Можно ли развивать мышление у младенца? Как оно связано с действиями ребенка с предметами?

Обратимся сначала к слышащим детям. Вы считаете, что мыслить можно только с помощью слов?

Мышление направлено на решение проблем.

Малыш еще не говорит, но он осваивает мир, и ему приходится решать гораздо больше задач, чем взрослому. Чтобы их решить, надо выделить цель, найти средства для ее достижения, сравнить то, что получилось, с тем, что было намечено, исправить недостатки, перейти от неизвестного к известному.

Малыш познает мир, действуя с окружающими предметами, поэтому его мышление называют нарядно-действенным.

Основными достижениями ребенка в раннем детстве являются: выделение из ситуации с помощью жестов, взглядов и слов предметов, действий, их признаков, а также того, кто действует, — субъекта действия.

У малыша образуются начальные представления об объекте, действии, субъекте действия, признаках, пространстве, времени, количестве, развиваются знаковые, символические действия — речь, сюжетная игра, рисование, изображение прошедших событий с помощью мимики, жестов и звуков.

Рассмотрим стадии развития познания окружающего мира у слышащего ребенка до двух лет.

Первая стадия (первый месяц жизни). Для новорожденного мир — жужжащая многоцветная неразбериха; все ощущения слиты, хотя некоторые из них, важные для выживания свойства, он воспринимает с рождения. Так, он может грубо оценивать направление, величину и удаленность предметов, следить за движущимся предметом, когда тот рядом (в пределах 20 см), различать рисунки по их сложности.

Младенец реагирует на различные цвета, ощущает изменения напряженности, высоты, тембра, громкости, ритма звуков.

Ребенок с рождения проявляет интерес к человеческому лицу и более интересуется маской с нормальным человеческим лицом, чем маской, где лицо искажено, например когда глаза находятся около рта.

Он ощущает резкие запахи, замечает различие между сладкой и несладкой водой. Особенно малыш чувствителен < звукам человеческого голоса, к положению тела и прикосновению.

Младенцы любят длительные однообразные воздействия на органы чувств: при небольшом ровном шуме (особенно низких звуках), равномерном (не очень тесном) касании ткани по всей коже (при пеленании) — успокаиваются. В этот период нельзя говорить о выделении предметов, Цели действий и средств. Ребенок спит более 80% времени, его внимание может быть занято лишь одним предметом и на очень короткое время, скорость обработки поступающей информации низка.

Вторая стадия (1—4 месяца). Основное достижение — первичные круговые реакции. Например, ребенок случайно толкает погремушку, она начинает раскачиваться, тогда он толкает ее еще раз, и так делает до тех пор, пока это ему не надоест.

Малыш не предвидит результатов самого первого действия и не имеет желания его совершить.

Намерение появляется лишь после выполнения действия и его результата.

Возникает связь между действием и результатом: младенцы сосут, чтобы ощущать предмет во рту, пинают ножкой игрушку, чтобы она качалась.

Младенцы уже могут как-то управлять своими действиями, так как постепенно устанавливаются связи между зрением и сосанием (увидел — тащит в рот), зрением и хватанием (увидел — схватил), зрением и слухом (услышал — посмотрел).

Мать создает условия для развития этих связей, показывает игрушки, ласково говорит о них, привлекая к ним внимание малыша. Ведь предмет, который она трогает, становится особенно желанным для младенца.

Она сама для него — самый интересный и привлекательный объект, который не только издает звуки, двигается, разноцветно окрашен, но и мягко, тепло к нему прикасается, изменяя его положение.

На этой стадии младенцы еще не отделяют себя от окружения и предметов.

Действия с предметами зависят от возможностей руки ребенка.

Третья стадия (4—8 месяцев). С помощью первичных круговых реакций младенец познает свойства предметов. Сам предмет для него — это набор действий, которые можно совершить: погремушка — это то, что берут, трясут и слушают; пустышка — это то, что берут и сосут. Когда малыш тянется за погремушкой, он уже заранее знает, что услышит звук.

Предмет (погремушка) уже отделен от действия (схватить) намерением — это первое отделение средств от цели (средство — «схватывание», цель — «услышать звук»). Об этом говорит и «двигательное узнавание»: малыш, увидя предмет, лепечет, движением создает «контур» обычного действия. Например, увидя погремушку, он слабо дрыгает ножками, как бы пиная ее, но на самом деле не пинает, а двигательно узнает погремушку.

Младенец все время воздействует на предметы.

В отличие от первичной круговой реакции, он не повторяет одни и те же действия, а по-разному обращается с предметами, чтобы узнать их свойства: бросает, стучит ими по другим предметам, мнет, трясет, бьет.

Начинают возникать представления о физических свойствах предметов: мягкие, твердые, гремучие, холодные и др.

Ребенок внимательно смотрит, куда делась игрушка, если он ее выбросил из кроватки, требует, чтобы ее достали. Значит, он начинает понимать, что предметы существуют и тогда, когда их не видно (если предмет отсутствует недолго).

Возникают первые представления о времени и пространстве.

Начинается отделение предмета от ситуации, от субъекта действия. Цель еще более отдаляется от средств, так как сама она стала более определенной.

На этой стадии малыш подражает тем действиям взрослых, которые он уже умеет выполнять.

Четвертая стадия (8—12 месяцев). Отличительная черта этого периода — малыш отделяет цель от действий для ее достижения.

Для достижения цели малыш начинает преодолевать трудности. Он отталкивает вашу руку, которая закрывает бутылочку с молоком, он настойчиво дергает за платье, требуя, чтобы вы взяли его на руки. Если у него на глазах вы закрываете простынкой желанный предмет, он сдергивает простынку и вновь радуется предмету. Если сделать это на предыдущей, третьей стадии, малыш перестает искать игрушку (с глаз долой, из сердца — вон), и, если вы даже дотронетесь его пальчиками до предмета под простынкой, ребенок останется невозмутим. Предмета не видно, для него он не существует.

В 8—12 месяцев малыш непрерывно изобретает средства Для решения проблем. Попробуйте положить интересующую его игрушку на стол. Он будет стараться дотянуться до нее, тянуть вас за одежду, вокализировать и смотреть то на вас, то на игрушку до тех пор, пока не добьется своего.

На этой стадии малыш стремится, играя, много раз повторять сложные интересные для него действия. В 9—10 месяцев он засовывает мелкие предметы в более крупные и вынимает их обратно, с удовольствием катает все, что имеет колеса, доводит до исступления взрослых, ударяя друг о друга алюминиевые кастрюльки, ложки, не переставая бьет в барабан.

Умение использовать новые средства для достижения цели сказывается на способности детей к подражанию: малыш подражает действиям взрослых, используя для этого невидимые ему части тела, например показывает свои глазки, изображает, как дедушка кашляет. Это свидетельствует и о развитии памяти ребенка.

Очень важное достижение в развитии ребенка — усвоение существующих в данной культуре социальных, функциональных значений предметов, которые отличаются от их физических свойств. Например, ложка может быть деревянной, железной, пластмассовой, белой, красной, желтой, т.е. иметь разные физические свойства, но она всегда остается предметом, который в нашей культуре служит для того, чтобы взять пищу из тарелки и донести ее до рта. Это ее социально принятое функциональное значение, свойство.

Если физические свойства ребенок может изучать, находясь один на один с предметом (хотя вообще без взрослого он и этого не будет делать), то функциональные свойства малыш может обнаружить только вместе с родителем, который расскажет ему, для чего используется предмет, покажет, как он применяется.

Пятая стадия (12—18 месяцев). Малыш становится настоящим экспериментатором: он активно меняет не только средства, но и сами цели. Например, вы раздражены, когда ребенок все время выбрасывает из манежа игрушки, а потом требует, чтобы их подняли и принесли. Вы не понимаете, что он хочет посмотреть, как предметы по-разному летят и падают в зависимости от их свойств: одни гулко стучат об пол, другие звенят, третьи подпрыгивают, четвертые не издают шума. Случайно малыш забросил игрушку на диван — никакого звука, а на полированный стол — страшный треск. Интересно попробовать: будут ли «слышны» другие игрушки на столе и на диване — вот и новая цель.

В этот период малыш начинает искать и использовать орудия для достижения цели. Например, он ставит табуретку, чтобы залезть на подоконник или что-то взять со стола. Он действует палкой, чтобы достать мячик из-под кровати.

Если малыш сам находит цели и средства для их достижения, значит, он выделяет объект и действия с ним.

Ребенок больше узнает и о времени, и о пространстве. Малыш помнит о многом гораздо больше, чем раньше. Если вы покажете ему предмет, а затем в закрытой ладони спрячете его сначала в одном месте (например, под одной простынкой), потом, вынув его (в закрытой ладони), — под другой, малыш найдет его под последней простынкой. То есть он понимает, что предмет может перемещаться независимо от его собственных с ним действий.

В этом возрасте малыш уже будет строить башню из нескольких кубиков, даже если возникают трудности, например кубики все время падают.

Малыш усваивает социально принятые значения предметов и действий. Это видно в предметных действиях, играх и подражании малыша. Вначале усваивается внешняя форма предметных действий, а потом их значение. Сначала он вытирает тряпкой сухой пол, а потом — мокрый.

Он качает куклу, поет ей песенку, пляшет, моет посуду, тащит чистое белье из шкафа и бросает в стиральную машину, причесывает других и себя, пьет из чашки, использует вилку и ложку — в общем, хочет делать все, что делают взрослые.

Непрестанную познавательную деятельность малыша следует одобрять, хотя она и вносит беспорядок в ваши собственные дела.

Стремление ребенка на втором году жизни самому познать все вокруг себя, когда он начинает сам ходить, приводит к конфликтам, особенно если взрослые стремятся ограничить его активность, меняют требования: то разрешают, то запрещают.

Вы знаете, что запрещать следует немногие действия, опасные для ребенка или окружающих, но такие запреты Должны быть постоянными. Чтобы малыш не капризничал, после запрета отвлеките его внимание.

Если запретов нет, ребенок не научится сдерживать себя. Если запретов много, подавляется активность и самостоятельность ребенка, он раздражен и капризен.

Если мама разрешает, а бабушка или отец запрещают, появляются капризы, истерики, а к двум годам — умение подлаживаться, по-разному вести себя с каждым из родителей. Вот когда ребенка можно избаловать!

Шестая стадия (18—24 месяца). Основное достижение _ ребенок начинает мыслить не только с помощью действий, но и в уме, используя образы.

Он может сообразить в уме. Например, на глазах у ребенка в бутылку кладут ручку. Малыш пытается сунуть палец в горлышко и схватить ручку, но палец не пролезает, ручка ускользает. Малыш повторяет попытки, трясет бутылку — не выходит, затем раз! — переворачивает ее вверх дном, ручка выпадает, цель достигнута.

Теперь ребенок уже не связан только с ситуацией «здесь и теперь». Представления, закрепленные в знаках (жестах, словах, звуках), дают ему возможности мысленно выйти за пределы комнаты, вспомнить, заглянув в прошлое, планировать на будущее.

С этого периода наступает новый этап в развитии мышления ребенка — формирование наглядно-образного мышления. Он начинает мыслить образами различной обобщенности.

К двум годам малыш представляет предмет как отдельный, постоянный, независимо от его действий существующий объект. С помощью слов он выделяет субъект действия, само действие, свойства предмета.

Изменяются его представления о пространстве, времени и количестве. Пространственные представления включают в себя отношения предметов друг к другу в ситуации, движение и направление, расстояние, перспективу, величину и форму предметов. Например, в годовалом возрасте малыш пытается всунуть один предмет в другой, независимо от их размера. К трем годам путем проб и ошибок он может вложить коробки разного размера по порядку, вставить фигурки разных форм в нужные отверстия в доске.

Ребенок усваивает самые простые отношения предметов друг к другу в пространстве. Он прежде всего учится узнавать близость предметов. Например, в три года, рисуя человечка, он располагает глаза рядом со ртом, а руки около головы. Рисуя крест, изображает вертикальную и горизонтальную линии, но они не обязательно пересекаются.

Понятия настоящего, прошедшего и будущего времени к двум с половиной годам еще только складываются. Ребенок может сказать: «Вчера я кушал рыбку и разбил чашку». Чашка была разбита сегодня, но все события, которые уже были, для ребенка входят в одну группу — «вчера».

Представления о настоящем, прошедшем и будущем времени складываются к четырем годам. Они возникают, когда ребенок обобщает связи между обычными занятиями во времени: завтрак, затем прогулка, обед, сон и т.д.

Представление о величине начинается с понимания разницы между большим и малым: «нет», «мало», «много». Это известно детям уже к двум годам, а к трем они могут считать и обращаться с числами от одного до трех.

В возрасте от двух до трех лет основные действия ребенка связаны с использованием знаков для обозначения предметов, действий, обстоятельств, людей, их качеств. Использование знаков проявляется в речи, игре, рисунке и изображении прошлых событий.

Сначала, когда малыш начинает рисовать, его рука с карандашом движется взад и вперед по бумаге, оставляя каракули.

Далее он уже может оторвать карандаш от бумаги и сделать несколько штрихов.

На следующей стадии, к двум годам, следы на бумаге отражают уже круговые движения руки.

После двух лет малыш не просто водит карандашом по бумаге, а изображает: круг — лицо; черточки — глаза, рот, нос.

Говорящий ребенок спрашивает и рассказывает о предметах, их качествах, себе, людях, месте, времени.

Свое понимание мира малыш выражает в сюжетной игре, обыгрывая ситуации из жизни своей семьи и других людей.

К двум годам ребенок вместо того, чтобы самому производить в игре действия с предметом, заставляет это делать игрушку: например, вкладывает соску в рот куклы — субъекта действия. Он также изображает то, что произвело на него большое впечатление и случилось некоторое время тому назад. Он узнает предметы на картинках, отвечает на вопросы о них и их свойствах, заканчивает предложения взрослого и сам рассказывает о том, что нарисовано в книжке.

Вы заметили? Все умственное развитие малыша происходит в игре, часто вместе с родителями.

Некоторые взрослые считают: «Ах, ребенок играет! Ерунда! Все испачкал, наделал беспорядок, шум страшный, пусть сидит в кроватке (или манеже)».

Игра — это серьезно! Убирая от малыша интересные Для него предметы, не играя с ним, не отвечая на его вопросы, родители обедняют опыт ребенка, делают малыша пассивным, нелюбознательным, менее развитым.

Если возможно, малыш должен иметь в доме место для разных игр: какое-то пространство для шумных игр, связанных с физическими усилиями; уголок — «дом» для сюжетных игр с куклами, кроваткой, домиком, гаражом, столом, стульями, диваном и др.; спокойный уголок для настольных игр; уголок с удобным стульчиком для чтения и обсуждения книг; уголок для самых любимых у всех детей «грязных» игр (с водой, песком, красками, глиной); уголок для игры в кубики и конструкторы; место для сооружения разных построек, например дома или паровоза из стульев.

Как развивается наглядно-действенное мышление вашего малыша?

В 8—12 месяцев, он, как и слышащие дети, выявляет физические признаки предметов: вставляет меньшую чашечку в большую, ставит кубик в формочку, стучит палочкой по барабану, выбрасывает игрушки из манежа, катает мяч, засовывает в дырочку палец.

В 12—18 месяцев ваш малыш выполняет предметные действия: метет веником пол, вытирает пыль, строит башню из кубиков, кормит маму и куклу, сует штепсель в розетку, кладет вещи на место.

В 18—24 месяца происходит дальнейшее развитие предметных действий, они становятся более осмысленными.

Однако у вашего малыша предметные действия могут возникнуть позже, чем у слышащего: не с 10—11 месяцев, а после года.

У слышащих детей пусть даже и малопонятная речь взрослого вызывает внимание к предмету и к самому взрослому, в результате чего у ребенка развивается взгляд «ищет оценку» своим действиям.

Взгляд «ищет оценку». Последующие действия и слова взрослого привлекают внимание слышащего ребенка и к действиям взрослого, и к своим, помогают их сравнить, организовать свои действия и, если нужно, изменить.

Развитие взгляда «ищет оценку» у вашего малыша зависит от вашего умения в игровой форме с помощью жестов, мимики, улыбки, а может быть, и кукол привлечь внимание к действиям с предметами, организовать их у ребенка, поощрить его при самом минимальном успехе.

От ваших занятий с малышом зависит и развитие соединяющего взгляда, который отражает связь между ребенком, предметом и вами.

Ваша домашняя работа (приготовление пищи, стирка, глаженье, уборка) — это неисчерпаемый запас функциональных действий и ситуаций общения!

Очень большую роль в развитии мышления и общения ребенка играют все члены семьи, любящие своих малышей и отдающие им свое свободное время.

Каковы достижения вашего ребенка в развитии пространственных представлений, представлений о постоянстве объекта, в определении действия, признака, ситуации и разграничении субъекта действия от объекта?

По моим данным, в группах детей в возрасте 14—16 месяцев и 18—20 месяцев наибольшие различия между глухими и слышащими малышами были в решении действий в уме: например, в заданиях вынуть ручку из бутылки, а также заданиях, где надо было применить орудие (палочку), чтобы достать, игрушку, лежащую вне пределов досягаемости руки малыша.

Ваш малыш может затрудняться в заданиях, связанных с отношениями предметов в пространстве: например, после показа взрослыми построить мостик из трех кубиков, катать машинки в разных направлениях.

Ему может быть трудно выполнить задания, требующие выделения действия, субъекта действия и объекта действия, т.е. определить, кто выполняет действие, с чем и какое это действие. Особенно это может быть трудно для детей до полутора лет.

Задания, связанные с постоянством объекта, — такие, как поиск спрятанного под простынками предмета, — ваш малыш, вероятно, выполнит успешно.

Трудности в задачах, требующих соображения в уме, ' говорят о том, что ваш малыш еще не в полной мере выделил существенные пространственные и функциональные свойства предметов.

Слышащие дети в 14—16 месяцев из речи взрослого понимают, что они должны сделать, для чего и как.

Без занятий по развитию взгляда «ищет оценку», не слыша речи, ваш малыш в меньшей мере реагирует на оценку его действий (одобрение или порицание), не ждет ее, не понимает, что ему показывают образец поведения. Как вы, наверное, заметили, он склонен выполнять привычные хаотичные действия с предметами.

В более старшем возрасте, если вы будете с ним заниматься, у малыша разовьется взгляд «ищет оценку», он будет внимательно следить за вами и стараться понять, правильно он делает или нет.

Чтобы малыш хорошо развивался, еще до того, как ему исполнится год, стоит придумать и ввести в игру жест «делай, как я», который наряду с вашей речью будет применен в совместных играх и действиях с предметами.

Этот жест может состоять из указания на себя, на действие, а затем на малыша.

Стараетесь ли вы в игре, к взаимному удовольствию малыша и вас (учтите, он чувствует ваше настроение и отношение!), развить взгляд «ищет оценку», чтобы выявить и закрепить в действиях функциональные свойства предметов, сравнить их величину, цвет, форму?

Вы беспокоитесь: как, не умея говорить, малыш расскажет о событиях, используя знаки? Пусть он это делает в той форме, в которой может, — словами, жестами, звуками, важно, чтобы он общался. Поощряйте его в этом!

Одним из важных достижений раннего детства является выделение действия, его отделение от субъекта действия и ситуации. Значит, в раннем детстве у ребенка формируются не только образы действий, предметов и их признаков, но и образы взрослого и самого себя.

Наши рекомендации