Интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Тема 4. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

План

1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной

реабилитации инвалидов

2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц

с отклонениями в состоянии здоровья

1. Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализа­ции образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей предполагает обя­зательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.

Физическая реабилитация является базой, основой любого вида ре­абилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-куль­турной и др.). Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фун­даментальным свойством живого – биологической адаптацией к усло­виям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную актив­ность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия – непременный атрибут совре­менной цивилизованной жизни – стала одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения. Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функциониро­вании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.

И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный па­ралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими пре­пятствиями для полноценной двигательной активности. Однако – препятствием, но не запретом, исключением.

Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию детей-инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, вра­чей, других вспомогающих специалистов, в том числе – по адаптивной физической культуре.

Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной тео­ретической подготовке и, главное, при желании могут сами организо­вать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).

Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представи­телей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте.

Дефицит движений приводит к ряду негативных изменений:

– снижается функциональная активность органов и систем и нару­шаются регуляторные механизмы;

– происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата и в особенности его нервно-мышечного и кост­ного компонентов;

– нарушаются обменные процессы;

– уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных, как мышцы живота, спины), что неблагоприятно отражается на функ­циях кровообращения, пищеварения, дыхания;

– снижается сердечная деятельность, что приводит к изменениям по типу атрофии и уменьшению энергетического потенциала;

– уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция как в покое, так и, особенно, при физической работе;

– нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор­фофункциональные изменения в организме человека.

Кроме этого, дефицит движений отрицательно сказывается не толь­ко о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуаль­ных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-пси­хических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функ­ционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и си­стем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схе­му своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу.

Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологичес­ких групп является «борьба» с последствиями вынужденной малопод­вижности, активизация деятельности всех сохранных функций и сис­тем, организма человека, профилактика огромного количества болез­ней, зарождающихся в результате гиподинамии.

И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптив­ная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двига­тельная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).

Практически не существует видов заболе­ваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определе­ния нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоле­ния психологических комплексов неполноценности (чувства эмоцио­нальной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.),

Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентирован-ных практик: психосоматическая саморегуляция, рит­мопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-воле­вую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.

Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилита­ции инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.

Существует большое количество различных авторских методик кор­рекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детско­го церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмо­ционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и це­лого ряда других заболеваний;

Однако эти методики настороженно воспринимаются традицион­ной медициной, представителями специального образования.

Четвертая проблема комплексной реабилитации инва­лидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные по­требностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррек­ции или восстановлению.

В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком примене­нии вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физи­ческой помощи и страховки, других методических приемов.

Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному разви­тию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.

2. Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы.

Выделяют три крупных группы факторов социализации. Первая – макрофакторы, которые являются ус­ловиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, пла­нета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая – мезофакторы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья – микрофакторы – семья, школа (сис­тема образования), общество сверстников и другие.

Социализирующая роль физической культуры, и особенно адап­тивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социаль­ной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно.

Адап­тивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, спо­собствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привы­чек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обста­новке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собствен­ные интересы – интересам команды.

Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, ре­жим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивно­го коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель.

Основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе – облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, формирование его личностной идентичности.

Чтобы могла сформироваться такая «личностная идентичность», человек должен обрести пять основных качеств:

– эмпатию (способность глубоко, как свои собственные, понимать требования и ожидания других людей);

– языковую компетентность, то есть умение хорошо владеть языком;

– когнитивные способности (например, способность к абстрактно­му мышлению);

– толерантность к неоднозначности (способность, позволяющая адекватно реагировать на противоречивые требования и выносить раз­личного рода фрустрации);

– чувство ролевой дистанции.

Важнейшим фактором социализации яв­ляется семья. В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведения, привычки. Ребенок и сознательно, и бессознательно воспри­нимает множество установок родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Семья мо­жет самым различным образом повлиять на отношение ребенка к физи­ческой активности и установку на двигательную деятельность – и спо­собствовать или препятствовать физической социализации.

Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптив­ной физической культуре:

1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (преж­де всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;

2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, что­бы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социали­зирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.

Наряду с семьей большое значение на процесс социализации ребенка оказывает школа, сама «атмосфера» школы, личностные ка­чества учителей, их представления о социально-нормативном поведении.

Гуманизация образования требует отношения к индивиду как целостному существу, развивая и воспроизводя, кроме интеллекта, все способности его духа – веру в исцеление, надежду, эмпатию, чувство красоты, эмоциональное отношение к миру. Образование как образ жизни должно быть личностным – духовным и физическим.

В процессе занятий адаптивной физической культурой человек не только социализируется и образовывается (укрепляет и совершенствует остаточное здоровье, корректирует свои дефекты, вырабатывает меха­низмы компенсации, осваивает те или иные социальные роли, функ­ции и т.п.), но и формирует социальное пространство – самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, проектирует и строит соб­ственную деятельность, социальное окружение.

Помимо се­мьи и школы специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура (особенно при реализации креативных, художественно-музыкальных, телесно-ориен­тированных практик), общество (особенно влияние средств массовой информации), социальную принадлежность, пол, сообщество сверст­ников и другие факторы.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гиподинамии?

2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужден­ной малоподвижностью и мобильностью инвалидов.

3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в пре­одолении психологических комплексов неполноценности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной физической культуры.

5. Как вы понимаете термин «социализация личности»?

6. Какова роль семьи в социализации ребенка?

6. Как вы понимаете гуманизацию специального образования?

Наши рекомендации