Условия трудового воспитания

Вместе с тем правильная организация социально значимых трудовых дел является важным условием формирования личности глухих и слабослышащих школьников. Опыт трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ общего типа, а также специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений позволяет сформулировать ряд условий, при которых труд стано­вится по-настоящему воспитывающим фактором.

Труд учащихся с нарушением слуха должен быть социально значимым тру­дом. Каждому школьнику необходимо показать, что его трудовая деятельность представляет определенную общественную ценность, приносит пользу людям, школьному коллективу, семье. При этом надо иметь в виду, что работа только внутри школы-интерната и только для школы еще не решает полностью задач трудового воспитания. Необходимо, чтобы глухие и слабослышащие принима­ли участие в труде на пользу общества. Иначе у воспитанников формируются местнические интересы, которые противопоставляются интересам широкой социальной сферы как весьма отвлеченной и далекой от учащихся специаль­ного образовательного учреждения.

Результатом труда школьников должен быть полезный продукт, имеющий общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть конкретные результаты своего труда. В этой связи чрезвычайно важно детально знакомить школьника с общественной пользой результатов его труда. Если учащиеся не видят, что продукт их деятельности нужен окружающим, востребован людьми, у них неизбежно появляется отрицательное отношение к работе, нежелание трудиться по принуждению.

Трудовая деятельность учащихся специальной школы должна быть коллек­тивной. Труд в коллективе не означает просто совместную работу в одном по­мещении и в одно для всех время. Коллективная трудовая деятельность — это совместное выполнение общих трудовых задач, это деятельность, объединен­ная общей целью, общими задачами. Только в таких условиях вырабатывается умение подчинять свое поведение воле коллектива, регулировать свое поведе­ние а интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному школьнику, дает возможность воспитанникам приобрести опыт взаимного контроля, трудовой взаимопомощи и поддержки.

Труд школьников с нарушением слуха должен быть инициативным и твор­ческим. При организации труда необходимо стремиться к тому, чтобы учащих­ся привлекала творческая сторона работы, развивать у них стремление к ново­му, к поиску, желание проявить свою инициативу. Чем больше интеллектуаль­ных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им глухие и слабослышащие дети. При этом следует добиваться, чтобы сами школьники находили наилучшие способы решения трудовых задач, самостоятельно пла­нировали свою деятельность.

В процессе трудовой деятельности учащихся с нарушением слуха целесо­образно применять различные формы самоорганизации и самодеятельности. В указанных условиях у воспитанников формируются организаторские уме­ния и навыки. Самоорганизация помогает развивать самостоятельность, навы­ки руководства и подчинения, чувство ответственности не только за личный труд, но и за трудовые достижения ученического коллектива.

Социально значимый труд должен вызывать интерес у школьников с нару­шением слуха. Деятельность глухих и слабослышащих далеко не всегда моти­вируется осознанием ее общественной ценности. Значительно чаще, чем у слы­шащих, она определяется непосредственным интересом к конкретным трудо­вым делам. В связи с этим перед педагогами стоит сложная задача — пробудить у воспитанников хотя бы косвенный интерес к «нелюбимой» работе. Иначе труд детей неизбежно будет ассоциироваться в их сознании с неприятной необходимостью. Учащиеся будут тяготиться таким трудом, даже осознавая его социальную значимость.

Трудовая деятельность глухих и слабослышащих должна быть посильной для них. Даже самый привлекательный труд не должен приводить к перенап­ряжению сил и переутомлению школьников. Если труд непосилен, то он угне­тающе действует на психику, учащийся утрачивает веру в свои силы и возмож­ности и отказывается выполнять предлагаемую ему работу.

Выполнение трудовых дел необходимо увязывать с учебной деятельностью учащихся коррекционных образовательных учреждений. В ходе трудовой дея­тельности воспитанников целесообразно устанавливать органическую вза­имосвязь между их теоретическими знаниями политехнического характера и конкретными трудовыми операциями. Трудовая деятельность должна строить­ся на знаниях в области физики, химии, биологии, математики, технологии, умениях работать на компьютере, составлять и читать схемы и чертежи.

Совершенно недопустимо наказание школьников с нарушением слуха тру­дом. Труд воспитывает только тогда, когда он не является для учащегося при­нуждением, неприятной обязанностью. В воспитательных целях иногда прак­тикуется обратное — школьник наказывается лишением права трудиться в кол­лективе и с коллективом сверстников. Однако в подобном случае педагог должен точно знать, что такое «наказание» будет искренне переживаться воспитанни­ком и он начнет осознавать: право на труд надо заслужить. Особо важно, чтобы сам детский коллектив решал, может ли быть допущен к работе тот или иной школьник или класс в целом.

Наконец, необходимо требовать от учащихся не просто удовлетворительно­го выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного труда, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Только при соблюдении всех указанных выше условий труд становится для глухих и слабослышащих детей весьма важной потребностью, привлека­тельной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удов­летворения. В такой деятельности школьники приобретают социально зна­чимый опыт трудовых отношений, опыт нравственно ценного общественно­го поведения.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Объясните смысл понятий «социально значимый труд», «коллективная трудо­вая деятельность», «творческое отношение к делу», «нравственная ценность труда».

2. Охарактеризуйте основные виды труда учащихся специальных (коррекцион­ных) учреждений по самообслуживанию.

3. Какова роль производительного труда в формировании личности школьника с нарушением слуха?

4. Дайте содержательную характеристику различным организационным формам труда учащихся.

5. Раскройте основные принципы, которыми следует руководствоваться при орга­низации социально значимых трудовых дел школьников.

6. На основе анализа научно-педагогических и методических работ, представлен­ных в списке литературы, сформулируйте организационно-педагогические условия, при которых трудовая деятельность приобретает воспитывающий характер.

7. Какие виды труда наиболее целесообразны, по вашему мнению, для учащихся с нарушением слуха?

Список литературы

1. Букун НИ. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха. Кишинев, 1988.

2. Вельгус В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих школьни­ков. Екатеринбург, 1994.

3. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М., 1979.

4. Засенко В.В. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деятель­ности. Киев, 1990.

5. Кантор В.З., Никитина М.И., Пекин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. СПб., 2000.

6. Никитина М.И., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха. СПб., 1997.

7. Пенин Г.Н. Нравственное воспитание глухих учащихся старших классов в про­цессе производительного труда // Дефектология. 1984. № 3.

8. Пенин Г.Н. Политехническая подготовка глухих школьников. СПб., 1992

Раздел 5

Наши рекомендации