Классификация методов и приемов обучения детей физическим упражнениям.

Классификация методов и приемов обучения детей физическим упражнениям.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

Метод - (от лат."Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н. Кожухова, 2003).

Прием -составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2005).

Обучение дошкольников метанию. Виды метания, способы, подготовительные упражнения к метанию.

Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Маленький ребенок уже в 8—10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Это движение доставляет малышу удовольствие. Бросив из манежа или коляски погремушку, он всем своим видом, а порой и криком просит подать ее и лишь затем, чтобы сразу же снова бросить игрушку. Эти действия ребенок может повторять неоднократно.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям детей младшего дошкольного возраста.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.


В методику ОРУ входитпостроение детей на ОРУ; способы раздачи и сбора пособий; методы и приемы обучения.


Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала. На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы.

Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу.


В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.

Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ладошки и прятать их... Покажем как гуси машут крыльями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." Называние обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

Методика проведения общеразвивающих упражнений

В средней группе.

В методику ОРУ входитпостроение детей на ОРУ; способы раздачи и сбора пособий; методы и приемы обучения.


Средняя группа. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Как уже говорилось, звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.


В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу)

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место..."

Самый рациональный способ раздачи пособий - разбор пособий по ходу. К ставшим уже привычными кубикам, ленточкам, флажкам добавляются палки и обручи. Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.
В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показв сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

· назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

· показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

· подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";

· обеспечить одновременное начало выполнения, распоряжением: "В правую сторону приготовились, начали!";

· начинать упражнение вместе с детьми, а после 2— 3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;

· обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "и раз, два, три, четыре" при последнем повторении.


Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий.

Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

11. Структура и содержание утренней гимнастики в подготовительной к школе группе.

Теория и методика проведения УГ были разработаны Н.А.Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы ХХ столетия.

Основная цель гимнастики – зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение на весь день.

Значение:

1. Играет важную роль в период перехода от сна к бодрствованию (во время сна нервные клетки отдыхают, организму требуется меньше кислорода, уменьшается частота сердечных сокращений, реже становится дыхание.Проснувшийся человек не готов сразу включиться в активную работу, т.к. состояние заторможенности нервной системы после сна сменяется готовностью к работе в течение 2-3 часов).

2. Во время выполнения утренней зарядки мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Вот почему после зарядки человек уже не выглядит заспанным, лицо приобретает свежесть.

3. Зарядка усиливает кровообращение, углубляет дыхание, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус.

4. Гимнастика – это еще и маленькая тренировка. При выполнении упражнений развивается сила, ловкость, гибкость, выносливость. Систематические занятия укрепляют волю – одно из самых ценных качеств, без которого трудно рассчитывать на успех в любом деле.

Условия, место и время проведения:проводится ежедневно до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

В I мл группе – 5 минут

Во II мл группе – 7 минут

В средней группе – 8-10 минут

В старшей группе – 8-10 минут

В подготовительной - 10-12 минут

Структура:

Начинается утренняя гимнастика с построения, ходьбы. Для профилактики плоскостопия необходимо включить корригирующую ходьбу. Целесообразно разнообразить размещение детей в пространстве, использовать перемещение змейкой, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.

После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в среднем темпе. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений: малыши – в круг, средние – в 2-3 колонны за звеньевыми, старшие - в 2-3 колонны (парами, тройками).

Группа количество дозировка

1 младшая 4 3-4 раза

2 младшая 5 4-5 раз

Средняя 6-7 5-6 раз

Старшая 7-8 6-8 раз

Подготовительная 8 8-10

Методические рекомендации:

Утренняя гимнастика проводится с I младшей группы в хорошо проветренном помещении.

Требования к ОРУ:

· В гимнастику следует включать знакомые движения, не требующие большого умственного напряжения (можно взять комплекс с физкультурного занятия);

· Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро;

· Упражнения должны выполняться в быстром темпе, чтобы вызвать бодрое, оживленное состояние детей;

· Упражнения подбираются для разных групп мышц, из разных исходных положений;

· Следует исключить упражнения одностороннего характера, с незначительной амплитудой;

· 1 комплекс планируется на 2 недели (но с усложнением).

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и бег.

В конце гимнастики планируется продолжительный бег,тренирующий сердечно-сосудистую систему, выносливость. К концу года дозировка этого бега может составлять:

* в младшей группе - 1 минута,

* в средней гр. - 1,5 мин.

* в старшей - 2 минуты

* в подготовительной - 2,5 – 3 минуты.

При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в среднем темпе, а остальные не имеют права обгонять впереди бегущего. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей (потоотделение, покраснение лица, тяжелое дыхание). Уставшим детям можно предложить перейти на ходьбу.

В конце гимнастики проводится ходьба или танцевальные движения, проговариваются слова о пользе утренней гимнастики.

Слова о пользе УГ: Мы зарядку любим очень,

Каждый быть здоровым хочет!

Зарядка всем полезна Пусть летят к нам в комнату

Зарядка всем нужна. Все снежинки белые.

От лени и болезней Нам совсем не холодно

Спасает нас она. Мы зарядку делаем.

Чтобы нам не болеть и не простужаться, Здоровье в порядке-

Мы зарядкой с утра будем заниматься. Спасибо зарядке!

Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично.

Кроме того, общеразвивающие упражнения — благодатный материал для развития детского двигательного творчества, стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.

Построение в колонну по три проводится перестроением через середину площадки. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.

Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.

Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.Качество выполнения упражнений детьми» их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.

Сбор детей на игру

Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие пред­шествовало прогулке и каков ее общий план.

Собрать детей старшего дошкольного возраста для игры можно различными приемами.

1. Так, еще до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки. О том, какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее: об этом можно сказать и после того, как они соберутся для игры.

2. В старшей группе можно иногда воспользоваться и другим приемом — перед выходом на прогулку разделить детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой. В старшей группе можно пору­чить нескольким детям собрать своих товарищей для игры, распределив заранее, кто кого позовет.

Сбор на игру не должен превышать 1—2 минут. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их.

Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, кар­тинки. Можно заранее рассказать детям сказку или про­читать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре.

Объяснение правил игры

После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры и рассказывает ее содер­жание.

При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с деть­ми, но не в центре круга.Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими.

Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рас­сказать самое главное.

Большое значение при объяснении игры имеет инто­нация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствую­щей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.

Распределение ролей

Очень важным моментом при проведении игры являет­ся распределение ролей.

Выделить детей на ответственные роли можно раз­личными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредством считалки или ребенок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя, также можно использоватькеглю, «стрелочку», «перехватки», жеребьевку и др.

Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. При этом нужно следить, чтобы дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы на каждого играющего приходилось целое слово или слове вместе с предлогом.

Например:

Чижик /в клеточке/ сидел/,

Чижик /песни/ громко/ пел и. т. д.

Но нельзя также поручать ответственные и инте­ресные роли всегда одним и тем же детям. Это раз­вивает у одних зазнайство, а у других — неуверенность в своих силах.

Руководство ходом игры

В процессе игры воспитатель следит как за поведе­нием всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он под­держивает у детей во время игры радостное настроение.

Непосредственное участие воспитателя в игре подни­мает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель.

В средней и особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам испол­няет главную роль, а затем передает ее детям. Детей старшей группы воспитатель постепенно приучает к само­стоятельному проведению игры в небольшом коллективе. В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить ее замысла. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется четное число детей, воспитателю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.

При распределении детей воспитатель соединяет бо­лее слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования (например, «Чья колонна скорее соберет­ся»); мальчиков с девочками, так как иногда у мальчи­ков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек — с девочками.

При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них мо­жет пропасть интерес к игре и они не получат доста­точной физической нагрузки.

В ходе игры воспитатель подает сигналы — зритель­ные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определенные слова. Зву­ковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и воз­буждают детей.

Особенное внимание воспитатель уделяет выполне­нию детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила — это определенные требования, которые дол­жны выполняться всеми играющими. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила. Не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играю­щие начинают поддаваться. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Подведение итога игры

Закончить игру можно по-разному. Так, иногда за­канчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выпол­нял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.

Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в ло­шадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т. е. в групповую комнату.

Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место.

Средняя продолжительность игры 5—6 минут в младшей группе, 6—8 минут — в средней и 8—10 ми­нут — в старшей. Общая продолжительность игры счи­тается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее объяснение.

Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их вы­ключать из игры, подчеркивать их болезненное состоя­ние: надо найти им подходящую роль.

Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движе­ния, по построению: одна игра может быть более по­движной, а другая более спокойной, одна круговая, дру­гая врассыпную.

Задачи обучения

Задачи обучения

Дети 5-6 лет

1. Познакомить с инвентарем для игры в настольный теннис, со свойствами целлулоидного мяча; воспитывать бережное отношение к нему.

2. Формировать «чувство мяча», умение держать ракетку и действовать ей, выполнять простейшие упражнения с ракеткой и мячом.

3. Развивать ловкость, глазомер, согласованность, быстроту движений.

4. Учить действовать в парах.

Дети 6-7 лет

1. Дать понятие о настольном теннисе как о спортивной игре, олимпийском виде спорта; познакомить с ее правилами.

2. Формировать простейшие технические приемы (стойка теннисиста, подача, прием мяча) игры за столом, координацию движений.

3. Воспитывать выдержку, настойчивость, умение поддерживать партнерские отношения, согласованность действий при игре в парах, учить ориентироваться в игровой обстановке.

Остановки.

Детей дошкольного возраста следует обучать оста­новке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного оттал­кивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет вто­рой шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

Техника удержания мяча

От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражне­ний и протекание игры. Следовательно, основное внимание долж­но обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

Формирование чувства мяча. При формировании дей­ствий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.

Задача первого этапа обучения — выработка у детей определен­ных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на заня­тиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельно­сти, не ставя целью отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражне­ниях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направ­лены друг к другу, остальные — вверх-вперед.

Правила держания мяча:

1. Мяч держать на уровне груди.

2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.

3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля мяча.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого тара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за поле­том мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движе­нием. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы при­нять положение исходной стойки.

Правила ловли мяча:

1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

2. Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.

Передача мяча.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обу­чать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем — в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз — на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.

Правила передачи мяча:

1. Локти опустить вниз.

2. Бросать мяч на уровне груди партнера.

3. Сопровождать мяч взглядом и руками.

Ведение мяча.

На начальном этапе обучения детям шестилетне­го возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется воз­можность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отско­ком по прямой, с изменением направлений.

При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными паль­цами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.

Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ла­донью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что меша­ет передвижению вперед.

Правила ведения мяча:

1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.

2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.

3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале исполь­зовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими ру­ками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на ме­сте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверен­но, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Бросание мяча в корзину.

Движение при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.

Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча.

Правила броска мяча в корзину:

1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.

2. Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита — прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила при­целивания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150—170 см). Когда они научатся просто добрасы­вать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым спо­собом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.

Классификация методов и приемов обучения детей физическим упражнениям. - student2.ru

Методические рекомендации

С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола в старшей группе в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упраж­нения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими.

В начале обучения внимание ребенка должно быть направлено на качество вы­полнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем можно применять упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения зак­репления правильного навыка. Поэтому в начале обучения сорев­нование ведется на точность выполнения движений между отдель­ными детьми, а в дальнейшем — между группами.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научится пра­вильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Внача­ле детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча пос­ле отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упраж­нениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и переда­вать мяч передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно то правой, то левой рукой и т. д., ко­торые позволяют 'освоить способ накладывания руки на мяч.

После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем — с изменением направления, скорости передви­жения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обуче­нием передачи мяча. Вначале следует дать дошкольникам возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого про­водить занятие.

Для овладения бросками мяча в корзину целесо­образно провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Когда дети научат­ся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить по­пасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого удобна стойка с изменяю­щейся высотой кольца.

Возрастных группах.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста.

Значение

Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение.

Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия.

Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Техника ходьбы на лыжах.

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Техника включает различные способы передвижения вперед, торможения, повороты, преодоления подъемов, спусков.

Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж.

Скользящий шаг–скольжение на лыжах с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой.

Попеременный двухшажный ход. В цикле движения ног можно выделить два основных периода: а) скольжение на одной лыже и подготовка к отталкиванию; б) отталкивание.

Классификация методов и приемов обучения детей физическим упражнениям. - student2.ru Повороты.Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Поворот махом и прыжками в работе с дошкольниками используется редко.

Подъемы.Детям дошкольного возраста более доступен подъем «полуелочкой». При этом одна лыжа ставится по прямой, а другая, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения носков наружу на внутренние ребра.

Спускиможно выполнять из основной, высокой и низкой стоек. Торможение «плугом» используется главным образом на пологих склонах при небольшой скорости. При торможении «плугом» лыжник, смыкая носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени друг к другу. Лыжи ставятся на внутренние ребра.

Торможение «полуплугом», или упором, очень удобно при спуске с гор наискось.

Значение

Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног. У малышей слабы мышцы стопы, голеностопные суставы. При катании на коньках чередуется напряжение с расслаблением мышц ног, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.

Во время занятий ребенок дышит свежим, прохладным воздухом, в результате чего повышается сопротивляемость простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, ангиной и т. д.

Систематические занятия катанием на коньках благоприятно отра­жаются на развитии вестибулярного аппарата. В результате тре­нированности улучшается способность удерживать равновесие на одной ноге.

Занятия катанием на коньках способствуют воспитанию таких ценных черт характера, как смелость, решительность, уверенность в своих силах.

В ДОУ обучение катанию на коньках рекомендовано с 5-6 летнего возраста. Т.И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему.

А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что уже с 3 лет дети могут научиться скользить по льду на коньках и совершать простые элементы фигурного катания, но в условиях детского сада требуется квалифицированное руководство, чтобы предупредить возникновение травматизма.

Л.Н.Пустынникова считает, что старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках т.к. в этом возрасте дети могут сохранять равновесие, правильно держать туловище, согласовывать движения рук и ног, соблюдать направление толчка. У них улучшается моторная память и речь.

В ГДР, США, Канаде детей начинают обучать катанию с 4-летнего возраста. В Канаде даже существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполнится 3 года. К 5-6 годам он уже неплохой хоккеист.

Классификация методов и приемов обучения детей физическим упражнениям. - student2.ru Методические рекомендации

Одежда детей должна быть легкой, достаточно теплой и не стес­няющей движения. Сначала надевают трикотажные рубашку и тру­сы, затем— хлопчатобумажные колготки и рубашку из плотной ткани, а сверху — свитер и тренировочные шерстяные брюки или рейтузы. Врачи рекомендуют, чтобы было три слоя одежды. На ноги надевают сначала простые, затем шерстяные носки. Если ботинки несколько велики

Наши рекомендации