Применение технологии деятельностного метода на уроках математики.
Технологии деятельностного метода применяют сейчас очень многие учителя. Меня заинтересовали именно уроки рефлексии и развивающего контроля, хотя я стараюсь применять эту технологию на своих уроках в полном объеме. При построение технологии организации уроков различных типов сохраняется именно метод рефлексии как основа для построения структуры взаимодействия между учеником и учителем.
Способность школьников к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности по следующей структуре: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднений, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Уроки, организованные по этой структуре, мы называем развивающими уроками, так как в процессе учебной деятельности на этих уроках ученики или формируют новые или корректируют уже имеющиеся у них способности.
Если уже «открыто» новое понятие, новый способ действия, то возникают насущные вопросы: как организовать работу с учащимися, чтобы это знание было усвоено каждым из них? Может ли быть гарантией усвоения нового понятия решение энного количества заданий данного типа?
Практика показывает что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив ее, ученик способен в дальнейшем избегать затруднений, вызвавших ошибку, при выполнении аналогичных заданий.
Начать подготовку к уроку необходимо с анализа типичных ошибок и затруднений, которые могут возникнуть у учащихся при изучении данной темы.
Урок начинается с повторения алгоритмов, которые фиксируются на доске.
Урок «Упрощение вычислений» 5 класс.
Урок проводился в форме игры «Большие гонки». Каждый ряд комментировал свои действия и проговаривал правила, которые они используют. При этом разрешается рассматривать разные способы получения результата, но предполагается выбрать рациональный способ выполнения задания.
Следующий этап урока выполнения самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Эталоном могут быть просто ответы, может быть подробный образец – решение.
Далее учитель организует диалог, с помощью которого учащиеся должны локализовать место ошибки и определит правило, на которое была допущена ошибка. Эта работа позволит детям определить и сформулировать цель своей деятельности. В ответе – в чем именно причина ошибки и как ее исправить.
Гарантия того, что учащиеся в дальнейшем не будут испытывать затруднений при выполнении аналогичных заданий - выработанное у них, умение самостоятельно найти ошибку, понять причину и правильно ее исправить. Для этого нужно построить алгоритм такой работиы в ходе ряда уроков рефлексии. Алгоритм может иметь вид блок – схемы, которая является результатом ответов на вопросы:
- Что нужно проверить в первую очередь? (Правильность записи условия задания).
- Каков может быть результат такой проверки? (Условие может быть записано правильно или с ошибкой).
- Если задание записано с ошибкой, что нужно сделать? (Записать правильно задание и повторно решить его).
- Что нужно сделать после того, как переделаны неправильно записанные задания или если после проверки оказалось, что задание записано верно? (Проверить работу по образцу).
- Каков может быть результат проверки? (Совпали ответы или нет).
- Если нет ошибок, что вам необходимо сделать? (Проверить свою работу по эталону).
- Каков может быть результат проверки? (Есть ошибки или все правильно).
- Если их нет? (Работа выполнена хорошо, можно переходить к дополнительным заданиям).
- Если были ошибки при проверке по эталону? (Надо определить тип задания, в котором допущена ошибка).
- После того как вы определили тип задания, в котором допущена ошибка, что вы должны сделать? (Решить повторно, подробно расписывая решение).
- Что вам дает подробная запись решения? (Можно определить точно место ошибки).
- Определили место ошибки, дальше что? (Нужно определить правило, на которое была допущена ошибка0.
- Если вы определили правило, на которое допущена ошибка, что вы будете делать? (Исправим ошибку на основе правила и сверим результат с образцом).
- Если вы не смогли определить место ошибки или правило, на которое допущена ошибка, или при исправлении ответ не совпал с образцом, что делать в этом случае? (Надо сравнить свое решение с эталоном, для самопроверки по нему найти место ошибки и правило, на которое допущена ошибка, исправить ее, уже используя эталон для самопроверки).
Далее учащимся предлагается самостоятельно работать по исправлению ошибок.
Для того, чтобы учащиеся смогли оценить результат совей работы на уроке, нужно провести вторую самостоятельную работу.
Урок рефлексии – это урок повторения, то есть закрепления не только новых способов действий, но и ранее изученных, поэтому важным эталоном здесь является этап включения в систему знаний и повторения пройденного материала. И вторая самостоятельная работа как раз выполняет функции этого этапа.
На этапе рефлексии урока учащиеся сами высказываются о своей работе на уроке, оценивают свою работу, делают выводы.
Такой урок дал хорошие результаты. Он очень понравился учащимся, они даже бегали к учительнице начальных классов и хвалились ей. Решая задачи, ученики пишут рациональное решение, которое позволяет выполнить действие задачи устно, быстро, без ошибок.
Алгоритм исправления ошибок очень эффективно работает при работе над ошибками после контрольной работы. Мы обсуждаем все допущенные ошибки алгоритмы их исправления в начале урока. Не произносится ни одной цифры, только алгоритмы, а далее учащиеся работают над исправлением ошибок. В журнал ставится 2 оценки – за к/р и за работу над ошибками.
Такая работа во первых успокаивает детей психологически, у них нет такой бурной эмоциональной реакции на контрольную работу, а значит и качество работы увеличивается. У всех есть право на исправление ошибки.
Такие уроки направлены на тренинг способностей к самооценке и поэтому приносят положительный результат.
Литература.
1. Математика. 5-6 классы. Под редакцией Л.Г.Петерсон. Автор-составитель М.А.Кубышева. Москва. «ЮВЕНТА». 2006
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М. : Гуманит. Изд. ц. ВЛАДОС, 1999
3. Столяр А.А. Роль математики в гуманитаризации образования. Математика в школе, №6, 1990
4. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования. Вестник образования, №10, 1992
5. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990
6. Евтушевский В. Методика арифметики. – СПб.: Издание Д.Д.Полубояринова, 1998
«Деформация тел»
Гиззатуллина А. Н.,
учитель физики
МОБУ СОШ №4
Наука – надежда человечества. Физика – наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. Какие закономерности я уже подметила в природе? Уверена я, что это – закономерность? Почему? Учитываю ли я эти закономерности в повседневной жизни? Как учитываю?
Наука – это неустанная работа мысли. Я работала, как естествоиспытатель по такой системе: наблюдения – мысль – опыт – знание. И характер – научной деятельности, как я познала, это вопрос «техники» на ее языке вещей и событий. Язык техники – это язык предметов и явлений. Я познакомилась с некоторыми явлениями природы и техники, проверила исследованиями справедливость наших представлений об устройстве фрагментов мира.
Одной из причин активизации в моей работе является повышенная заинтересованность к точным наукам. Тему я выбрала с учетом ее актуальности, включая объективные возможности по формированию познавательного интереса, а одно из них – экспериментальное обоснование основного научного познания. В мою работу включены несколько объектов исследовательской деятельности: лаборатория филиала УГАТУ, городское автотранспортное предприятие 1577 , НЕФАЗ, НЗНО.
Одной из форм инновационного вовлечения учителей в инновационную деятельность является – это самостоятельная, исследовательская, творческая деятельность над темой.
Целью моей работы является – конкретизация действия закона Гука при изучении раздела «Деформации».
Задача – исследовать действие закона Гука в науке и технике.
В ходе исследовательской работы я обратила внимание на механические свойства конструкционных материалов, получение результатов значений: предел упругости, предел прочности, предел пропорциональности, на пластические характеристики: удлинение и сжатие.
Во время испытания металлов на растяжение я выяснила, что разрывная машина вычерчивает диаграмму растяжения, где понятия приложенная нагрузка и деформации, и что в следствии сложности измерения очень малых величин остаточной деформации, величину предела упругости и предела пропорциональности, считают совпадающими.
Пластическая деформация имеет место в производстве (например, корпусных деталей автомобилей). Изучение практической значимости и действия в технике закона Гука я пронаблюдала и проанализировала, что в качестве материала для изготовления рессор может использоваться композиционной материал имеющий высокий предел упругости (например, такие рессоры установлены на автомобилях различных марок и разной грузоподъёмности: КАМАЗ, Урал, Мерседенс – Бенц – городской маршрут №9 в городе). Функция рессор на автомобилях – амортизация ударов при движении. Рессора является деталью автомобиля, предназначенной для предотвращения концентрация напряжения. Чем больше нагрузка, тем больше возникают в теле напряжения.
Итогом своей исследовательской работы я считаю, чтобы ученики увидели глубокое научное содержание раздела «Деформации», я планирую. Увлекательной формы уроки, внеклассные мероприятия. Проведение производственных экскурсий по физике – это неотъемлемая часть не только процесса обучения, но и развития школьников. Я решаю следующие задачи: образовательные – расширить и углубить, развивающие – анализировать и сопоставлять физические явления и технологические процессы в разрезе физических законов.
Эвристические беседы с обучающимися, дискуссии, сочинения показали, что они расширили свои знания по физике более глубоко ориентируются в технике.
Коммуникативный подход предполагает, что ученик за какое то время становится автором какой либо точки зрения на определенную научную проблему.
«Влияние стимулятора роста Циркон на прорастание
Различных сортов лилий»
Валишина Т. А.,
учитель биологии
МОБУ СОШ №5
Актуальность исследования: эти растения выбраны не случайно. Мы решили исследовать именно их, потому что декоративные растения предоставляют собой огромную возможность для организаций интересной и содержательной, воспитательно-образовательной работы с учащимися, как на уроках биологии, экологии, природоведения, так и на школьных биологических кружках. Необходимо исследовать изучение вопросов о растениях различных семейств уже в начальных классах, учащийся должны иметь представление о растениях семейства лилейных, и учиться распознавать их. Большую роль декоративные цветы играют в эстетическом воспитании учащихся. Нужно научить учащихся беречь и любить растения, природу. Учитель должен прививать эти качества на своих уроках, кружках, практик. Уметь объяснять биологические особенности растения, приёмы правильного ухода за ними.
Целью данной работы является изучение лилейных, изучение методики уроков.
Объектисследования – декоративные и травянистые растения семейства лилейных.
Мы предполагаем, что изучение многообразия лилейных дает учащимся более полное понятие о растениях, о защите природы.
Практическая значимость: изучив материалы о лилиях, дети узнают о многообразии видов, будут расширятся знания учеников о природе, будет развиваться мыслительная деятельность: полученные знания на уроках учащиеся могут использовать и на других уроках.
Сроки исследования: март-август 2009 года.
Задачи:
1. Изучение произрастания различных сортов лилий в условиях г.Нефтекамска.
2. Изучение влияния стимулятора роста Циркон на прорастание различных сортов лилий.
2.1. Изучение влияния стимулятора Циркона на прорастание различных сортов лилии.
Для работы были взяты четыре разных сорта лилий: «Nove Cente», «Medallion», «Montreal», «Lollypop» в каждом сорте две луковицы.
Перед посадкой четыре луковицы каждого сорта были помещены в раствор со стимулятором роста Циркон 0,1 % на 22 часа, а остальные луковицы в воду на это же время. Через 22 часа посадочный материал высаживается в контейнеры со следующим составом грунта 1 : 1 перегноя и песка. Глубина посадки 15 см.
В течение первых трех недель за растениями осуществлялся следующий уход:
1 день – полив;
2 день – рыхление;
3 день - отдых.