов она, Сразу видно — заколдована! Обсуждали мы своей квартирой, Что нам делать с бедняжкой Кирой. Мы листали страницы учебников, Чтобы средство найти от волшебников. Просыпается Кира чуть свет, Просит: — Бабушка, дай мне конфет! Но впервые за пять своих лет Слышит Кира в ответ: — Не могу!

Третий ученик: Кира просит конфет у мамы,

Но ответила мама упрямо: — Не хочу!

— Кто оденет меня поскорее? Кто оденет меня потеплее? Но случилось какое-то чудо, Слышит Кира: — Не буду! Не буду! И никто не подходит к Кире, Будто Кира одна в целом мире.

Четвертый ученик: Испугалась Кира. Полежала, Натянув до носа одеяло. Только ничего не дождалась И с постели тихо поднялась. Пошла и, вздыхая на каждом шагу, Сказала: — Сама я умыться могу. Белой пеной мыло плыло, Земляникой пахло мыло, Были скользкими ладошки Заскрипели понемножку.

Пятый ученик: Стали щеки красными, А глаза — ясными. Вся заметила квартира — Мыться Кире нравилось.

— Есть хочу, — сказала Кира И к столу направилась. Молча, послушно,

Кусок за куском, Съела ватрушку, Запив молоком. Шестой ученик: А поев сказала: — Спасибо.

Буду вместе с мамой мыть посуду. Услыхали волшебники, съежились, Не на шутку злодеи встревожились. И сказал Не Могу: — Убегу! И сказал Не Хочу: — Улечу! Прямо в форточку прыгнул Не Буду, Подхватив по дороге простуду. Так им и надо!

Также должен предусматриваться речевой материал для хорового чтения.

Перед учителем стоит задача преподнести этот материал так, чтобы комис­сия могла оценить речь учащихся в целом и произношение каждого ученика отдельно. Обращается внимание на хоровое проговаривание. В результате по­лучает отметку весь класс за каждый раздел и отдельно каждый ученик.

Примерный речевой материал для совершенствования произношения, ин­дивидуального проговаривания с движениями или хорового проговаривания:

Первый класс: «Багаж» (С. Маршак); «Все для всех» (Юлиан Тувим); «Мы с приятелем» (С. Маршак); «Мойдодыр» (К. Чуковский); «Любочка» (А. Барто).

Второй класс: «Вежливые слова» (подбор стихов поэтов А. Барто, В. Голя-ховского, А. Шибаева, О. Дриз); стихи о дружбе (Йбряев К., Добронравов, Гре­бенников); «Заколдованная девочка» (А. Крестинский, Н. Полякова).

Третий класс: «Весной» (3. Александрова); «Чем пахнут ремесла» (Джанни Родари ); «Капелька солнца» (В. Степанов); «Он был совсем один» (А. Барто).

Наши рекомендации