Модели развивающего воспитания в процессе внеклассной работы
Тема 5.1. Развитие школьников в условиях активизации познавательной деятельности во внеклассное время
Особенности психического развития детей с нарушением слуха осложняют процесс воспитания ученика, развитие познавательных, волевых и эмоциональных качеств его личности в процессе усвоения знаний, продвижения в умственном и социальном развитии.
Исследования психологов и сурдопедагогов (Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова и др.) показывают, что воспитание у младшего неслышащего школьника познавательной активности, интереса к учебной деятельности во внеклассное время связано с трудностями их умственной деятельности, недостаточным развитием мыслительных операций (анализ, синтез, конкретизация, сравнение, классификация и систематизация, обобщение, абстракция, установление логических зависимостей и др.), приемов запоминания (смысловое соотнесение, классификация запоминаемых объектов, выделение опорных пунктов, составление плана и др.), приемов изображения (воссоздания образа предмета по описанию, на основе текста, по рисунку, чертежу и др.). Овладение приемами умственной деятельности происходит на уроке в условиях коррекционно-развивающего обучения, где формируется умение учиться и реализуются умственные способности ученика. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников совершенствуется и во внеурочное время при продолжении коррекционного воздействия. Обогащаются их знания, наблюдения в разных видах практической деятельности на внеклассных занятиях и в повседневной жизненной деятельности. Воспитание во внеклассное время младших школьников носит обучающий, развивающий характер и направлено на их культурное развитие.
Основой формирования положительного отношения к учебно-познавательной деятельности во внеклассное время является развитие интереса. В исследованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Тиграновой, Ж. И. Шиф рассмотрено значение развития интереса у детей с нарушением слуха для лучшего усвоения знаний, формирования мотивов учения и овладения речью. Установлено, что у большинства младших школьников слабо выражен интерес к учебной деятельности из-за недоразвития речи, понятийного мышления, преобладает интерес к практическим действиям. Воспитание, информирование воспитанников, усвоение ими нравственных ценностей осуществляется в условиях организованной коммуникативной деятельности.
Исследования ученых и педагогический опыт убедительно доказывают, что умственное развитие ученика взаимосвязано с речевым развитием. Для развития потребности в знаниях необходимо наличие мотива, интереса к познавательной деятельности и создание соответствующих условий для речевого общения.
В интернате, в группе продленного дня, в семье усилия педагогов, родителей должны быть направлены на подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание потребности в знаниях, формирование интереса к познанию окружающего мира и культуры.
Организация жизнедеятельности ученика во внеурочное время в школе, семье направлена на воспитание личностно-положительного отношения к учебной деятельности, к школе, гордости своим образовательным заведением. У школьника формируется потребность личной причастности к школьным делам, изучению традиций, участию в ежегодных торжественных праздниках, таких, как День рождения школы, встреча с выпускниками, День знаний и т. д. Для положительного отношения детей к жизни в школе надо создать привлекательную для школьников и их родителей образовательно-воспитательную среду, интересный дизайн классных, воспитательных и игровых комнат, эстетически оформить окружающую здание территорию. Внешний облик школы формируется общими усилиями администрации, учителей и учеников, родителей и общественности, спонсоров.
Сбор материалов для школьного музея, участие в различных смотрах, олимпиадах, проведение выставок творческих работ учащихся — все это также способствует положительному отношению к школе, развитию интереса к учению. Воплощение творческих поисков сурдопедагогов, учеников, родителей в общих делах, разных формах внеклассных занятий и видах организованной воспитывающей деятельности развивают речевое общение и познавательные интересы детей. Создание видеотеки классных дел, организация тематических детских праздников, экскурсий, соревнований и т. д. формирует у ребенка и его семьи чувство причастности к жизни школы, вызывает познавательный интерес школьника к окружающей жизни и развивает культуру социальных отношений.
Важным условием умственного и речевого развития учащихся в начальной школе является создание на внеклассных занятиях и на самоподготовке комфортной обстановки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, уровень его готовности к познавательной и речевой деятельности. Для этого в школе психологи и педагоги изучают особенности интеллектуального и речевого развития каждого ученика, определяют ведущий способ восприятия речи и получения учеником информации, возможности ее усвоения (практические работы, использование наглядных материалов, работа с книгой, применение рисунков, чертежей и др.). Учитывается готовность ученика к репродуктивной, поисковой или творческой деятельности, определяются возможности его речевого общения, практических навыков, самореализации, жизненного опыта. Воспитатель уделяет внимание на занятиях развитию и коррекции способов умственной и речевой деятельности. У учеников формируется культура умственного труда, развивается эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.