Модели развивающего воспитания в процессе внеклассной работы

Тема 5.1. Развитие школьников в условиях активизации познавательной деятельности во внеклассное время

Особенности психического развития детей с нарушением слу­ха осложняют процесс воспитания ученика, развитие познавательных, воле­вых и эмоциональных качеств его личности в процессе усвоения знаний, про­движения в умственном и социальном развитии.

Исследования психологов и сурдопедагогов (Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова и др.) показыва­ют, что воспитание у младшего неслышащего школьника познавательной ак­тивности, интереса к учебной деятельности во внеклассное время связано с трудностями их умственной деятельности, недостаточным развитием мысли­тельных операций (анализ, синтез, конкретизация, сравнение, классификация и систематизация, обобщение, абстракция, установление логических зависи­мостей и др.), приемов запоминания (смысловое соотнесение, классификация запоминаемых объектов, выделение опорных пунктов, составление плана и др.), приемов изображения (воссоздания образа предмета по описанию, на основе текста, по рисунку, чертежу и др.). Овладение приемами умственной деятель­ности происходит на уроке в условиях коррекционно-развивающего обучения, где формируется умение учиться и реализуются умственные способности уче­ника. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников совершенству­ется и во внеурочное время при продолжении коррекционного воздействия. Обогащаются их знания, наблюдения в разных видах практической деятельности на внеклассных занятиях и в повседневной жизненной деятельности. Вос­питание во внеклассное время младших школьников носит обучающий, разви­вающий характер и направлено на их культурное развитие.

Основой формирования положительного отношения к учебно-познаватель­ной деятельности во внеклассное время является развитие интереса. В иссле­дованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Тиграновой, Ж. И. Шиф рассмотрено значе­ние развития интереса у детей с нарушением слуха для лучшего усвоения зна­ний, формирования мотивов учения и овладения речью. Установлено, что у большинства младших школьников слабо выражен интерес к учебной деятель­ности из-за недоразвития речи, понятийного мышления, преобладает интерес к практическим действиям. Воспитание, информирование воспитанников, ус­воение ими нравственных ценностей осуществляется в условиях организован­ной коммуникативной деятельности.

Исследования ученых и педагогический опыт убедительно доказывают, что умственное развитие ученика взаимосвязано с речевым развитием. Для развития потребности в знаниях необходимо наличие мотива, интереса к познавательной деятельности и создание соответствующих условий для речевого общения.

В интернате, в группе продленного дня, в семье усилия педагогов, родите­лей должны быть направлены на подготовку к самостоятельной жизни в обще­стве, воспитание потребности в знаниях, формирование интереса к познанию окружающего мира и культуры.

Организация жизнедеятельности ученика во внеурочное время в школе, се­мье направлена на воспитание личностно-положительного отношения к учеб­ной деятельности, к школе, гордости своим образовательным заведением. У школьника формируется потребность личной причастности к школьным де­лам, изучению традиций, участию в ежегодных торжественных праздниках, таких, как День рождения школы, встреча с выпускниками, День знаний и т. д. Для положительного отношения детей к жизни в школе надо создать привлека­тельную для школьников и их родителей образовательно-воспитательную сре­ду, интересный дизайн классных, воспитательных и игровых комнат, эстети­чески оформить окружающую здание территорию. Внешний облик школы фор­мируется общими усилиями администрации, учителей и учеников, родителей и общественности, спонсоров.

Сбор материалов для школьного музея, участие в различных смотрах, олим­пиадах, проведение выставок творческих работ учащихся — все это также спо­собствует положительному отношению к школе, развитию интереса к учению. Воплощение творческих поисков сурдопедагогов, учеников, родителей в общих делах, разных формах внеклассных занятий и видах организованной воспиты­вающей деятельности развивают речевое общение и познавательные интересы детей. Создание видеотеки классных дел, организация тематических детских праздников, экскурсий, соревнований и т. д. формирует у ребенка и его семьи чувство причастности к жизни школы, вызывает познавательный интерес школь­ника к окружающей жизни и развивает культуру социальных отношений.

Важным условием умственного и речевого развития учащихся в начальной школе является создание на внеклассных занятиях и на самоподготовке ком­фортной обстановки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, уровень его готовности к познавательной и рече­вой деятельности. Для этого в школе психологи и педагоги изучают особенно­сти интеллектуального и речевого развития каждого ученика, определяют ве­дущий способ восприятия речи и получения учеником информации, возмож­ности ее усвоения (практические работы, использование наглядных материалов, работа с книгой, применение рисунков, чертежей и др.). Учитывается готов­ность ученика к репродуктивной, поисковой или творческой деятельности, определяются возможности его речевого общения, практических навыков, са­мореализации, жизненного опыта. Воспитатель уделяет внимание на занятиях развитию и коррекции способов умственной и речевой деятельности. У учени­ков формируется культура умственного труда, развивается эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.

Наши рекомендации