Какие формы организации занятий используются в адаптивной физической культуре?
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
• уроки образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
• уроки коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
• уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем;
• уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);
• уроки спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
• уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
13. Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в России.
С нарушением зрения:
-нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,
-слабость дыхательной мускулатуры.
-нарушение пространственных образов,
- самоконтроля и саморегуляции,
- координации движений.
-болезни органов дыхания,
-сердечнососудистой системы, обмена веществ, неврозы.
-заболевания органов слуха,
- минимальная мозговая дисфункция.
- быстрая утомляемость
С нарушением интеллекта:
-дисплазия,
-нарушение окостенения,
- осанки,
-деформация стопы и позвоночника,
- дисгармоничность физического развития,
- нарушение координации движений.
-Врожденные пороки сердца,
-заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения.
-снижение силы и подвижности нервных процессов,
-нарушение познавательной деятельности, высших психических функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС
С нарушением опорно-двигательного аппарата:
Церебральное:
-Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики.
-Остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры.
-Дисгармоничность физического развития.
-Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов.
-Нарушения зрения, слуха, интеллекта.
-Низкая работоспособность.
Спинальное:
-Полная или частичная утрата движений, чувствительности.
-Расстройство функций тазовых органов.
-Нарушение вегетативных функций, пролежни.
-Остеопороз.
-При высоком (шейном) поражении — нарушение дыхания, ортостатические нарушения.
-При вялом параличе — атрофия мышц.
-При спастическом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.
Ампутационное:
-Нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы.
-Уменьшение массы тела, сосудистого русла.
-Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры.
-Нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение.
-Снижение общей работоспособности.
-Фантомные боли.
С нарушением слуха:
-дисгармоничность физического развития,
- нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы.
заболевания дыхательной системы,
- вегетативно соматические расстройства,
-нарушение функций вестибулярного аппарата,
- задержка психического и моторного развития,
-нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения.
-быстрая утомляемость,
-нарушение ритмичности движений,
-равновесия,
-реагирующей способности,
- пространственно-временной дифференцировки
14) Государственные органы управления физической культурой и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами инвалидов.
15) Краткая история развития адаптивной физической культуры в нашей стране.
-Кафедра в Санкт-Петербурге 1995 год имени Лесгофта
-Научный процесс
-Создавались концепции
-Нормативно-правовой документ по АФК
-Закон о ФК и спорте 2007 года :
Дано определение ФК, адаптивный спорт, функции АФК;
-Специальности:
2 специальности: --Инструктор-специалист
--Тренер по адаптивному спорту
-Стали уделять большее внимание Адаптивному спорту
-Стали добиваться результатов в играх