Краткая социально-экономическая характеристика Индии

Место и роль на мировом рынке

Индия — одна из ключевых развивающихся стран мира, ядро региона Южной Азии. Обладая очень крупным экономическим потенциалом (входит в число первых 15 стран мира по объему ВВП), Индия остается одной из беднейших стран мира.

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Национальная валюта – рупий. Столица - Нью-Дели.

В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару. Однако аналитики подчеркивают, что экономика страны перегрета, а столь стремительное укрепление рупии сыграет против индийских экспортеров.

Главные конкуренты индии – Китай, Япония, Южная Корея, Индонезия, Вьетнам.

Хотя в Индии по-прежнему трудно заниматься бизнесом, некоторые транснациональные компании сделали на нее большую ставку в надежде извлечь выгоду из упомянутых глобальных перемен. General Motors и Motorola собираются строить заводы на западе и юге Индии. Южно-корейская Posco и голландская Mittal Steel объявили о планах основать мощные металлургические комбинаты на востоке страны, где индийская компания Reliance скоро построит одну из крупнейших в мире электростанций.

Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный «бездонный» внутренний рынок. Экспорт составляет около 13% ВВП.

В структуре индийского экспорта основные позиции занимают текстиль (пряжа, ткани и одежда — 24%); сельскохозяйственные и продовольственные товары — 8%; драгоценные камни и ювелирные изделия — 17%; машинно-техническая продукция, кожа и изделия из нее, медикаменты и фармацевтические товары.

Наиболее крупные торговые партнеры Индии в 1997—1998 гг. (в процентном отношении) в экспорте: США — 19, Великобритания — 6, Сянган — 5,8, Япония — 5,6. В индийском импорте преобладает продукция США (9,5%), Великобритании, Бельгии и ФРГ (по 7%).

Доля России в совокупном внешнеторговом обороте Индии составляет около 2% (2,2% экспорта и 1,3% импорта). Индия импортирует из России минеральные удобрения, черные и цветные металлы, бумагу, а экспортирует сельскохозяйственные товары (45% экспорта), в том числе чай, кофе, табак, а также текстиль (17%), медикаменты (8%).

Кластерная принадлежность

Индия - очень многонациональная и своеобразная страна, ее не относят к определенному кластеру и выделяют ее отдельно, так же, как и Россию.

Основные культурообразующие факторы

Разнообразие природных условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися веками специфическими культурно-этническими традициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны, многоукладность экономики — эти и другие факторы обусловили чрезвычайно сложный характер территориальной и культурной организации индийского общества.

Подчинение по вертикали

В Индии принято иерархическое строение общества, при котором обязательно строгое подчинение по вертикали, однако от начальника ждут не только приказов, но и заботы о своих подчиненных. В семье старшему сыну, как правило, не приходится решать, кем ему быть. Он рожден, чтобы продолжить дело своего отца. И отец должен подготовить его к этому – прежде всего, дать ему надлежащее образование. В семейном бизнесе, особенно в торговле, работают очень много, не обращая внимания на время. Главное – добиться необходимого результата.

В густонаселенной Индии люди привыкли жить бок о бок, и большие очереди и давки в общественном транспорте не доставляют им большого неудобства. Они относятся к тактильным нациям, но все же существуют определенные ограничения, в частности классовые, не позволяющие слишком открыто проявлять чувства на публике.

Индийцев не считают пунктуальными, но отношение ко времени у них различно и зависит от социальной принадлежности.

Индийцы довольно коммуникабельны, и стиль их общения напоминает обмен любезностями. Однако они всегда четко знают, что им нужно, и умеют добиваться поставленной цели.

На деловых встречах обычно используется английский язык, причем это несколько устаревший вариант эпохи королевы Виктории, отличающийся возвышенным стилем и изобилующий разного рода эвфемизмами.

Такой стиль общения направлен на то, чтобы сначала расположить участников встречи и поближе познакомиться с ними. Затем индийцы стараются узнать точку зрения собеседника. Их реакция на предложение, как правило, положительная и допускает некоторые уступки.

Когда оппонент считает, что договоренность достигнута, индийцы могут предложить некоторые дополнения и несколько изменить условия, в результате они обычно добиваются заключения сделки на выгодных для себя условиях.

Особенно искусны индийцы в переговорах, касающихся купли или продажи.

Если вы хотите, чтобы индийцы вас внимательно слушали, будьте красноречивы и проявляйте почтение к аудитории. Им нравятся длинные речи и красивые выражения, и они готовы долго слушать говорящего, чтобы установить дружеские отношения, на основе которых позже можно будет строить деловое сотрудничество.

На первый взгляд, они кажутся легкой аудиторией, но их радушие не нужно переоценивать. При разговоре с индийцами лучше избегать иронических, тем более саркастических высказываний и не пытаться оказывать на них сильное давление.

Для успешного общения с индийцами необходимо знать основные положения индуизма и не нарушать его законы.

Советы:

– помните, что наряду с индуизмом в стране большое распространение получило мусульманство, и что между ними существует соперничество;

– наберитесь терпения, азиаты не любят решать вопросы быстро;

– сконцентрируйтесь на отношениях между людьми, они ценят отношения выше, чем конкретную сделку;

– индийцы могут смириться с потерями, если они приведут к будущим победам, поэтому не стоит обольщаться их уступками;

– прибегайте к их помощи, если хотите завоевать индийский рынок;

– при обсуждении деловых вопросов избегайте затрагивать политические и идеологические темы;

– не стесняйтесь проявлять сочувствие и сопереживание, когда ваш индийский партнер попадает в затруднительное положение;

– проявляйте уважение к пожилым людям;

– сказанное слово в Индии часто ценится больше, чем написанное, имейте это в виду при разговоре и подписании контрактов.

Гостеприимство

При посещении индийского дома можно захватить с собой подарок. Хоть это и необязательно, но его примут. Для пожилых людей можно принести фрукты, а для детей – цветы. Хозяева оценят также и сувенир с вашей родины. Принимая у себя гостей, индийцы всегда предлагают им закуски и напитки. Представители некоторых индийских культур, особенно индуизма, считают, что постороннего человека, пришедшего без приглашения, следует принять с наивысшим гостеприимством: они верят, что их Бог может войти к ним в любом обличье и в любое время. В гостях не садитесь за стол, пока хозяин не укажет вам ваше место. По окончании обеда оставляйте немного еды на тарелке, чтобы показать хозяину, что вы сыты. Пустая тарелка говорит о том, что вы ещё не наелись.

Общение

В Индии не возбраняется быть любопытным и задавать чрезвычайно личные вопросы. Возможно, и вас будут досконально расспрашивать о вашем собственном образе жизни. Если вы неженаты, вы можете вызвать к себе определенную долю жалости. Очень вероятно, что вас будут расспрашивать о вашей семье, вашем общественном положении и даже заработной плате. Не обижайтесь, потому что такое любопытство работает в двух направлениях: индиец также будет рад ответить на ваши вопросы о его культуре и личной жизни. Так вы оба обогатите свой жизненный опыт.

Бизнес

Имейте в виду, что дела бизнеса в Индии обсуждаются в более тихом и неофициальном месте, чем, например, в США. Будьте пунктуальными, но знайте, что позднее начало встречи - это нормальное явление, которое не считается знаком неуважения. Будьте открытыми и гибкими. В Индии принято договариваться, а упрямство производит плохое впечатление на окружающих. Постарайтесь завести знакомство через третье лицо. Это добавит доверия к вашей персоне, потому что индийцы предпочитают хорошо познакомиться с человеком, прежде чем завязывать с ним деловые отношения. Назначьте встречу в письменном виде заранее, за один или два месяца до намечаемого события. Подтвердите ваши намерения и удостоверьтесь, что её не отменили в последнюю минуту. Поддержите ознакомительную беседу. Это распространенное явление, и не удивляйтесь, если во время первой встречи вы не затронете вопросы бизнеса. Заранее отправьте партнерам повестку дня и другие информационные материалы. Назначьте дополнительную встречу, чтобы обсудить предыдущее совещание и поговорить о следующих шагах.

Краткая социально-экономическая характеристика Индии

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океана, и на большей части Индо-Гангской низменности. Помимо материковой части в состав ее входят острова - Лаккадивские в Аравийском море, а также Андаманские и Никобарские в Бенгальском заливе. Индия граничит с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш и Мьянмой. Особенно велика протяженность индийско-китайской границы, она по главному Гималайскому хребту.

Наиболее важная особенность физико-географического положения страны — расположение преобладающей ее части в пределах жаркого климатического пояса Земли. Сезонность выпадения осадков определяет условия ведения сельского хозяйства. Хотя температурный режим позволяет выращивать очень широкий спектр культур и на значительной территории собирать по 2—3 урожая в год. Природно-ресурсный потенциал Индии велик и разнообразен. Это прежде всего обширные земельные ресурсы, в том числе плодородные аллювиальные почвы бассейнов Инда, Ганга и Брахмапутры. Среди полезных ископаемых выделяются запасы высококачественной железной руды (около 18 млрд. т), значительны также месторождения марганцевой (128 млн. т) и хромовой руд (136 млн. т). Имеются также крупные запасы бокситов, цинка и особенно титана. Мировое значение имеют ресурсы слюды, графита, барита, бериллия.

Среди развивающихся стран по общим запасам каменного угля (более 192 млрд. т) Индия уступает лишь Китаю. Запасы коксующихся углей и нефти ограничены.

Вместе с тем для развития ядерной энергетики страна обладает крупнейшими запасами тория и весьма значительными — урана.

Вследствие большого разнообразия природных условий в Индии представлены почти все виды почв земного шара. Однако наиболее распространенными являются следующие четыре типа: аллювиальные почвы Индо-Гангской равнины и прибрежных низменностей; красноземы, (глинистые черноземовидные почвы, сформировавшиеся на базальтовых лавах), господствующие в полуостровной части Индии, и, наконец, латериты (представлены на сильно увлажненном юго-западном побережье и в предгорьях).

Большую экономическую значимость сохраняют леса, особую ценность представляют, в частности, гималайский кедр, сал, тик, сандаловое, розовое, камфорное, атласное и железное деревья, многие виды пальм, бамбука и др.

Серьезной проблемой Индии является водообеспечение населения и хозяйства. Преобладающая часть жителей деревень и городов страны пользуется загрязненными источниками воды, а обширные территории Декана, северо-западной части страны вообще страдают от недостатка влаги.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20 процентов от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость более 50% населения. В последние 35 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земель. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Сельские районы, где живет почти 70 процентов от населения страны, тоже столкнулись с быстрым ростом рынка в последние годы, в значительной степени благодаря сельскохозяйственному росту, перераспределению дохода, и наплывом аудиовизуальных средств информации.

Производственный сектор.После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индии с целью использования преимущества улучшенного финансового климата. Индия является одним из самых больших рынков в мире, предлагающим продукты массового потребления типа одежды, обуви, моющих средств, масла и т.д.

Финансовый сектор.Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью.

Сектор услуг.Главный толчок к промышленному росту исходил из сектора услуг. Услуги составляют 41% от валового национального продукта. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам. Финансовые услуги, программными услугами или бухгалтeрские услуги, этот сектор высоко профессионален и является главным стимулом к экономическому развитию.

Население.Индия — вторая по населению страна мира. Ежегодно в Индии прибавляется 17 млн. чел. В данный момент в стране значительно сократилась смертность населения, это достигнуто благодаря массовой вакцинации населения, предотвращению эпидемий, распространению недорогих, эффективных лекарств, производимых отечественной промышленностью. Однако продолжение демографического взрыва осложняет все стороны жизни великой страны, замедляя и затрудняя ее социально-экономический прогресс. Индия была первой страной мира, которая уже в 1952 году провозгласила национальную программу планирования семьи. Однако реализация затрудняется неграмотностью, социально-экономической отсталостью и религиозными предрассудками.

По данным ЮНИСЕФ, каждый третий неграмотный проживает в Индии, и она остается самой неграмотной страной мира.

Большое значение для реализации программы планирования семей имеет положение женщины. В Индии, как и во многих других странах Азии, женщин меньше, чем мужчин, причем эта диспропорция возрастает. Средний возраст вступления в брак для мужчин около 22 лет, для женщин – 15-17 лет.

Индуизм проповедует здесь 82% населения. Это древняя, сложная система религиозных взглядов, включающая поклонение многочисленному пантеону богов во главе с Вишну и Шивой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие. В качестве священных считаются реки (Ганг), животные (корова), растения (лотос) и др. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ по законам кармы (судьбы) – воздания за добродетельное или дурное поведение в «этой» жизни, включая соблюдение кастовых бытовых правил. Касты, или «джати» представляют группы наследственной профессии или иерархической организации. В Индии насчитывается около 3500 каст и подкаст. Конституция 1950 года провозгласила равноправие всех каст, включая «неприкасаемых». Но кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

Однако, Индия остается одной из крупнейших мусульманских стран мира, в которой численность приверженцев ислама превышает 95 млн. чел. – около 12% населения страны.

Сикхи (2%) сосредоточены в Пенджабе, но встречаются по всей Индии. Это приверженцы сикхизма – секты индуизма, превратившейся в XVI-XVII вв. в самостоятельную религию с единобожием, отрицанием каст и признанием равенства сикхов перед богом. Сикхи- мужчины постоянно носят чалму, под которой искусно укладывают волосы, которые не стригут в течение всей жизни. Основатель религии гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступил против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей. Сикхизм привлек к себе крестьян признанием всех людей равными перед богом. Чтобы выделить себя среди индусов и мусульман, сикхи носят "пять К": кеш (длинные волосы), кара (стальной браслет), качха (короткие трусы), кангха (гребень), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и густые бороды сикхов нельзя незаметить в индийской уличной толпе. Сикхи жизнерадостны и предприимчивы. Все мужчины сикхи- добавляют к своему имени приставку "сингх" - лев, а женщины "каур" - львица.

Индия – родина буддизма. Но в стране приверженцы этой религии составляют лишь 0,8% населения. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

В индии живут немногочисленные общины христиан (2,3%населения).

Разнообразие индийских этносов с трудом поддается описанию и даже исчислению. Согласно одной из самых детальных переписей населения Индии, проводившейся в 1961 г., в стране насчиты­валось около 1600 языков. Интересно, что присутствует язык андро, на котором говорил один человек («одинокая душа») и язык нора, на котором разговаривали двое. В Индии к настоящему времени сформировалось около 30 крупных этносов (с населением более 1 млн. человек). При этом два очень крупных этноса Южной Азии — бенгальцы и пенджабцы. Крупнейшими по численности народами современной Индии являются хиндустанцы (более 300 млн. человек), бенгальцы, телугу, маратхи и тамилы (от 50 до 90 млн. человек каждый). Доля в общем числе жителей страны хиндустанцев, самого многочисленного из них, составляет около трети.

Государственными языками Индии провозглашены хинди (с алфавитом деванагари) и английский. Конституцией страны закреплено особое положение 18 крупнейших языков (в том числе и хинди), из которых 12 служат официальными языками различных штатов. А также используется язык урду, официальный язык Пакистана, является одним из диалектов хинди, но имеет внедренный мусульманами арабский алфавит и включает много арабских и персидских слов.

Государственное устройство.Индия — федеративная республика (26 штатов, в том числе столица Дели, и 7 союзных территорий, последние включают небольшие бывшие колониальные анклавы и мелкие острова). Независимость Индии провозглашена 15 августа 1947 г. В соответствии с конституцией, принятой 26 января 1950 г., высшим органом законодательной влас­ти является парламент. Главой государства является президент республики, избираемый сроком на пять лет.

Наши рекомендации