Упражнений их можно развивать?
Обычно выделяют пять видов физических качеств: силу, быстроту, выносливость,
ловкость и гибкость. Для того чтобы судить о различии между скоростными и силовыми
качествами человека, рассмотрим их подробнее.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за
счёт мышечных усилий называется силой. Двумя способами оценивают силовые
возможности человека. Первый способ основан на использовании специальных
измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных
контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать
величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его рассчитывают в зависимости
от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые
возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного
отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным
показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной
нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть свои успехи. На
начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных
отягощений.
Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени
называется быстротой. Быстрота проявляется через скоростные способности, которые
выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся
быстрота движений реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега,
движений волейболиста, футболиста и т.д. В процессе занятий необходимо развивать все
формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно
использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных
положений по внезапному сигналу. Рекомендуется менять длительность пауз между
предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных
исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет
умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное
выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы
выполнять эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить.
Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с, отдых после
выполнения упражнений должен составлять 20-25 с. Большое количество повторений надо
делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.
3. Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур. Расскажите о том, как вы это делаете.
С древних времён люди используют естественные факторы природы для закаливания, т. е.
для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей
среды. Закаливание повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных
путей, ангине, гриппу, воспалению лёгких и др. Смысл закаливания заключается в том, что
под влиянием воздуха, солнца и воды происходит привыкание организма к этим
воздействиям. При закаливании основными принципами являются разнообразие средств,
постепенность, меняющаяся интенсивность и систематичность. Влияние солнечного света на
организм многообразно: улучшается обмен веществ, усиливается потоотделение,
увеличивается количество красных кровяных телец и гемоглобина, повышается поглощение
кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается
работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии - правильном
использовании солнечных лучей. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии
приносит вред организму, приводит к тяжёлым заболеваниям нервной системы, внутренних
органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо соблюдать ряд правил. Принимать
солнечные ванны спустя 2-2,5 часа после еды. Продолжительность солнечных ванн вначале
не должна превышать 5-6 мин., затем допустимо прибавлять с каждым днём 3-4 минуты,
доводя длительность процедуры до 30 минут. Принимая солнечные ванны, нужно лежать
определённое время на спине, затем на одном боку, потом на другом и, наконец, на животе.
Находиться на солнце с непокрытой головой категорически запрещается. При первых
признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, тошноте, головной боли,
сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее
подходящее время для приёма солнечных ванн с 9 до 12 часов утра в южных районах России
и с 10 до 13 часов в средней полосе.
Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре
окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Принимать воздушные ванны
рекомендуется в Движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при
температуре воздуха не ниже 16-18° С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти
ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро
согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от
прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить
осенью и зимой, и продолжать круглый год без перерыва.
При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо
прекратить принятие воздушных ванн.
Вода - прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в
море, приёма душа, при обливании вода оказывает механическое действие. Вода также
обладает способностью растворять минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды
начинается с кожи. Через нервные окончания в коже вода оказывает влияние на всю нервную
систему, а через неё на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы,
совершающиеся в клетках и тканях. При закаливании водой надо избегать наступления
озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, головным
болям, бессоннице.
Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском
грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление
движений при обтирании должно быть от ≪периферии≫ (ног, рук) к ≪центру≫ (сердцу). После
обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства
теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно
понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более
5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду
закаливания - обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина
медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим
полотенцем. После обтирания и обливания рекомендуется провести массаж. При обливании
температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем
обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической
нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин. в зависимости от температуры
воды. К холодному душу следует привыкать постепенно. Сильное закаливающее действие
оказывает купание в реках, озёрах, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы
начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность первого пребывания в воде -
до 5 мин. В дальнейшем время купания 20
постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а затем, если
позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5 ч.
Билет №5
1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.
Во время занятий по лыжной подготовке могут случаться травмы при движении по узким
лесным дорогам, в местах, где мало снега, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом
коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук,
лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила
безопасности:
- при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути,
сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному
заведению);
- при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия
и сообщить об этом учителю;
- при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о
случившемся администрации и родителям, при необходимости доставить в ближайшую
больницу;
- при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;
- при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;
- при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое
помещение, чтобы исключить повторное обморожение.
2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?
Принято различать два вида утомления - физическое и умственное. Умственное утомление
характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти,
трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической
работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.
Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное,
небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия
сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение,
ощущение бодрости.
Значительное утомление (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи,
одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость,
восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение
координации при выполнении упражнений.
Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение
координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота,
поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.
Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование
упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный
фон. Понятие ≪утомление≫ тесно связано с понятием ≪выносливость≫. Главным условием
развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает
занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он
выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях
переутомления 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.
3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей