Развитие у воспитанников слухового восприятия и правильного произношения

Учащимся следует постоянно использовать на занятиях слуховые аппара­ты. Воспитатель следит, чтобы младшие школьники, общаясь, овладевали фра­зовой речью разной грамматической конструкции. Постепенно ученики запо­минают новые слова и включают их в знакомые фразы. Сначала воспитатель, предлагая таблицу с новой написанной фразой, вводит в речь учеников обра­зец поручения, вопроса, отчета или замечания в условиях коллективной прак­тической деятельности. Новая фраза проговаривается учащимися в условиях общения на самоподготовке или на занятиях на воздухе. При этом первое вре­мя плакат с новой фразой находится на подвижной доске в воспитательной группе, и педагог всегда может напомнить детям образец. Постепенно образец высказывания воспитатель изменяет, вводит новые слова или словосочетания. Этот речевой материал ученики усваивают успешно, т. е. понимают общий смысл фразы, которая многократно проговаривалась в условиях разнообраз­ной внеурочной деятельности.

В общении с младшими школьниками воспитатель использует устную, пись­менную, а в первоначальный период устно-дактильную речь. Учащиеся вос­принимают разговорно-обиходную речь слухозрительно, зрительно и на слух с использованием индивидуальных аппаратов. Работа по развитию речевого слуха время имеет возможность дополнительно работать над развитием слуха и речи детей. Перерыв для физкультминутки (3-5 минут) можно проводить, когда педагог заметит утомление школьников. Воспитатель использует не только двигательные упражнения и стихи, которые дети усвоили на уроке, но и разучивает новые. Педагог показывает определенные движения, со­провождая их новым стихотворением, скороговоркой, загадкой и т. п., кото­рые написаны на таблице. Сначала дети повторяют стихотворение, усваи­вают новые слова, а после заучивания текста сопровождают двигательные упражнения проговариванием речевого материала. Воспитатель произно­сит текст, подчеркивая ритм фраз повторением соответствующих движе­ний. Стихи для физкультминуток должны включать звуки, которые закреп­ляются в речи учеников в данный момент в соответствии с программой. В физкультпаузу вводятся разнообразные движения для двигательной актив­ности школьников в сочетании с речью. Школьники должны походить по комнате, попрыгать, подвигать руками и т. д. Движения детей соответству­ют содержанию текста. Физкультминутки необходимо часто обновлять, для чего можно использовать по согласованию с учителем и некоторые упраж­нения уроков ритмики, фонетические зарядки и др. Работа над двигатель­ными упражнениями в сочетании с речевым текстом способствует разви­тию голоса, совершенствованию темпа речи, ее плавности, выразительнос­ти и закреплению словарного запаса.

Для интенсификации коррекционно-развивающего процесса и большего раскрытия потенциальных возможностей школьников с нарушением слуха необходимо усиление интеграции в работе учителя и воспитателя. Для за­крепления знаний, полученных на уроке, имеет важное значение совершен­ствование организационных форм работы на самоподготовке, в условиях про­ведения экскурсий, дидактических игр. Просмотр учебных диафильмов и видеофильмов, применение разных видов наглядного материала на занятиях внеклассным чтением, изобразительной деятельностью способствует разви­тию школьников.

Значительное влияние на развитие личности ученика и его способностей оказывает своевременная индивидуальная дифференцированная помощь вос­питателя каждому ученику, формирование навыков самоконтроля, самостоя­тельности, инициативы и умения организовать свою деятельность.

Эффективность воспитания младших школьников тесно связана с реше­нием коррекционных задач как на уроке, так и во внеурочное время. Необхо­димо во время внеклассных занятий усилить работу по развитию мышления, речевого слуха школьников, по развитию их разговорно-обиходной речи, ре­чевого общения, по совершенствованию практических жизненных умений и навыков.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Какие методические требования для развития слухового восприятия, коррек­ции произношения глухих и слабослышащих на внеклассных занятиях должен знать воспитатель?

2. Какой основной способ восприятия учащимися речевого материала на внекласс­ных занятиях? Какие формы речи использует воспитатель на внеклассных занятиях при общении с детьми?

3. Раскройте методический прием, используемый воспитателем на внеклассных занятиях, когда большинство учеников группы не воспринимают на слух за экраном вопрос или поручение. Докажите необходимость использования этого приема.

4. Какая звукоусиливающая аппаратура применяется воспитанниками разного воз­раста на внеклассных занятиях в группе? Назовите правила ее использования.

5. На каком расстоянии от рта воспитателя должен находиться микрофон в начале и к концу слуховой работы в начальных классах школы слабослышащих или в школе для глухих?

6. Известно, что речь воспитателя является образцом для неслышащих детей. По определению И.П. Павлова, речь — это речевой рефлекс, возникающий по подража­нию и развивающийся в процессе активной речевой практики. Исходя из этого, пере­числите требования к речи воспитателя (к ее фонетическому оформлению, артикуля­ции, темпу, интонации, силе голоса, грамматическому построению фраз). Приведите примеры, раскрывающие методические приемы, активизирующие речевое общение школьников на уроках и во внеклассное время.

7. Правильная организация работы по развитию слуха и речи воспитанников в интернате предполагает учет закономерностей психического и речевого развития де­тей, их индивидуальных особенностей. Какие из этих особенностей связаны с разви­тием слуха и речи? Раскройте это положение.

8. Объясните значение стимулирования активности речевого общения глухих и слабослышащих на внеклассных занятиях и во внеклассное время для развития речи. Назовите возможные приемы стимулирования речевого общения детей на занятиях и в процессе выполнения режимных моментов.

9. Присутствуя на внеклассных занятиях в интернате, обратите внимание на то, какими приемами воспитатель.стимулирует высказывания младших школьников, под­держивает у них интерес к речевой деятельности, создает эмоциональный настрой на речевое общение, на овладение речевыми навыками. Запишите эти приемы в рабочей тетради, проанализируйте их.

10. Раскройте методические требования к проведению на внеклассных занятиях и на самоподготовке физкультпауз, речевых зарядок, цели их проведения (приложение 1).

11. Подберите несколько скороговорок, загадок или коротких стихотворений, на­учитесь произносить их в сочетании с различными движениями для проведения физ­культминуток на уроках и внеклассных занятиях в период педагогической практики. Используйте литературу к теме.

12. Подготовьте письменные таблицы для речевого материала при первоначальном знакомстве школьников с физкультпаузой на занятии.

13. Подберите упражнения из программы уроков фонематической ритмики для про­ведения физкультпауз и фонетических зарядок в начале внеклассного занятия (прило­жение 1).

Приложение 1

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Наши рекомендации