Методика проведения подвижной игры с детьми младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра – сознательная активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Значение подвижной игры велико – она оказывает не только оздоровительное воздействие на организм ребёнка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с правилами. В процессе игры активизируется память, представления, развивается мышление, воображение, наблюдательность, обогащается речь детей.

Большое значение подвижные игры имеют в нравственном воспитании. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. При помощи подвижной игры можно воспитать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, точность, плавность движений. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

Задачи:

Младший дошкольный возраст: в 3 года.

1. Приучать детей реагировать на сигналы (зрительные, слуховые)

2. Учить детей активно участвовать в п/игре, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в п/ игре.

В 4 года.

1. Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.

2. Учить согласовывать свои действия с движениями других детей:

начинать и заканчивать одновременно, соблюдать предложенный темп.

3. Принимать активное участие в подвижных играх.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

1. Сбор детей на игру и создание интереса (1-2 мин.)

2. Объяснение правил игры

3. Распределение ролей.

4. Руководство ходом игры.

5. Подведение итогов игры.

Младший возраст. Старший возраст.
1. Приемы для сбора на игру:
§ Использовать худ.слово («Мой веселый, звонкий мяч»). § Элементы костюма. § Звуковые сигналы: бубна, колокольчика. § Внесение различных игрушек, картинок. § Вопросы к детям. «Хотите быть птичками?- летите в гнезда». § Игровой прием: угадайте, кто прячется за моей спиной? § Договориться до начала прогулки о месте сбора на игру, и какой сигнал будет для сбора (удар в бубен, позвать). § Перед выходом на прогулку разделиться на несколько колонн, (по сигналу все собираются в условленном месте) отмечается, какая колонна собралась первой. § Поручить детям (лидерам), собрать товарищей на игру. § Использовать зазывалки (1,2,3,4,5- всех зову я поиграть). § Использование звуковых и зрительных сигналов. § Использование сюрпризных моментов (играть будет тот, кто пробежит под вращающейся скакалкой). § Худ.слово, загадки, стихи.  
2.Объяснение правил игры.
Ведется поэтапно, в ходе игровых действий может быть в форме двигательного рассказа. Должно быть выразительным, эмоциональным. Если в игре есть слова, то специально разучивать их не следует, дети их запомнят в ходе игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей (чаще всего в круг). Если игра новая объяснить правила: -кратко изложить содержание игры, -подчеркнуть правила, используя интонацию, -напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, -разместить играющих по площадке. Если игра знакома, то нужно задать вопросы по содержанию и вспомнить игровые действия.
3. Распределение ролей.
Если игра вновь, то сначала воспитатель берет главную роль на себя. А потом назначает активных детей на роль водящего. Ловишками выбирает тех ребят, которые могут справиться с заданием; за какие-то качества. По считалке, стрелочке, прокрутить кеглю, воспитатель назначает ребенка за быстроту, ловкость; за качество выполнения заданий, сам ребёнок выбирает себе замену; с помощью загадки (кто первым отгадает, тот и ловит); по жребию и т.д.
4. Руководство ходом игры.
Главная задача педагога в игре – стимулировать двигательную деятель-ность детей. Участие воспитателя и руководство игрой необходимо (личный пример). Если ребенок нарушает правила не надо его упрекать, исключать из игры. Необходимо поощрять тех, кто действует правильно, проигравших не назначать ведущими. Держать в поле зрения ослабленных детей, предусматривать для них передышку. Смотреть, чтобы дети не бездействовали. Подсказывать лучший способ действия. Воспитатель подаёт сигналы, произносит слова. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда он сам участвует в игре, если по условиям игры требуется соответствующее число играющих.   Воспитатель смотрит за соблюдением правил, поощряет за решительность, дает советы к рациональному действию, подает сигналы, помогает сменить водящих, регулирует физическую нагрузку.  
5. Подведение итогов игры.
Анализ игры положительный, оптимистичный, конкретный, короткий. Малышей надо обязательно похвалить детей за участие в игре. Отметить детей, которые отличились особой ловкостью, быстротой, соблюдали правила, выручали товарищей, а также тех, кто не соблюдал правила, баловался. К обсуждению игры привлекать детей, это приучает их к анализу своих поступков.




Наши рекомендации