Б. Преимущественно социальная и эмоциональная депривация

Другую форму экспериментального подхода квопросу депривациипредставляет ограничение изменчивости социальной среды.

Опыты с социальной изоляцией отдельных лицпроводил, например, Ормистон (1958) таким образом, что 10 летчиков было заперто в течение 48 часов, причем каждый из них находился в специальной кабине, где он мог передвигаться, курить, говорить с контрольным работником и где вопределенное время он работал, выполняя разные задания. Контрольная группа из 10 других летчиков оставались в таких кабинах лишь во время заданий. Что касается уровня интеллекта, то между группами не было различий, однако у исследуемой группы проявлялась повышенная раз­дражимость и некоторые нежелательные формы поведения, которые обычно остаются под сознательным контролем.

В качестве примера экспериментов с изоляцией малых социальных группможно привести работу Хейторна, Алтмана и Майерса (1965). В со­ответствии с различными критериями они выбрали несколько пар добро­вольцев из числа моряков, которые затем проводили 10 дней совместно. Они были заперты внебольшом помещении, где ели, спали и работали по инструкциям, которые давались но радио. Часть дня посвящалась уборке помещения и свободной деятельности. Контрольная группа по­кидала помещение после окончания рабочих заданий. Проективные испы­тания показали, что ограничение вызвало у испытуемых реакции тревож­ности и напряжения. Данная реакция была, однако, значимо обусловлена составом изолированных пар и, прежде всего, потребностью у отдельных участников проявить себя и показать достижения.

Подобные интересные опыты проводились с будущими работниками полярных научных станций, с космонавтами, с членами команд подводных лодок и т. п.

В качестве примера изоляции крупных социальных группД. П. Шулц приводит два эксперимента Рассмуесена (1963) со 100 добровольно при­нявшими участие моряками в специально приспособленном блиндаже, пространство которого занимало не больше 1/10 жизненного пространства атомной подлодки. В первом эксперименте в блиндаже были поставлены условия «зимы», тогда как во втором условия «жаркого лета». Эксперименты продолжались всегда 2 недели, а испытуемым не сообщалось, в течение какого периода времени они будут содержаться совместно запертыми, причем им также не обещали вознаграждения, чтобы был таким образом исключен данный вид мотивации. Наибольшее число испытуемых жало­валось на недостаток воды и невозможность мытья. В зимнем эксперименте второе место занимала жалоба на питание, в летнем эксперименте на жару, влажность, грязь и т. д. Высоко поднявшаяся раздражительность оценива­лась как основная неприятность из числа психических факторов. В общем, однако, в качестве неприятных проявлялись, скорее, вещественные усло­вия, чем само по себе присутствие других людей.

Социальную изоляцию целой четырехчленной семьив условиях не­большого подземного бомбоубежища в течение 14 дней изучали С. Е. Клив­ленд с сотр. (1963). Они не обнаружили никаких изменений в действенно­сти интеллекта, но установили явные перемены настроения, соответствую­щие повышенной раздражительности и депрессии. В первые дни изоляции колебания настроений у отдельных членов группы протекали параллельно, т. е. все разделяли подобные чувства. Начиная с 11 дня семейная эмпатия, однако, распадается, связь между сдвигами настроений у отдельных членов семьи является незначительной или, наоборот, негативной (депрессия у од­ного отвечает эйфории у другого). Несмотря на это, через два месяца после окончания эксперимента семья сообщает о более глубоком осознании единства: две недели, проведенные совместно в изоляции от внешних влияний, привели к указанному укреплению эмоциональной близости.

Влияние социальной депривации на поведение детей дошкольного воз­растаизучал в нескольких изобретательных экспериментах Д. Л. Гевирц со своими сотрудниками. В первом исследовании вопрос касался не четкой социальной изоляции, а лишь различной степени, в какой взрослый че­ловек находится в распоряжении ребенка.

В других экспериментах дети из детского сада бросали шарики в одно из двух отверстий. Забрасывание в левое отверстие, которое сначала было менее частым, можно было «подкрепить» (т. е. сделать более частым) похвалой («хорошо»). Оказалось, что действенность подобного подкрепле­ния значимо повышалась после 20 минут социальной изоляции (когда ребенок ждет один в помещении, в то время как экспериментатор «чинит игру» в соседней комнате). Наоборот, действие похвалы снижается после предшествующего двадцатиминутного периода частого одобрения и вы­ражения восхищения. Авторы заключают, что как ситуация, при которой взрослый находится в распоряжении ребенка в малой степени, хотя и при­сутствует лично, так и ситуация действительной, хотя и кратковременной изоляции, означают недостаток социального подкрепления. Социальные инстинкты действуют, согласно этому, после депривации или насыщения подобно «первичным аппетитным инстинктам» (голод, жажда и т. д.).

В последующих опытах интерес экспериментатора сосредотачивался не столько на депривации социального подкрепления в целом, сколько на вопросе: каким образом подкрепление воздействует на определенное социальное поведение ребенка. Данная проблема имеет основное значение для развития социализации ребенка. Г. Л. Рейнголд, Д. Л. Гевирц и Г. В. Росс (1959) изучали, например, как изменяется частота голосовых про­явлений («гуканье») грудных детей из детских учреждений под влиянием социального подкрепления. В двух экспериментах, тождественные резуль­таты которых подтверждают их серьезное значение, они наблюдали за чи­слом вокализаций у 21 трехмесячного ребенка в течение 6 дней. В пер­вые два дня экспериментатор несколько раз в день на три минуты наклонялся над ребенком с лицом без какого бы то ни было выражения и постоянно неизменным, а наблюдатель отмечал число голосовых про­явлений. В следующие два дня экспериментатор, также склоненный над ребенком, реагировал на каждое спонтанное проявление ребенка тотчас же улыбкой, причмокиванием и поглаживанием ребенка по животику. В последние два дня повторялись первоначальные экспериментальные условия. Оказалось, что в результате социального подкрепления, сле­дующего за спонтанным голосовым проявлением ребенка, их количество в течение двух дней повысилось от первоначального уровня на 86%! В течение последних двух дней, когда подкрепление прекратилось, ко­личество вокализаций снова возвращалось к первоначальному уровню. Подобный результат такой оперантной условной выработки посредством социального подкрепления получила II. Брикбилл (1958): четырехмесячные грудные дети в ее опыте значительно повышают число улыбок, когда последние подкреплялись социальным ответом взрослого. Понятно, что мать, которая оживленно отвечает на улыбку или гуканье ребенка, сти­мулирует его социальное развитие совершенно иным образом, чем холод­ная, безучастная мать или обслуживающая сестра.

Экспериментальный подход к вопросу депривации, хотя он система­тически развивается лишь в течение последних десятилетий, оказался весьма плодотворным и многообещающим. Хотя данные, собранные в опы­тах над животными или взрослыми людьми, нельзя непосредственно пе­реносить на клиническую проблематику депривированных детей, а экс­периментирование с детьми может включать лишь самые слабые формы депривации, все же некоторые данные отличаются общей действенностью и способствуют пониманию теоретических вопросов, которые мы намере­ны рассмотреть в следующей главе.

Наши рекомендации