Методика проведения подвижной игры с детьми младшего дошкольного возраста.
Подвижная игра – сознательная активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Значение подвижной игры велико – она оказывает не только оздоровительное воздействие на организм ребёнка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с правилами. В процессе игры активизируется память, представления, развивается мышление, воображение, наблюдательность, обогащается речь детей.
Большое значение подвижные игры имеют в нравственном воспитании. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. При помощи подвижной игры можно воспитать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, точность, плавность движений. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Задачи:
Младший дошкольный возраст: в 3 года.
1. Приучать детей реагировать на сигналы (зрительные, слуховые)
2. Учить детей активно участвовать в п/игре, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в п/ игре.
В 4 года.
1. Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
2. Учить согласовывать свои действия с движениями других детей:
начинать и заканчивать одновременно, соблюдать предложенный темп.
3. Принимать активное участие в подвижных играх.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
1. Сбор детей на игру и создание интереса (1-2 мин.)
2. Объяснение правил игры
3. Распределение ролей.
4. Руководство ходом игры.
5. Подведение итогов игры.
Младший возраст. | Старший возраст. |
1. Приемы для сбора на игру: | |
§ Использовать худ.слово («Мой веселый, звонкий мяч»). § Элементы костюма. § Звуковые сигналы: бубна, колокольчика. § Внесение различных игрушек, картинок. § Вопросы к детям. «Хотите быть птичками?- летите в гнезда». § Игровой прием: угадайте, кто прячется за моей спиной? | § Договориться до начала прогулки о месте сбора на игру, и какой сигнал будет для сбора (удар в бубен, позвать). § Перед выходом на прогулку разделиться на несколько колонн, (по сигналу все собираются в условленном месте) отмечается, какая колонна собралась первой. § Поручить детям (лидерам), собрать товарищей на игру. § Использовать зазывалки (1,2,3,4,5- всех зову я поиграть). § Использование звуковых и зрительных сигналов. § Использование сюрпризных моментов (играть будет тот, кто пробежит под вращающейся скакалкой). § Худ.слово, загадки, стихи. |
2.Объяснение правил игры. | |
Ведется поэтапно, в ходе игровых действий может быть в форме двигательного рассказа. Должно быть выразительным, эмоциональным. Если в игре есть слова, то специально разучивать их не следует, дети их запомнят в ходе игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей (чаще всего в круг). | Если игра новая объяснить правила: -кратко изложить содержание игры, -подчеркнуть правила, используя интонацию, -напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, -разместить играющих по площадке. Если игра знакома, то нужно задать вопросы по содержанию и вспомнить игровые действия. |
3. Распределение ролей. | |
Если игра вновь, то сначала воспитатель берет главную роль на себя. А потом назначает активных детей на роль водящего. Ловишками выбирает тех ребят, которые могут справиться с заданием; за какие-то качества. | По считалке, стрелочке, прокрутить кеглю, воспитатель назначает ребенка за быстроту, ловкость; за качество выполнения заданий, сам ребёнок выбирает себе замену; с помощью загадки (кто первым отгадает, тот и ловит); по жребию и т.д. |
4. Руководство ходом игры. | |
Главная задача педагога в игре – стимулировать двигательную деятель-ность детей. Участие воспитателя и руководство игрой необходимо (личный пример). Если ребенок нарушает правила не надо его упрекать, исключать из игры. Необходимо поощрять тех, кто действует правильно, проигравших не назначать ведущими. Держать в поле зрения ослабленных детей, предусматривать для них передышку. Смотреть, чтобы дети не бездействовали. Подсказывать лучший способ действия. Воспитатель подаёт сигналы, произносит слова. | Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда он сам участвует в игре, если по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Воспитатель смотрит за соблюдением правил, поощряет за решительность, дает советы к рациональному действию, подает сигналы, помогает сменить водящих, регулирует физическую нагрузку. |
5. Подведение итогов игры. | |
Анализ игры положительный, оптимистичный, конкретный, короткий. Малышей надо обязательно похвалить детей за участие в игре. | Отметить детей, которые отличились особой ловкостью, быстротой, соблюдали правила, выручали товарищей, а также тех, кто не соблюдал правила, баловался. К обсуждению игры привлекать детей, это приучает их к анализу своих поступков. |