Условия трудового воспитания
Вместе с тем правильная организация социально значимых трудовых дел является важным условием формирования личности глухих и слабослышащих школьников. Опыт трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ общего типа, а также специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений позволяет сформулировать ряд условий, при которых труд становится по-настоящему воспитывающим фактором.
Труд учащихся с нарушением слуха должен быть социально значимым трудом. Каждому школьнику необходимо показать, что его трудовая деятельность представляет определенную общественную ценность, приносит пользу людям, школьному коллективу, семье. При этом надо иметь в виду, что работа только внутри школы-интерната и только для школы еще не решает полностью задач трудового воспитания. Необходимо, чтобы глухие и слабослышащие принимали участие в труде на пользу общества. Иначе у воспитанников формируются местнические интересы, которые противопоставляются интересам широкой социальной сферы как весьма отвлеченной и далекой от учащихся специального образовательного учреждения.
Результатом труда школьников должен быть полезный продукт, имеющий общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть конкретные результаты своего труда. В этой связи чрезвычайно важно детально знакомить школьника с общественной пользой результатов его труда. Если учащиеся не видят, что продукт их деятельности нужен окружающим, востребован людьми, у них неизбежно появляется отрицательное отношение к работе, нежелание трудиться по принуждению.
Трудовая деятельность учащихся специальной школы должна быть коллективной. Труд в коллективе не означает просто совместную работу в одном помещении и в одно для всех время. Коллективная трудовая деятельность — это совместное выполнение общих трудовых задач, это деятельность, объединенная общей целью, общими задачами. Только в таких условиях вырабатывается умение подчинять свое поведение воле коллектива, регулировать свое поведение а интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному школьнику, дает возможность воспитанникам приобрести опыт взаимного контроля, трудовой взаимопомощи и поддержки.
Труд школьников с нарушением слуха должен быть инициативным и творческим. При организации труда необходимо стремиться к тому, чтобы учащихся привлекала творческая сторона работы, развивать у них стремление к новому, к поиску, желание проявить свою инициативу. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им глухие и слабослышащие дети. При этом следует добиваться, чтобы сами школьники находили наилучшие способы решения трудовых задач, самостоятельно планировали свою деятельность.
В процессе трудовой деятельности учащихся с нарушением слуха целесообразно применять различные формы самоорганизации и самодеятельности. В указанных условиях у воспитанников формируются организаторские умения и навыки. Самоорганизация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, чувство ответственности не только за личный труд, но и за трудовые достижения ученического коллектива.
Социально значимый труд должен вызывать интерес у школьников с нарушением слуха. Деятельность глухих и слабослышащих далеко не всегда мотивируется осознанием ее общественной ценности. Значительно чаще, чем у слышащих, она определяется непосредственным интересом к конкретным трудовым делам. В связи с этим перед педагогами стоит сложная задача — пробудить у воспитанников хотя бы косвенный интерес к «нелюбимой» работе. Иначе труд детей неизбежно будет ассоциироваться в их сознании с неприятной необходимостью. Учащиеся будут тяготиться таким трудом, даже осознавая его социальную значимость.
Трудовая деятельность глухих и слабослышащих должна быть посильной для них. Даже самый привлекательный труд не должен приводить к перенапряжению сил и переутомлению школьников. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, учащийся утрачивает веру в свои силы и возможности и отказывается выполнять предлагаемую ему работу.
Выполнение трудовых дел необходимо увязывать с учебной деятельностью учащихся коррекционных образовательных учреждений. В ходе трудовой деятельности воспитанников целесообразно устанавливать органическую взаимосвязь между их теоретическими знаниями политехнического характера и конкретными трудовыми операциями. Трудовая деятельность должна строиться на знаниях в области физики, химии, биологии, математики, технологии, умениях работать на компьютере, составлять и читать схемы и чертежи.
Совершенно недопустимо наказание школьников с нарушением слуха трудом. Труд воспитывает только тогда, когда он не является для учащегося принуждением, неприятной обязанностью. В воспитательных целях иногда практикуется обратное — школьник наказывается лишением права трудиться в коллективе и с коллективом сверстников. Однако в подобном случае педагог должен точно знать, что такое «наказание» будет искренне переживаться воспитанником и он начнет осознавать: право на труд надо заслужить. Особо важно, чтобы сам детский коллектив решал, может ли быть допущен к работе тот или иной школьник или класс в целом.
Наконец, необходимо требовать от учащихся не просто удовлетворительного выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного труда, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Только при соблюдении всех указанных выше условий труд становится для глухих и слабослышащих детей весьма важной потребностью, привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В такой деятельности школьники приобретают социально значимый опыт трудовых отношений, опыт нравственно ценного общественного поведения.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Объясните смысл понятий «социально значимый труд», «коллективная трудовая деятельность», «творческое отношение к делу», «нравственная ценность труда».
2. Охарактеризуйте основные виды труда учащихся специальных (коррекционных) учреждений по самообслуживанию.
3. Какова роль производительного труда в формировании личности школьника с нарушением слуха?
4. Дайте содержательную характеристику различным организационным формам труда учащихся.
5. Раскройте основные принципы, которыми следует руководствоваться при организации социально значимых трудовых дел школьников.
6. На основе анализа научно-педагогических и методических работ, представленных в списке литературы, сформулируйте организационно-педагогические условия, при которых трудовая деятельность приобретает воспитывающий характер.
7. Какие виды труда наиболее целесообразны, по вашему мнению, для учащихся с нарушением слуха?
Список литературы
1. Букун НИ. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха. Кишинев, 1988.
2. Вельгус В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих школьников. Екатеринбург, 1994.
3. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М., 1979.
4. Засенко В.В. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Киев, 1990.
5. Кантор В.З., Никитина М.И., Пекин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. СПб., 2000.
6. Никитина М.И., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха. СПб., 1997.
7. Пенин Г.Н. Нравственное воспитание глухих учащихся старших классов в процессе производительного труда // Дефектология. 1984. № 3.
8. Пенин Г.Н. Политехническая подготовка глухих школьников. СПб., 1992
Раздел 5