Какие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья удовлетворяют креативные телесно-ориентированные практики двигательной активности?
Креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры – компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства.
Элементы системы креативных телесно-ориентированных практик используются в формокоррекционной ритмопластике, сказкотерапии, психиатрии и психоанализе, в системе психосоматической саморегуляции др.
Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.
25. Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях (дошкольных и школьных) с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.
26. Краткая история развития адаптивной физической культуры за рубежом.
1. Развитие реабилитационного спорта в мире приходится на 1948—1959 гг. с начала создания реабилитационных центров.
2. Это направление получило подтверждение и развитие почти во всех государствах на планете как незаменимое и универсальное средство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
3. В настоящее время, получив признание и дальнейшее развитие, реабилитационный спорт существует как самостоятельное направление.
4. В 1960 г. прошли первые Олимпийские игры для инвалидов с поражением органов опоры и движения, что послужило основанием для возникновения нового, более совершенного этапа физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов — спорта инвалидов.
5. Как в свое время лечебная физическая культура, оставаясь самостоятельной дисциплиной, дала жизнь реабилитационному спорту, таки реабилитационный спорт, сохранив свое своеобразие, необходимость, заложил основу спорта инвалидов.
27. История и становление системы специального образования в России.
История становления и развития отечественной системы специальных образовательных учреждений чрезвычайно коротка и своеобразна. Ее возникновение приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а окончательное оформление происходит в советский период. Таким образом, история государственной системы специального образования насчитывает чуть более полувека, а в отдельных областях специального обучения (например, обучение детей с задержкой психического развития) лишь 20 - 25 лет. Вместе с тем процесс развития системы был достаточно интенсивным и поступательным по своему характеру. На базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского плодотворно разрабатывались теоретические основы специальной психологии и педагогики по разным ее направлениям, развивалась дифференцированная система специального образования. От трех типов учебных заведений для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, действовавших в 30-х гг., система подошла к 8 типам специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития) и 15 типам специального обучения (1991). Была организована система дошкольного воспитания и обучения аномальных детей. Все специальные школы, за исключением вспомогательных (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы. Рост количества специальных образовательных учреждений, дифференцированный характер национальной системы специального образования, цензовость специального образования, высокий уровень разработки теоретических основ обучения определенных категорий аномальных детей казались достаточно вескими основаниями для позитивной оценки результативности системы, адекватности и эффективности выбранных направлений ее развития и оптимистического прогноза в целом
28.Система обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации их инклюзивного образования. В Российской Федерации за последние годы сложилась следующая система образования лиц с ОВЗ: l служба ранней диагностики и сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии; l дошкольные образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ; l образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ; l специальные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общеобразовательных организациях; l обучение в классах общеобразовательных организаций совместно с нормально развивающимися детьми (инклюзивное образование); l профессиональное образование лиц с ОВЗ
29. Связь адаптивной физической культуры с медициной, анатомией, физиологией, биомеханикой, теорией и методикой физической культуры.
30. Принципы адаптивной физической культуры.
Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.
· Принцип гуманистической направленности;
· Принцип непрерывности физкультурного образования;
· Принцип социализации;
· Принцип интеграции;
· Принцип приоритетной роли социума.
Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.
· Принцип научности;
· Принцип сознательности и активности;
· Принцип наглядности;
· Принцип систематичности и последовательности;
· Принцип прочности.
Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующим является теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.
· Принцип диагностирования;
· Принцип дифференциации и индивидуализации;
· Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса;
· Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;
· Принцип учета возрастных особенностей;
· Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.